Министерство сельского хозяйства Российской Федерации
Департамент научно-технологической политики и образования
Федеральное государственное образовательное учреждение
высшего профессионального образования
"Красноярский государственный аграрный университет"
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
ИММУНОЛОГИЯ
для подготовки БАКАЛАВРОВ по программе ФГОС ВПО 3го поколения
Направление 020400.62 Биология
Институт прикладной биотехнологии и ветеринарной медицины
кафедра Эпизоотологии, микробиологии, паразитологии и ветеринарно-санитарной экспертизы
курс 4-й семестр 7-й
Красноярск 2013 г.
Форма обучения очная
Квалификация выпускника бакалавр
Программа разработана в соответствии с ФГОС ВПО по направлению 020400.62 Биология примерной учебной программы утвержденной ФГБОУ ВПО «Московский государственный университет прикладной биотехнологии» , 2010 г
Программа обсуждена на заседании кафедры протокол № 5 «22» декабря 2011 г.
Составитель программы: Мороз А.А.
Заведующий кафедрой Полонская Д. Е.
Программа принята методической комиссией института прикладной биотехнологии и ветеринарной медицины протокол № 6 «23» января 2012г.
Председатель Турицына Е.Г.
1. АННОТАЦИЯ
2. Требования к дисциплине
3. Цели и задачи дисциплины
4. Организационнометодические данные дисциплины
5. Структура и содержание дисциплины
5.1. Тематический план
5.2. Трудоемкость модулей и модульных единиц дисциплины
5.3. Содержание лекционного курса
5.4. Лабораторные занятия
5.5. Самостоятельное изучение разделов дисциплины
5.6. Взаимосвязь компетенций с учебным материалом и контролем знаний студентов
6. Список рекомендуемой литературы для изучения дисциплины
1. АННОТАЦИЯ
Дисциплина «Иммунология» относится к дисциплинам базовой части общепрофессионального биологического цикла дисциплин подготовки студентов по направлению подготовки 020400.62 «Биология». Дисциплина реализуется в институте Прикладной биотехнологии и ветеринарной медицины кафедрой эпизоотологии и паразитологии.
Дисциплина нацелена на формирование общекультурональных (ОК) и профессиональных (ПК) компетенций выпускника:
ОК1 следовать этическим и правовым нормам в отношении других людей и в отношении природы (принципы биоэтики), иметь четкую ценностную ориентацию на сохранение природы и охрану прав и здоровья человека;
ОК8 проявлять экологическую грамотность и использовать базовые знания в области биологии в жизненных ситуациях; понимать социальную значимость и уметь прогнозировать последствия своей профессиональной деятельности, готовность нести ответственность за свои решения;
ОК19 владеть основными методами защиты производственного персонала и населения от возможных последствий аварий, катастроф, стихийных бедствий.
Выпускник должен обладать следующими профессиональными компетенциями (ПК):
ПК1 демонстрировать базовые представления о разнообразии биологических объектов, понимание значения биоразнообразия для устойчивости биосферы;
ПК2использовать методы наблюдения, описания, идентификации, классификации, культивирования биологических объектов;
ПК3демонстрировать знание принципов структурной и функциональной организации биологических объектов и механизмов гомеостатической регуляции; применяет основные физиологические методы анализа и оценки состояния живых систем;
ПК4демонстрировать знание принципов клеточной организации биологических объектов, биофизических и биохимических основ, мембранных процессов и молекулярных механизмов жизнедеятельности;
ПК5применять современные экспериментальные методы работы с биологическими объектами в полевых и лабораторных условиях, навыки работы с современной аппаратурой;
ПК6демонстрировать базовые представления об основных закономерностях и современных достижениях генетики, о геномике, протеомике;
ПК7понимать роли эволюционной идеи в биологическом мировоззрении; иметь современные представления об основах эволюционной теории, о
микро и макроэволюции;
ПК8имееть базовые представления о закономерностях воспроизведения и индивидуального развития биологических объектов; использовать методы получения и работы с эмбриональными объектами;
ПК9демонстрировать и применять базовые представления об основах общей, системной и прикладной экологии, принципах оптимального природопользования и охраны природы;
ПК10демонстрировать базовые представления об основах биологии человека, профилактике и охране здоровья и использует их на практике,
владеет средствами самостоятельного достижения должного уровня
физической подготовленности;
ПК11демонстрировать современные представления об основах биотехнологии и генной инженерии, нанобиотехнологии, молекулярного моделирования;
ПК12знать принципы мониторинга, оценки состояния природной среды и охраны живой природы, участвовать в планировании и реализации соответствующих мероприятий;
ПК13оперировать правовыми основами исследовательских работ и законодательства РФ в области охраны природы и природопользования, соблюдать нормы авторского права;
Содержание дисциплины охватывает круг вопросов, раскрывающих основные составляющие иммунной системы (органы, клетки, молекулы) и их роль в защите внутренней среды организма от проникновения чужеродных антигенов, дается представление об антигенных свойствах органических молекул, рассматриваются основные механизмы взаимодействия клеток иммунной системы в ходе развития иммунных ответов. Кроме того, приводятся сведения о молекулярном строении иммуноглобулинов и их свойства с целью обоснования их роли как защитных молекул и понимания возможности их применения в методическом арсенале современной биологии. Учебный план предусматривает следующие формы организации учебного процесса: лекции, лабораторные занятия, учебную практику, коллоквиумы, самостоятельную работу студентов, постановка некоторых иммунологических реакций.
Программой дисциплины предусмотрены следующие виды контроля: текущий контроль в форме проверочных контрольных работ, коллоквиумов, тестирования, и промежуточный контроль в форме зачета и экзамена.
Общая трудоемкость освоения дисциплины составляет 2 зачетных единицы или 72 часа, из них 12 часов лекций, 26 часа лабораторных занятий, 36 часов самостоятельной работы. Дисциплина реализуется у студентов 4го курса в течение 7 семестра.
2. ТРЕБОВАНИЯ К ДИСЦИПЛИНЕ
1.1. Внешние и внутренние требования
«Иммунология» включена в ООП в цикл базовых общепрофессиональных биологических дисциплин. Реализация требований дисциплины ФГОС ВПО, ООП ВПО и учебного плана по специальности 020400.62 «Биология», должна формировать у выпускников следующие общекультурные компетенции (ОК):
следовать этическим и правовым нормам в отношении других людей и
в отношении природы (принципы биоэтики), иметь четкую ценностную ориентацию на сохранение природы и охрану прав и здоровья человека ОК1;
проявлять экологическую грамотность и использовать базовые знания в области биологии в жизненных ситуациях; понимать социальную значимость и уметь прогнозировать последствия своей профессиональной деятельности, готовность нести ответственность за свои решения ОК8;
владеть основными методами защиты производственного персонала и населения от возможных последствий аварий, катастроф, стихийных бедствий ОК19;
и профессиональных компетенции (ПК): демонстрировать базовые представления о разнообразии биологических объектов, понимание значения биоразнообразия для устойчивости биосферы ПК1;
использовать методы наблюдения, описания, идентификации, классификации, культивирования биологических объектов ПК2;
демонстрировать знание принципов структурной и функциональной организации биологических объектов и механизмов гомеостатической регуляции; применяет основные физиологические методы анализа и оценки состояния живых систем ПК3;
демонстрировать знание принципов клеточной организации биологических объектов, биофизических и биохимических основ, мембранных процессов и молекулярных механизмов жизнедеятельности ПК4;
применять современные экспериментальные методы работы с биологическими объектами в полевых и лабораторных условиях, навыки работы с современной аппаратурой ПК5;
демонстрировать базовые представления об основных закономерностях и современных достижениях генетики, о геномике, протеомике ПК6;
понимать роли эволюционной идеи в биологическом мировоззрении;
иметь современные представления об основах эволюционной теории, о
микро и макроэволюции ПК7;
имеет базовые представления о закономерностях воспроизведения и индивидуального развития биологических объектов; использовать методы получения и работы с эмбриональными объектами ПК8;
демонстрировать и применять базовые представления об основах общей, системной и прикладной экологии, принципах оптимального природопользования и охраны природы ПК9;
демонстрировать базовые представления об основах биологии человека, профилактике и охране здоровья и использует их на практике,
владеет средствами самостоятельного достижения должного уровня
физической подготовленности ПК10;
демонстрировать современные представления об основах биотехнологии и генной инженерии, нанобиотехнологии, молекулярного моделирования ПК11;
знать принципы мониторинга, оценки состояния природной среды и охраны живой природы, участвовать в планировании и реализации соответствующих мероприятий ПК12;
оперировать правовыми основами исследовательских работ и законодательства РФ в области охраны природы и природопользования, соблюдать нормы авторского права ПК13.
1.2. Место дисциплины в учебном процессе
Дисциплина «Иммунология» является основополагающей для изучения следующих дисциплин: вирусология, микробиология, физиология и инфекционные болезни.
Особенностью дисциплины является необходимость запоминания большого количества латинских терминов и значительных объемов учебного материала, самостоятельная работа в учебной лаборатории с биопрепаратами, освоение техники постановки различных серологических реакций, умение владеть техникой работы с лабораторным оборудованием, позитивными и нормальными сыворотками крови и различными типами антигенов.
Контроль знаний студентов проводится в форме текущей и промежуточной аттестации. Текущая аттестация включает коллоквиумы, контрольные работы, подготовку конспектов, тестирование разного уровня сложности. Промежуточная аттестация состоит из защиты контрольных и самостоятельных работ и зачета (седьмой семестр).
3. ЦЕЛИ И ЗАДАЧИ ДИСЦИПЛИНЫ
Цель преподавания дисциплины: формирование у будущего биолога научного мировоззрения о многообразии основных составляющих иммунной системы и их роли в защите внутренней среды организма от проникновения антигенов, представление об антигенных свойствах органических молекул, основные механизмы взаимодействия клеток иммунной системы в ходе развития иммунных ответов, сведения о молекулярном строении иммуноглобулинов и их свойства, применение полученных знаний в методическом арсенале современной биологии. В результате изучения дисциплины студент должен:
Знать:
- современные основы биологии клеток иммунной системы;
- систематику и морфологию тканей и органов иммунной системы животных и птиц, особенностей их биологии и экологии;
- роль клеток иммунной системы в противоинфекционном иммунитете организма;
Уметь:
- проводить исследования иммунологического материала от животных и птиц;
- диагностировать возбудителей инфекций различного генеза;
- анализировать полученные результаты исследований.
Владеть:
- основами учения об инфекции, о наследственности и об изменчивости,
- основами методов индикации и идентификации, патогенных для животных возбудителей инфекций
- бактериологическими, серологическими, генетическими и аллергическими исследованиями, используемыми при идентификации возбудителей инфекционных и микологических болезней.
4. ОРГАНИЗАЦИОННОМЕТОДИЧЕСКИЕ ДАННЫЕ ДИСЦИПЛИНЫ
Общая трудоемкость дисциплины составляет 2 зач.ед. (72 часа), их распределение по видам работ и по семестрам представлено в таблице 1.
Распределение трудоемкости дисциплины по видам работ по семестрам
Вид учебной работы |
Трудоемкость |
зач ед. | час. | 7 сем. |
Общая трудоемкость дисциплины по учебному плану | 2,0 | 72 | 72 |
Аудиторные занятия | 1,0 | 36 | 36 |
Лекции (Л) | 0,3 | 12 | 12 |
Практические занятия (ПЗ) | | | |
Семинары (С) | | | |
Лабораторные работы (ЛР) | 0,7 | 24 | 24 |
Самостоятельная работа (СРС) | 1,0 | 36 | 36 |
в том числе: | | | |
курсовая работа (проект) | | | |
консультации | | | |
контрольные работы | | | |
реферат | 0,3 | 10 | 10 |
самоподготовка к текущему контролю знаний | 0,7 | 26 | 26 |
Подготовка к зачету | 0,25 | 9 | 9 |
Вид контроля: зачет | | | 72 |
5. Структура и содержание дисциплины
5.1. Тематический план
Структура дисциплины
Раздел дисциплины |
Всего часов |
В том числе |
СРС |
Лекции | Лабораторные занятия |
Модуль 1. Общая иммунология | 20 | 4 | 6 | 10 |
Модуль 2. Учение об инфекции и иммунитете | 22 | 4 | 6 | 12 |
Модуль 3. Клиническая иммунология | 30 | 4 | 12 | 14 |
Всего часов | 72 | 12 | 24 | 36 |
Зачет, час | 36 |
ИТОГО | 72 |
5.2. Трудоемкость модулей и модульных единиц дисциплины
Наименование модулей и модульных единиц дисциплины |
Всего часов на модуль |
Аудиторная работа |
Внеаудиторная работа (СРС) |
Лекции | Лабораторные занятия |
Модуль 1. ОБЩАЯ ИММУНОЛОГИЯ | 20 | 4 | 6 | 10 |
1.1. Введение в иммунологию | 12 | 2 | 4 | 6 |
1.2. Виды иммунитета | 8 | 2 | 2 | 4 |
Модуль 2. УЧЕНИЕ ОБ ИНФЕКЦИИ И ИММУНИТЕТЕ | 22 | 4 | 6 | 12 |
2.1. Учение об инфекции | 10 | 2 | 2 | 6 |
2.2. Учение об иммунитете | 12 | 2 | 4 | 6 |
Модуль 3. КЛИНИЧЕСКАЯ ИММУНОЛОГИЯ | 30 | 4 | 12 | 14 |
3.1. Иммунные комплексы | 14 | 2 | 4 | 8 |
3.2. Иммунологические реакции | 16 | 2 | 8 | 6 |
ИТОГО | 72 | 12 | 24 | 36 |
5.3. Содержание лекционного курса
Наименование модулей и модульных единиц дисциплины |
№ и тема лекции |
Вид контрольного мероприятия |
Колво часов |
Модуль 1. ОБЩАЯ ИММУНОЛОГИЯ | 4 |
1.1. Введение в иммунологию | Лекция 1. Возникновение и развитие иммунологии. Теория иммунитета | Коллоквиум, зачет | 2 |
1.2. Виды иммунитета | Лекция 2. Врожденный и приобретенный иммунитет | Коллоквиум, Контрольная работа зачет | 2 |
Модуль 2. УЧЕНИЕ ОБ ИНФЕКЦИИ И ИММУНИТЕТЕ | 4 |
2.1. Учение об инфекции | Лекция 3. Инфекция и инфекционная болезнь. Свойства антигенов | Коллоквиум, зачет | 2 |
2.2. Учение об иммунитете | Лекция 4. Иммунная система. Факторы иммунитета | Коллоквиум, зачет | 2 |
Модуль 3. КЛИНИЧЕСКАЯ ИММУНОЛОГИЯ | 4 |
3.1. Иммунные комплексы | 5. Взаимодействие антигена с антителом. Презентация антигена | Контрольная работа, зачет | 2 |
3.2. Иммунологические реакции | Лекция 6. Характеристика серологических реакций. Классы иммуноглобулинов | Коллоквиум, зачет | 2 |
| ИТОГО | | 12 |
5.4. Лабораторные занятия
Наименование модулей и модульных единиц дисциплины |
№ и название лабораторных/ практических занятий с указанием контрольных мероприятий |
Вид контрольного мероприятия |
Колво часов |
Модуль 1. ОБЩАЯ ИММУНОЛОГИЯ | 6 |
1.1. Введение в иммунологию | Занятие 1. Понятие об антигенности, иммуногенности веществ и субстратов. | Коллоквиум, зачет | 2 |
1.2. Виды иммунитета | Занятие 2. Антиген распознающий рецепторы. Антигены, маркеры. | Коллоквиум, Контрольная работа зачет | 2 |
1.2. Виды иммунитета | Занятие 3. Реакции клеточного иммунитета. Гуморальный иммунный ответ. | Коллоквиум, Контрольная работа зачет | 2 |
Модуль 2. УЧЕНИЕ ОБ ИНФЕКЦИИ И ИММУНИТЕТЕ | 6 |
2.1. Учение об инфекции | Занятие 4. Защита организма от инфекции. | Коллоквиум, зачет | 2 |
2.2. Учение об иммунитете | Занятие 5. Биопрепараты (вакцины сыворотки, диагностикумы) | Коллоквиум, зачет | 2 |
2.2. Учение об иммунитете | Занятие 6. Классификация. Виды вакцин. Иммунопрофилактика инфекций с помощью вакцин | Коллоквиум, зачет | 2 |
Модуль 3. КЛИНИЧЕСКАЯ ИММУНОЛОГИЯ | 12 |
3.1. Иммунные комплексы | Занятие 7. Реакции иммунитета и их практическое применение. Реакция преципитации. Постановка, учет результатов. | Контрольная работа, зачет | 2 |
3.1. Иммунные комплексы | Занятие 8. Практическое использование достижений иммунологии. Современные сложные методы иммунологической диагностики. | Контрольная работа, зачет | 2 |
3.2. Иммунологические реакции | Занятие 9. Реакция агглютинации. Варианты РА. Постановка, учет результатов. | Коллоквиум, зачет | 2 |
3.2. Иммунологические реакции | Занятие 10. Реакция нейтрализации. Реакция лизиса. Опсонофагоцитарная реакция. Реакция повышенной чувствительности. | Коллоквиум, зачет | 2 |
3.2. Иммунологические реакции | Занятие 11. Комплемент связывающий антитела. Реакция связывания комплемента. | Коллоквиум, зачет | 2 |
3.2. Иммунологические реакции | Занятие 12. ДНК зонды, полимеразная цепная реакция (ПЦР). Иммуноферментный анализ. Метод флуоресцирующих антител. | Коллоквиум, зачет | 2 |
| ИТОГО | | 24 |
5.5.Самостоятельное изучение разделов дисциплины
Самостоятельная работа студентов (СРС) организуется с целью развития навыков работы с учебной и научной литературой, выработки способности вести научноисследовательскую работу, а также для систематического изучения дисциплины. Рекомендуются следующие формы организации самостоятельной работы студентов:
- работа над теоретическим материалом, прочитанным на лекциях;
- самостоятельное изучение отдельных разделов дисциплины;
- подготовка к лабораторным занятиям;
- подготовка к выполнению контрольных работ;
- подготовка к коллоквиумам;
- выполнение контрольных заданий при самостоятельном изучении дисциплины;
- самотестирование по контрольным вопросам (тестам);
- написание рефератов.
Наименование модулей и модульных единиц дисциплины |
Перечень рассматриваемых вопросов для самостоятельного изучения |
Вид контрольного мероприятия |
Колво часов |
Модуль 1. ОБЩАЯ ИММУНОЛОГИЯ | 10 |
1.1. Введение в иммунологию | Регуляция иммунного ответа. Главный комплекс гистосовместимости и его продукты | Коллоквиум, зачет | 2 |
1.1. Введение в иммунологию | Генетический контроль иммунного ответа | Коллоквиум, зачет | 2 |
1.1. Введение в иммунологию | Интенсивность иммунного ответа | Коллоквиум, зачет | 2 |
1.2. Виды иммунитета | Противоинфекционный иммунитет | Коллоквиум, Контрольная работа зачет | 2 |
1.2. Виды иммунитета | Трансплантационный и противоопухолевый иммунитеты | Коллоквиум, Контрольная работа зачет | 2 |
Модуль 2. УЧЕНИЕ ОБ ИНФЕКЦИИ И ИММУНИТЕТЕ | 12 |
2.1. Учение об инфекции | Факторы формирования иммунологической толерантности | Коллоквиум, зачет | 4 |
2.1. Учение об инфекции | Практическое использование достижений иммунологии | Коллоквиум, зачет | 2 |
2.2. Учение об иммунитете | Иммунная система. Центральные и периферические органы иммунной системы | Коллоквиум, зачет | 2 |
2.2. Учение об иммунитете | Внехромосомные факторы наследственности | Коллоквиум, зачет | 4 |
Модуль 3. КЛИНИЧЕСКАЯ ИММУНОЛОГИЯ | 14 |
3.1. Иммунные комплексы | Аутоиммунные процессы и заболевания | Контрольная работа, зачет | 6 |
3.2. Иммунологические реакции | Биопрепараты. Контроль безопасности | Коллоквиум, зачет | 2 |
3.2. Иммунологические реакции | Иммунодефициты | Коллоквиум, зачет | 2 |
3.2. Иммунологические реакции | Иммунопатология | Коллоквиум, зачет | 2 |
3.2. Иммунологические реакции | Формирование иммунитета у новорожденных | Коллоквиум, зачет | 2 |
| ИТОГО | | 36 |
5.6. Взаимосвязь компетенций с учебным материалом и контролем знаний студентов
Компетенции |
Лекции |
ЛПЗ |
СРС |
Вид контроля |
ОК1 следовать этическим и правовым нормам в отношении других людей и в отношении природы (принципы биоэтики), иметь четкую ценностную ориентацию на сохранение природы и охрану прав и здоровья человека; | 112 | 124 | | зачет |
ОК8 проявлять экологическую грамотность и использовать базовые знания в области биологии в жизненных ситуациях; понимать социальную значимость и уметь прогнозировать последствия своей профессиональной деятельности, готовность нести ответственность за свои решения; | 712 | 3, 7, 9, 12, 15, 18, 21, 24 | | зачет |
ОК19 владеть основными методами защиты производственного персонала и населения от возможных последствий аварий, катастроф, стихийных бедствий; | 2, 4,12 | 524 | | коллоквиум, тестирование |
ПК1 демонстрировать базовые представления о разнообразии биологических объектов, понимание значения биоразнообразия для устойчивости биосферы; | 212 | 524 | | зачет |
ПК2использовать методы наблюдения, описания, идентификации, классификации, культивирования биологических объектов; | 812 | 323 | | коллоквиум, тестирование |
ПК3демонстрировать знание принципов структурной и функциональной организации биологических объектов и механизмов гомеостатической регуляции; применяет основные физиологические методы анализа и оценки состояния живых систем; | 112 | 112 | | зачет |
ПК4демонстрировать знание принципов клеточной организации биологических объектов, биофизических и биохимических основ, мембранных процессов и молекулярных механизмов жизнедеятельности; | 212 | 523 | | коллоквиум, тестирование |
ПК5применять современные экспериментальные методы работы с биологическими объектами в полевых и лабораторных условиях, навыки работы с современной аппаратурой; | 312 | 520 | | зачет |
ПК6демонстрировать базовые представления об основных закономерностях и современных достижениях генетики, о геномике, протеомике; | 312 | 518 | | коллоквиум, тестирование |
ПК7понимать роли эволюционной идеи в биологическом мировоззрении; иметь современные представления об основах эволюционной теории, о микро и макроэволюции; | 312 | 520 | | зачет |
ПК8имееть базовые представления о закономерностях воспроизведения и индивидуального развития биологических объектов; использовать методы получения и работы с эмбриональными объектами; | 312 | 520 | | коллоквиум, тестирование |
ПК9демонстрировать и применять базовые представления об основах общей, системной и прикладной экологии, принципах оптимального природопользования и охраны природы; | 312 | 520 | | зачет |
ПК10 готовностью осуществлять элементарные меры безопасности при возникновении экстренных ситуаций на объектах жизнеобеспечения предприятия; | 312 | 520 | | коллоквиум, тестирование |
ПК10демонстрировать базовые представления об основах биологии человека, профилактике и охране здоровья и использует их на практике, владеть средствами самостоятельного достижения должного уровня физической подготовленности; | 812 | 1324 | | зачет |
ПК11демонстрировать современные представления об основах биотехнологии и генной инженерии, нанобиотехнологии, молекулярного моделирования; | 812 | 1324 | | коллоквиум, тестирование |
ПК12знать принципы мониторинга, оценки состояния природной среды и охраны живой природы, участвовать в планировании и реализации соответствующих мероприятий; | 312 | 524 | | коллоквиум, тестирование |
ПК13оперировать правовыми основами исследовательских работ и законодательства РФ в области охраны природы и природопользования, соблюдать нормы авторского права | 812 | 5 24 | | зачет |
6. Список рекомендуемой литературы
Основная литература
- Колычев Н.М. Ветеринарная микробиология и иммунология: Учебник / Колычев Н.М. Омск, 2003
- Козловский Е.В. и др. Ветеринарная микробиология: Учебник / Козловский Е.В. М.: Колос, 1982
- Костенко Т.С., Скаршевская Е.И. Практикум по ветеринарной микробиологии. М.: Колос, 1989
- Костенко Т.С. и др. Практикум по ветеринарной микробиологии и иммунологии. М.: Колос, 2001
- Караулов А.В. Клиническая иммунология М.: Медицина, 1987
- Петров Р.В. Иммунология М.: МИА, 1987
- Сидоров М.А. и др. Определитель зоопатогенных микроорганизмов. М.: Колос, 1995
- Борисова Л.Б. и др. Медицинская микробиология, вирусология, иммунология М.: Медицина, 1994
- Радчук Н.А. Ветеринарная микробиология и иммунология. М.: Агропромиздат, 1991
Дополнительная литература
- Воробьев А.А. и др. Микробиология. М.: Медицина, 1994
- Джавец Э. и др. Руководство по медицинской микробиологии. М.: Медицина, т. 1,2,3. 1988
- Елинов М.П. Химическая микробиология. М.: Высш. Школа, 1989
- Колычев Н.М. Ветеринарная микробиология и иммунология. Омск, 1996
- Козловский Е.В. и др. Ветеринарная микробиология. М. Колос, 1982
- Мотавкина Н.С. и др. Атлас по микробиологии и вирусологии. М.: Медицина, 1976
- Ж. Ветеринария 20012013
Программное обеспечение
- Ковальчук, Н.М., Лезова А.А., Ветеринарная микробиологи и иммунология [Электронный ресурс] / Н.М. Ковальчук, А.А. Лезова; МСХ РФ, Краснояр. гос. аграр. унт. Красноярск: Локальная сеть КрасГАУ. 592 с. 37 п.л., опубликовано 01.11. 2008
|