Тема 1. ЕСТЕСТВЕННОНАУЧНАЯ И ГУМАНИТАРНАЯ КУЛЬТУРЫ. НАУЧНЫЙ МЕТОД. ЛОГИКА И МЕТОДОЛОГИЯ РАЗВИТИЯ ЕСТЕСТВОЗНАНИЯ
Практикум к семинару
I. Изобразите на доске схему "Процесс научного познания":
Эмпирический факт → научный факт → наблюдение → реальный эксперимент → мысленный эксперимент → фиксация результатов эмпирического уровня исследований → эмпирическое обобщение →
использование имеющегося теоретического знания → образ → формирование гипотезы → проверка ее на опыте → формирование новых понятий → введение терминов и знаков → определение их значения → выведение закона → создание теории → проверка ее на опыте → принятие в случае необходимости дополнительных гипотез.
II. Изобразите на доске таблицу:
Новые естественнонаучные направления и их результаты
Таблица 1
Новое научное направление |
Основные результаты |
Космология |
Модель Большого взрыва и расширяющейся Вселенной |
Астрофизика |
Концепция эволюции небесных тел и процессов, происходящих в них |
Теория относительности |
Модель взаимовлияния пространства и времени и взаимоперехода вещества и энергии |
Квантовая механика |
Корпускулярно-волновой дуализм и другие свойства микромира |
Синергетика |
Открытие механизма эволюции неживых систем и модель рождения материи |
Геология |
Концепция тектоники литосферных плит |
Генетика |
Открытие механизмов самовоспроизводства в живых системах |
Общая теория эволюции |
Модель эволюции жизни |
Экология |
Открытие взаимосвязи живых и неживых систем и закономерностей развития экосистем |
Этология |
Выявление соотношений инстинкта и научения в поведении животных |
Социобиология |
Определение соотношения биологического и социального в поведении животных и человека |
Антропология |
Открытие "человека умелого" |
Психоанализ |
Выявление роли бессознательного в человеке |
Нейрофизиология |
Холотропная модель сознания |
III. Ответьте на вопросы:
- Что такое культура? Как соотносятся между собой естественнонаучная и гуманитарная культуры?
- В чем суть принципов фальсификации, верификации? Как они работают?
- Назовите критерии различия теоретического и эмпирического уровней научного познания. Какую роль играет каждый из этих уровней в научном познании?
- Чем отличаются наблюдение, эксперимент, моделирование?
- Что такое "идеализация" в естествознании?
- Назовите основные виды индукции.
- Что понимается под формализацией в процессе познания?
- Дайте определения понятий "верификация" и "фальсификация".
- В чем суть двух моделей исторических реконструкций науки?
- Что такое "парадигма"?
IV. Темы докладов и рефератов:
- В. И. Вернадский о соотношении науки, философии и религии.
- Принцип верификации научных теорий и проблема истинности.
- Работа Т. Куна "Структура научных революций" и ее роль в методологии научного познания.
|