Концепции современного естествознания

Электронное учебное пособие

На главную
Об авторах
Содержание
Отправить сообщение
Форум
Чат

Тема 1. Практикум к семинару

 

Тема 1. ЕСТЕСТВЕННОНАУЧНАЯ И ГУМАНИТАРНАЯ КУЛЬТУРЫ.
НАУЧНЫЙ МЕТОД. ЛОГИКА И МЕТОДОЛОГИЯ
РАЗВИТИЯ ЕСТЕСТВОЗНАНИЯ

Практикум к семинару

I. Изобразите на доске схему "Процесс научного познания":

Эмпирический факт → научный факт → наблюдение → реальный эксперимент → мысленный эксперимент → фиксация результатов эмпирического уровня исследований → эмпирическое обобщение → использование имеющегося теоретического знания → образ → формирование гипотезы → проверка ее на опыте → формирование новых понятий → введение терминов и знаков → определение их значения → выведение закона → создание теории → проверка ее на опыте → принятие в случае необходимости дополнительных гипотез.

II. Изобразите на доске таблицу:

Новые естественнонаучные направления и их результаты

Таблица 1

Новое научное направление Основные результаты
Космология Модель Большого взрыва и расширяющейся Вселенной
Астрофизика Концепция эволюции небесных тел и процессов, происходящих в них
Теория относительности Модель взаимовлияния пространства и времени и взаимоперехода вещества и энергии
Квантовая механика Корпускулярно-волновой дуализм и другие свойства микромира
Синергетика Открытие механизма эволюции неживых систем и модель рождения материи
Геология Концепция тектоники литосферных плит
Генетика Открытие механизмов самовоспроизводства в живых системах
Общая теория эволюции Модель эволюции жизни
Экология Открытие взаимосвязи живых и неживых систем и закономерностей развития экосистем
Этология Выявление соотношений инстинкта и научения в поведении животных
Социобиология Определение соотношения биологического и социального в поведении животных и человека
Антропология Открытие "человека умелого"
Психоанализ Выявление роли бессознательного в человеке
Нейрофизиология Холотропная модель сознания



III. Ответьте на вопросы:

  1. Что такое культура? Как соотносятся между собой естественнонаучная и гуманитарная культуры?
  2. В чем суть принципов фальсификации, верификации? Как они работают?
  3. Назовите критерии различия теоретического и эмпирического уровней научного познания. Какую роль играет каждый из этих уровней в научном познании?
  4. Чем отличаются наблюдение, эксперимент, моделирование?
  5. Что такое "идеализация" в естествознании?
  6. Назовите основные виды индукции.
  7. Что понимается под формализацией в процессе познания?
  8. Дайте определения понятий "верификация" и "фальсификация".
  9. В чем суть двух моделей исторических реконструкций науки?
  10. Что такое "парадигма"?

IV. Темы докладов и рефератов:

  1. В. И. Вернадский о соотношении науки, философии и религии.
  2. Принцип верификации научных теорий и проблема истинности.
  3. Работа Т. Куна "Структура научных революций" и ее роль в методологии научного познания.

<
Наверх
>
 

© ФГОУ ВПО Красноярский государственный аграрный университет, 2004
© Центр дистанционного обучения КрасГАУ, 2004
© Кириенко Н.Н., 2004