Экология

электронный учебно-методический комплекс

ВВЕДЕНИЕ

Дисциплина экология является частью цикла «Специальные дисциплины отрасли науки и научной специальности» подготовки аспирантов по специальности 03.02.08 – «Экология (биология)». Дисциплина реализуется в институте агроэкологических технологий кафедрой экологии и естествознания.

Дисциплина нацелена на формирование общекультурных и профессиональных компетенций и представлений об основных принципах и механизмах взаимодействия живых организмов с окружающей средой на разных уровнях организации биологических систем.

Содержание дисциплины охватывает круг вопросов, связанных с взаимодействием биосферы и человека, рассматриваются структура и функции биосферы, экосистемы, взаимоотношения организмов и среды, экология и здоровье человека; глобальные проблемы окружающей среды, принципы рационального использования природных ресурсов.

Преподавание дисциплины предусматривает следующие формы организации учебного процесса: лекции, практические занятия, самостоятельная работа аспирантов.

Программой дисциплины предусмотрены следующие виды контроля: текущий контроль успеваемости в форме тестирования и промежуточный контроль в форме зачёта.

Общая трудоемкость освоения дисциплины составляет 2 зачетных единицы, 72 часа. Программой дисциплины предусмотрены лекционные (16 часов), практические (4 часа) и 52 часа самостоятельной работы аспиранта.

Дисциплина «Экология» включена в ОПП, в цикл специальных дисциплин подготовки аспирантов по научной специальности 03.02.08 – «Экология». Дисциплина нацелена на закрепление и углубление общекультурных и профессиональных компетенций, полученных специалистами и магистрами.

Целью дисциплины «Экология» является формирование у аспирантов системного подхода в изучении и характеристике природных и искусственных сообществ и экосистем, с точки зрения оценки их структурного и экологического разнообразия, устойчивости, ресурсного значения и охраны.

Задачи освоения дисциплины:

  • изучение структуры и закономерностей функционирования экологических систем;
  • изучение закономерностей действия экологических факторов на биологические, природные, природно–антропогенные объекты и биосферу;
  • изучение механизмов саморегуляции существующих в экосистемах и антропогенных факторов их нарушающих;
  • изучение механизмов обеспечения экологической безопасности, рационального природопользования и реализации концепции устойчивого развития.
  • научиться практически использовать теоретический материал в рамках в профессиональной деятельности.

В результате изучения дисциплины аспирант должен:

Знать:

  • механизмы воздействия факторов среды на организм и пределы его устойчивости;
  • методы определения динамики популяции в условиях биогеоценозов;
  • основные законы функционирования и динамики экосистем;
  • глобальные проблемы окружающей среды;
  • экологические принципы рационального использования природных ресурсов и охраны природы.

Уметь:

  • применять знание законов экологии и экологического законодательства;
  • анализировать видовое и экологическое разнообразие биоты с точки зрения характеристик и условий среды;
  • выбирать технические средства и технологии с учетом экологических последствий их применения.

Владеть:

  • способами выявления и оценки лимитирующего воздействия экологических факторов на различные группы организмов в условиях природных и антропогенно–преобразованных сред;
  • методами полевого и лабораторного изучения животных, растений, микроорганизмов и грибов, с точки зрения получения частных и общих сведений по состоянию биоты, сообществ и экосистем.

Учебное пособие предназначено для освоения лекционного материала, закрепления приобретенных теоретических знаний, включает программу курса, контрольные вопросы, задания, темы для самостоятельного изучения, тестовые задания для самопроверки знаний. Также приводятся экзаменационные вопросы, глоссарий, список литературы.



© ФГБОУ ВПО Красноярский государственный аграрный университет

© Центр дистанционного обучения