СТРИЖОВА С.В. Налоги и налогообложение

электронный учебно-методический комплекс

Модуль 1. Общие вопросы налогообложения
Тема 1. Налоговая система России

1.4. Классификация налогов

Различные виды налогов группируют по разным признакам в зависимости от того основания, которое положено в сравнение (см. Прил. 1).

В зависимости от того, какой уровень власти устанавливает важнейшие элементы налога и вводит в действие налоги подразделяются на федеральные, региональные (или субъектов Российской Федерации) и местные.

Таким образом, налоговая система России включает в себя совокупность федеральных, региональных и местных налогов. Кроме того, на правах исключения из общих правил в налоговую систему России входят специальные режимы налогообложения.

Федеральные налоги и сборы устанавливаются Налоговым кодексом РФ, они обязательны к уплате на всей территории Российской Федерации.

Региональные налоги и сборы устанавливаются Налоговым кодексом РФ и законами субъектов Российской Федерации, они обязательны к уплате на территории соответствующих субъектов Российской Федерации.

Местные налоги и сборы устанавливаются налоговым кодексом Российской Федерации и нормативными правовыми актами представительных органов местного самоуправления, они обязательны к уплате на территориях соответствующих муниципальных образований.

В зависимости от методов взимания налоги делятся на прямые и косвенные.

Прямые налоги устанавливаются непосредственно на доход или на имущество налогоплательщика. Здесь денежные отношения возникают непосредственно между налогоплательщиком и государством. К прямым налогам, например, относятся налог на доходы физических лиц, налог на прибыль, налоги на имущество организаций и физических лиц, земельный налог и другие.

Косвенные налоги взимаются в процессе движения доходов или оборота товаров, работ, услуг. Они включаются в виде надбавки к цене товара, работы, услуги и оплачиваются потребителем. К косвенным налогам относятся налог на добавленную стоимость, акцизы и др.

При формировании налоговой системы предполагалось, что фискальную задачу будут выполнять преимущественно косвенные налоги, а роль экономического регулятора доходов организаций и физических лиц – прямые налоги.

Однако до 1997 года в структуре доходной части бюджета России налоговые поступления в виде прямых налогов доминировали, они росли как абсолютно, так и относительно. Но в последние годы удельный вес косвенных налогов в общем объеме налоговых поступлений возрастает.

Начиная с 1997 года до 2002 года он вырос с 31,7% до 52%.

По субъекту уплаты налоги подразделяют на налоги, уплачиваемые юридическими лицами, и налоги, уплачиваемые физическими лицами.

В настоящее время из всех установленных налогов пять налогов уплачивается юридическими и физическими лицами (таможенная пошлина и таможенные сборы, государственная пошлина, земельный налог, транспортный налог, налог на имущество), два налога взимаются только с физических лиц (налог на доходы, налог с наследования и дарения), исключая такие косвенные налоги как налог на добавленную стоимость и акцизы. Остальные основные налоги уплачивают юридические лица.

В 2002 году в структуре консолидированного бюджета Российской Федерации налоги с юридических лиц составляли 92,7%, а с физических лиц – 7,3%.

В перспективе доля налогов с физических лиц будет увеличиваться.

В зависимости от закрепления налогов за тем или иным уровнем бюджета различают закрепленные и регулирующие налоги.

Закрепленными считаются те налоги, которые на длительный период полностью или в частях закрепляются как доходный источник конкретного бюджета или бюджетов.

Ярким примером закрепленных налогов являются местные налоги, которые исключительно поступают в местные бюджеты. Примером закрепленного федерального налога может служить налог на прибыль организаций, ставки которого определены для федерального и регионального уровня бюджета (с 1 января 2005 г.).

Регулирующие – это те налоги, от которых в процессе бюджетного планирования производятся отчисления в бюджеты нижестоящего уровня для их сбалансированности.

Именно, в ходе бюджетного планирования в Российской Федерации осуществляется регулирование доходной базы бюджетов путем установления доли каждого налога, поступившего на данной территории и зачисляемого в соответствующие бюджеты. К регулирующим в настоящее время налогам можно отнести налог на имущество организаций, земельный налог, собираемый за земли городов и поселков и др.

По объекту обложения налоги подразделяются на реальные (имущественные), ресурсные (рентные), личные, вмененные и взимаемые с выплат и иных вознаграждений физическим лицам.

Реальными (или имущественными) налогами облагаются продажа и владение имуществом. Их взимание не зависит от финансовых возможностей налогоплательщиков. К ним относятся такие налоги, как налог на имущество организаций, физических лиц, земельный налог.

Взимание ресурсных платежей связано с разработкой, использованием и добычей природных ресурсов. Ресурсные налоги иначе называют рентными налогами, так как их введение и уплата, как правило, связаны с образованием и получением ренты. К этим налогам относятся налог на добычу полезных ископаемых, акцизы по подакцизным товарам, произведенным из минерального сырья, земельный налог и другие.

Личные налоги взимаются с физических лиц. При их установлении учитывается финансовое положение налогоплательщика и его платежеспособность. К личным налогам относится налог на доходы физических лиц.

При взимании вмененных налогов объектом налогообложения выступает доход, который определяется государством. Он не зависит от финансовых показателей деятельности налогоплательщика, а определяется его потенциальными возможностями получить данный доход. В Российской Федерации к вмененным налогам относятся единый налог на вмененный доход для отдельных видов деятельности и налог на игорный бизнес.

При взимании налогов с выплат и иных вознаграждений физическим лицам объектом налогообложения выступают расходы налогоплательщика, которые связаны с выплатой заработной платы и других видов вознаграждений работникам. В российской налоговой системе к этой группе налогов относится единый социальный налог.

В зависимости от способа обложения налоги подразделяются на две группы. В первую группу входят налоги, которые взимаются "у источника". Исчисление и изъятие налога "у источника" обычно осуществляется организацией, которая выплачивает доход. Этим способом взимается налог на доходы физических лиц, налог на отдельные виды доходов по налогу на прибыль (например, дивиденды). Налог удерживается одновременно с выплатой дохода, сумма налога сразу переводится налоговым агентом в бюджет. Это исключает возможность уклонения от уплаты налога.

По "декларации" уплачивают налоги физические лица, которые занимаются предпринимательской деятельностью без образования юридического лица, и все юридические лица по всем налогам.

В зависимости от назначения налоги подразделяются на общие (обезличенные) и специальные (целевые).

Особенностью общих налогов является то, что они после поступления в бюджет любого уровня обезличиваются и расходуются на цели, предусмотренные в соответствующем бюджете.

Специальные налоги имеют строго целевое назначение. Примером целевого налога может служить единый социальный налог. Он является источником формирования финансовых ресурсов таких целевых фондов как Пенсионный фонд, Фонд обязательного социального страхования,

Фонды федерального и территориального обязательного медицинского страхования.

Налоги также подразделяются в зависимости от того, что является источником налогообложения. Но это относится к юридическим лицам. У физических лиц может быть только один источник – доход.

Юридические лица различные налоги уплачивают за счет разных источников.

За счет выручки от реализации уплачиваются косвенные налоги (налог на добавленную стоимость, акцизы, экспортная таможенная пошлина).

Второй источник – это издержки производства и обращения. В них включаются земельный налог, импортная таможенная пошлина, единый социальный налог, водный налог, транспортный налог, налог на добычу полезных ископаемых, налог на игорный бизнес.

Отдельные налоги относятся на финансовые результаты. Например, налог на имущество и др.

За счет остаточной прибыли уплачиваются налог на прибыль, государственная пошлина, сбор за право пользования объектами животного мира и водными биологическими ресурсами и др.

© ФГОУ ВПО Красноярский государственный аграрный университет, 2005

© Центр дистанционного обучения, 2005