Методика научного исследования

электронный учебно-методический комплекс

Тема 3.2. Проблемная ситуация. Формулировка научной проблемы и темы исследования

Выбор и формулировка темы исследования

Перед каждым исследователем или научной группой, приступающими к изучению конкретной темы или научного вопроса, стоит задача спланировать работу. Есть пословица – «Только первый шаг труден». Если вы начинаете «с чистого листа», не имея ясного направления, даже заданной темы, вы можете испугаться. Но вы справитесь, если у вас есть план, который будет вести вас на протяжении всего исследования, шаг за шагом. В начальный период научного исследования целесообразно наметить лишь черновой план. Позже, когда будет проведена ориентировочная серия опытов и наблюдений, тема обязательно уточнится, а цель и задачи получат более конкретное определение.

Советы специалистов!!!

Планируйте много записывать по ходу работы. Большая часть из этого окажется рутинным ведением заметок, но вам также следует потратить какое-то время на письменное изложение для понимания: писать предварительные планы; не соглашаться с тем, что вы прочли; рисовать схемы, чтобы связать разрозненные факты; комментировать источники; записывать даже случайные мысли. Вы никогда не знаете, что из этого может оказаться полезным. Когда вы пишите попутно, вы наилучшим образом стимулируете свое критическое мышление, лучше понимаете источники и лучше будете писать впоследствии вашу статью, тезисы, отчет, диссертацию.

Основное правило формулировки темы

Найдите тему достаточно конкретную, позволяющую вам освоить разумный объем информации по ней: не «Микроорганизмы в почве», а, например, «Влияние подвижного органического вещества на распространение микроорганизмов в почве». Как правило, тема слишком широка, если ее можно сформулировать в трех-пяти словах (первый пример).

Ее необходимо сузить, добавив слова и словосочетания особого рода: описание, влияние, столкновение, разработка, формирование (второй пример).

Умение правильно поставить перед собой научную задачу, определить актуальную тему - дело непростое, требующее высокой компетенции исследователя. Говорят, что уметь правильно поставить задачу, значит как бы наполовину уже ее решить.

Выбору темы для коллективного или индивидуального изучения начинающих исследователей помогают следующие приемы и способы:

    1. Консультации с учеными,производственниками, видными работниками
    2. Использование принципа исследования в пограничных областях наук
    3. Применение принципа описательного-аналитического исследования на основе эксперимента, серии измерений и наблюдений объекта
    4. Применение принципа научного поиска, особенно если в экспериментальном исследовании полученные результаты не подтверждают теории
    5. Использование принципа пересмотра научных фактов на новом, более качественном уровне, в новом аспекте
    6. Выбор принципа более эффективного методического решения научной задачи в экономическом, техническом, социальном и иных подходах ее выполнения
    7. Применение других приемов (просмотр каталогов защищенных диссертаций, анализ материалов экспедиций, ознакомление с обзорами задач науки и др.)

Проблемная ситуация

Проблеме предшествует проблемная ситуация. Проблемная ситуация в широком смысле - это совокупность отношений между необходимостью и возможностью возникновения нового научного знания.

Ее особенность: указанные отношения приобретают форму противоречия. С одной стороны, достигнутый объем и уровень научного знания, с другой, необходимость и невозможность на его основе описать и объяснить вновь открытые явления или фрагменты реальности.

Проблемная ситуация - это прежде всего познавательная ситуация, выражающаяся в невозможности объяснить имеющиеся факты в рамках существующего знания. Начиная разрешать проблемную ситуацию ученый высказывает некоторые предположения о способах и результате разрешения, которые формулируются в гипотезах.

Проблемная ситуация характеризует текущие научно-технические и пратические потребности.

Выделяют следующие причины и условия возникновения проблемной ситуации:

    1. Новые факты не укладываются в рамки существующей теории, что требует новых гипотез и их экспериментальной проверки
    2. Конкурируют несовместимые самостоятельные теории, объясняющие с разных принципиальных позиций одно и то же явление
    3. Комплекс фактов противоречит господствующим теориям и требует пересмотра базовых теоретических представлений, мировоззрения и методологии

В формировании проблемной ситуации, помимо "образа науки", значительную роль играют подвижные (случайные) элементы, связанные со специфическими методами и категориями исследования и,наконец, с фактами, которые предстают перед исследователями как "случайные" (ими не предсказанные). Эти представления не просто существуют где-то рядом с проблемной ситуацией, а непосредственно входят в нее, отражая моменты устойчивости, преемственность знания.

Формулировка проблем по теме исследований (логическая цепочка)

Практическая проблема (проблемная ситуация)

Лучший способ выяснить, что вы знаете о той или иной теме – «обстрелять» ее вопросами. ЕСЛИ ВОПРОС, который вызывает интерес НАЙДЕН, далее вы обязаны задать более серьезный вопрос: Почему этот вопрос должен захватить также моих читателей/слушателей? Что делает его достойным того, чтобы его задать? НУ И ЧТО?

Для грамотного и эффективного ответа на этот вопрос предлагают следующие ШАГИ:

ШАГИ ДЛЯ ПОСТАНОВКИ ВОПРОСОВ

Шаг 1: Назовите вашу тему одним предложением, максимально конкретным:

Я изучаю (пытаюсь узнать, работаю над) ___________

Заполните пробел вашей темой. Обязательно воспользуйтесь именами существительными, образованными из глаголов или имен прилагательных:

Я изучаю влияние подвижного органического вещества на биологическую активность почвы.

Шаг 2: Добавьте вопрос

Как можно скорее добавьте к этому предложению косвенный вопрос, конкретизирующий то, чего вы не знаете или до конца не понимаете в вашей теме, но хотите узнать или понять:

Шаг 1. Я изучаю X,

Шаг 2. потому что хочу узнать кто/что/когда/где/как/ли

?

ИТАК:

1. Я изучаю влияние подвижного органического вещества (ПОВ) на биологическую активность почвы, ПОТОМУ ЧТО ХОЧУ УЗНАТЬ , как компоненты подвижного органического вещества предопределяют направленность и скорость биологических процессов в почве?

Когда вы добавляете придаточные предложения типа потому-что-хочу-узнать-как/почему, вы указываете, почему вы хотите исследовать вашу тему: чтобы ответить на вопрос важный для вас. Теперь сделайте СЛЕДУЮЩИЙ ШАГ:

Шаг 3. Мотивируйте ваш вопрос

Введите второй подразумеваемый вопрос словами, для того чтобы помочь моему читателю/слушателю понять, КАК, ПОЧЕМУ, … ЛИ:

Шаг 3. Я изучаю влияние подвижного органического вещества на биологическую активность почвы, ПОТОМУ ЧТО ХОЧУ УЗНАТЬ , как компоненты подвижного органического вещества предопределяют направленность и скорость биологических процессов в почве. ДЛЯ ТОГО ЧТОБЫ ПОМОЧЬ МОЕМУ ЧИТАТЕЛЮ ПОНЯТЬ, почему нужны агроприемы, способствующие увеличению запасов ПОВ, которые определяют характер биологических процессов, а они, в свою очередь, влияют на плодородие почвы и ее устойчивость.

Именно ответ на третий вопрос даст вам утверждение, которое способно вызвать интерес у ваших читателей.

Вы можете заполнить эту модель из трех шагов до того, как начнете собирать данные. К сожалению, слишком многие, записывают и обрабатывают свои результаты, не продумав грамотно этих шагов вообще.

РЕЗЮМЕ:

Ваша цель – объяснить, о чем вы пишите – ВАШУ ТЕМУ:

Я изучаю …

что вы не знаете о ней – ВАШ ВОПРОС:

потому что хочу узнать …

почему вы хотите об этом узнать – ВАШУ ЦЕЛЬ:

для того чтобы помочь моему читателю/слушателю лучше понять …

Рассмотренные шаги важны не только для нахождения хороших исследовательских вопросов, на которые вы хотите ответить, но и для нахождения и формулирования проблемы, которую смогут признать и оценить не только профессионалы по вашей теме, но и читатели.

Научная проблема – это исходный структурный элемент научного исследования, специфическое следствие из предыдущих результатов знания,вид научной задачи, которая должна решить противоречие между необходимостью в новых знаниях и невозможностью их получения на базе существующих.

ФОРМУЛИРОВКА ПРОБЛЕМ

Как ставить и формулировать научные проблемы, как они работают?

Практические и исследовательские проблемы имеют одну и ту же фундаментальную структуру. И те, и другие состоят из двух частей:

1.CИТУАЦИЯ, или УСЛОВИЕ

2.УЩЕРБ, нежелательные следствия,который вы не хотите нести.

Отличает их - природа условий и ущерба.

Для того чтобы сформулировать практическую проблему, вы должны очертить обе ее части:

ее условие: Я не успел на автобус.

ущерб от этого условия, который делает вас несчастным:

- Я опоздаю на работу и могу потерять место.

!!! Ваши читатели/слушатели будут судить о значимости проблемы по связанному с ней ущербу не для вас, а для них.

Поэтому вы обязаны очертить проблему с их точки зрения.

Чтобы сделать это, вообразите:

когда вы ставите условие вашей проблемы, ваши читатели/слушатели отвечают:

НУ И ЧТО?

Условие исследовательской проблемы – это всегда тот или иной вариант вашего незнания или непонимания чего-то. (шаг 2). Здесь подчеркивается ценность вопросов. Они заставляют вас задуматься о том, чего вы не знаете или не понимаете, но хотите узнать или понять.

Ущерб от исследовательской проблемы – это что-то еще, чего мы, или, что важнее, наши читатели, не знаем или не понимаем, но что является более значимым, более существенным, чем неведение или заблуждение, определяемое условием. Это тоже можно выразить в виде вопроса (шаг 3).

ИТАК, наука заканчивается там, где возникает ситуация беспроблемности. Любая же нормально функционирующая наука, накапливая факты, выдвигая гипотезы и т.д., стремится получить целостное, в идеале – системное знание об объекте науки и предметах ее исследования. В результате относительно упорядоченное знание об объекте на определенном этапе развития представляет такую знаковую картину, которая всегда будет располагать «белыми пятнами» непознанного. Отсюда для исследователя возникает понимание научной проблемы как такого незавершенного субъективного образа объективно существующего объекта, который он должен заполнить недостающими фрагментами, сторонами, связями и отношениями. Возникшие задачи по преодолению познавательных трудностей могут быть решены только профессионально через общие механизмы научной рациональности и рациональные нормы научного исследования, обоснованные научной практикой. Некоторые задачи могут быть решены чисто технически, путем поиска существующей, но в данном случае недостающей информации, или изменением структуры имеющейся технологической базы исследования. Другие задачи приводят к проблемной ситуации как совокупности отношений между необходимостью и возможностью получения нового научного или методологического знания. Особенность проблемной ситуации в том, что указанные отношения приобретают форму противоречия: с одной стороны, достигнутый объем и уровень научного и методологического знаний, с другой – необходимость и невозможность на их основе описать и объяснить заданные в задачах фрагменты реальности. Языковым выражением проблемной ситуации является понятие научной проблемы.

Выводы

Контрольные вопросы





















Выводы

  1. Выбор и формулировка темы исследования является важным элементом и методическим приемом исследования
  2. Тему исследования необходимо "сузить", добавляя слова и словосочетания особого рода в начало формулировки: описание, влияние, столкновение, разработка, формирование
  3. Проблемная ситуация - это совокупность отношений между необходимостью и возможностью возникновения нового научного знания.
  4. Условие исследовательской проблемы – это всегда тот или иной вариант вашего незнания или непонимания чего-то.
  5. Лучший способ выяснить, что вы знаете о той или иной теме – «обстрелять» ее вопросами

Контрольные вопросы

  1. Назовите основные правила формулировки научно-исследовательской темы
  2. Перечислите основные шаги, необходимые для грамотного и эффективного ответа на вопрос "ну и что?"
  3. Раскройте понятия "научная проблема" и "проблемная ситуация"
  4. Назовите основные элементы логической цепочки при формулировке проблем
  5. Объясните основные правила формулировки научной проблемы
  6. Назовите основные проблемы современной науки, естествознания, образования; объясните складывающуюся ситуацию в них и ущерб от незнания вариантов решения проблем в них

© ФГОУ ВПО Красноярский государственный аграрный университет

© Центр дистанционного обучения