Экология

электронный учебно-методический комплекс

Контрольные вопросы

  1. Чем отличаются первоначальные и современные определения экологии как науки? Чем обусловлены эти различия?
  2. В чем состоят функциональные различия и задачи теоретической и прикладной экологии?
  3. Как подразделяется экология как наука в зависимости от уровня организации живой материи?
  4. Что такое «экологизация знаний», и чем она обусловлена?
  5. В чем заключается большая сложность экологических исследований в сравнении с ботаническими или зоологическими?
  6. Аргументируйте ваше предпочтение антропоцентрического или экоцентрического подхода к взаимоотношению человеческого общества и природы.
  7. Экология. Почему это слово, еще совсем недавно известное лишь специалистам–биологам, в настоящее время приобрело всеобщую известность?
  8. Когда возникла экология как наука? С чем это было связано? Назовите автора термина «экология».
  9. Назовите экологические законы Б.Коммонера. Раскройте их содержание.
  10. Масса всех живых организмов на Земле в миллионы раз меньше, чем масса гидросферы, верхней литосферы и атмосферы. Что означат утверждение, что «динамическая масса экосферы сопоставима с массой других геосфер Земли?».
  11. Какие полезные ископаемые являются продуктами жизнедеятельности организмов в прошлом? Приведите примеры.
  12. Благодаря каким свойствам и функциям биосферы можно утверждать, что совокупность живых организмов обладает средообразующей и средорегулирующей функцией, в частности, играет преобладающую роль в обеспечении качества окружающей человека среды?
  13. Почем «фабрику» биосферы называют безотходным производством?
  14. Зачем нужны в биосфере многоклеточные организмы? Почему их называют «транспортом» биосферы?
  15. Что такое резервный и обменный фонды природного биогеохимического круговорота? В чем заключаются различия между ними?
  16. К какому типу биогеохимического круговорота относятся круговороты азота, углерода, фосфора, серы? Объясните, почему?
  17. Общее содержание углекислого газа в атмосфере Земли составляет около 1100 млрд. т. Установлено, что за один год растительность ассимилирует почти 1 млрд. т углерода. Примерно столько же его выделяется в атмосферу. Определите, за сколько лет весь углерод атмосферы пройдет через организмы.
  18. Сформулируйте закон биогенной миграции атомов и докажите его справедливость. Подтвердите фактами утверждение, что биосфера есть сложная динамическая система, которая улавливает и переносит энергию путем обмена веществ между живым веществом и окружающей средой.
  19. Прокомментируйте высказывание В.И. Вернадского: «Ни один живой организм в свободном состоянии на Земле не находится. Все организмы неразрывно и непрерывно связаны – прежде всего, питанием и дыханием – с окружающей их материально-энергетической средой. Вне ее природных условий они существовать не могут»,
  20. Могут ли люди усовершенствовать биосферу?
  21. Что понимал В.И. Вернадский под живым веществом, и какие биохимические принципы лежат в основе биогенной миграции?
  22. Как и какие важнейшие функции живого вещества обеспечиваются посредством малого круговорота веществ в природе?
  23. Увеличивается ли вероятность природных стихийных бедствий по мере снижения устойчивости биосферы и почему?
  24. Дайте характеристику роли человеческого разума и научной мысли как планетарного явления.
  25. Составьте схемы круговорота углерода в водной и наземной экосистемах. Перечислите названия входящих в их состав организмов. Стрелками укажите: – направление движения углекислого газа, поглощаемого зелеными растениями; – направление движения углерода от растения по пищевым цепям к консументам первого порядка; – выделение углекислого газа в атмосферу. Составьте пояснительный текст к схеме с описанием круговорота углерода. В чем опасность повышения концентрации углерода в атмосфере?
  26. Составьте схему круговорота фосфора и разными стрелками покажите перемещение фосфоросодержащих соединений: – поглощение фосфатов растениями из почвы; – движение органических соединений фосфора по пищевым цепям от растения к животным и редуцентам; – выделение неорганического фосфора консументами и редуцентами в окружающую среду (воду, почву). Составьте пояснительный текст к схеме и дайте ответы на вопросы:
    1. Какой фазы не существует в круговороте фосфора?
    2. Где фосфор может накапливаться?
    3. Почему фосфорные соединения могут возвращаться в растения?
  27. Составьте схему круговорота азота, обозначив разными стрелками: – движение азота к растениям от мест их фиксации (бобовые растения, промышленность, атмосферные электроразряды); – движение органических азотсодержащих соединений по цепям питания – к растениям, животным, бактериям, фиксирующим его; – выделение неорганических азотных соединений в окружающую среду. Составьте пояснительный текст к схеме и дайте ответы на вопросы:
    1. В каком виде растения могут поглощать азот?
    2. Как газообразный азот может быть «связан» и как он может поступить в растения?
    3. Какова роль клубеньковых бактерий на корнях бобовых растений в круговороте азота?
  28. Содержание углерода в современной атмосфере составляет 712 млрд. тонн. Из–за сжигания человеком ископаемого топлива, эта цифра ежегодно возрастает на 3 млрд. тонн. Сколько лет понадобится, чтобы достигнуть концентрации углекислого газа в атмосфере 0,2 %. Такова была концентрация углекислого газа в атмосфере Земли 400 миллионов лет назад (в девоне – в период возникновения плаунов, хвощей, папоротников и появления рыб всех известных крупных систематических групп).Известно, что современная концентрация углекислого газа в атмосфере составляет 0,03 %.


© ФГБОУ ВПО Красноярский государственный аграрный университет

© Центр дистанционного обучения