Контрольные вопросы
- Чем отличаются первоначальные и современные определения экологии как науки? Чем обусловлены эти различия?
- В чем состоят функциональные различия и задачи теоретической и прикладной экологии?
- Как подразделяется экология как наука в зависимости от уровня организации живой материи?
- Что такое «экологизация знаний», и чем она обусловлена?
- В чем заключается большая сложность экологических исследований в сравнении с ботаническими или зоологическими?
- Аргументируйте ваше предпочтение антропоцентрического или экоцентрического подхода к взаимоотношению человеческого общества и природы.
- Экология. Почему это слово, еще совсем недавно известное лишь специалистамбиологам, в настоящее время приобрело всеобщую известность?
- Когда возникла экология как наука? С чем это было связано? Назовите автора термина «экология».
- Назовите экологические законы Б.Коммонера. Раскройте их содержание.
- Масса всех живых организмов на Земле в миллионы раз меньше, чем масса гидросферы, верхней литосферы и атмосферы. Что означат утверждение, что «динамическая масса экосферы сопоставима с массой других геосфер Земли?».
- Какие полезные ископаемые являются продуктами жизнедеятельности организмов в прошлом? Приведите примеры.
- Благодаря каким свойствам и функциям биосферы можно утверждать, что совокупность живых организмов обладает средообразующей и средорегулирующей функцией, в частности, играет преобладающую роль в обеспечении качества окружающей человека среды?
- Почем «фабрику» биосферы называют безотходным производством?
- Зачем нужны в биосфере многоклеточные организмы? Почему их называют «транспортом» биосферы?
- Что такое резервный и обменный фонды природного биогеохимического круговорота? В чем заключаются различия между ними?
- К какому типу биогеохимического круговорота относятся круговороты азота, углерода, фосфора, серы? Объясните, почему?
- Общее содержание углекислого газа в атмосфере Земли составляет около 1100 млрд. т. Установлено, что за один год растительность ассимилирует почти 1 млрд. т углерода. Примерно столько же его выделяется в атмосферу. Определите, за сколько лет весь углерод атмосферы пройдет через организмы.
- Сформулируйте закон биогенной миграции атомов и докажите его справедливость. Подтвердите фактами утверждение, что биосфера есть сложная динамическая система, которая улавливает и переносит энергию путем обмена веществ между живым веществом и окружающей средой.
- Прокомментируйте высказывание В.И. Вернадского: «Ни один живой организм в свободном состоянии на Земле не находится. Все организмы неразрывно и непрерывно связаны прежде всего, питанием и дыханием с окружающей их материально-энергетической средой. Вне ее природных условий они существовать не могут»,
- Могут ли люди усовершенствовать биосферу?
- Что понимал В.И. Вернадский под живым веществом, и какие биохимические принципы лежат в основе биогенной миграции?
- Как и какие важнейшие функции живого вещества обеспечиваются посредством малого круговорота веществ в природе?
- Увеличивается ли вероятность природных стихийных бедствий по мере снижения устойчивости биосферы и почему?
- Дайте характеристику роли человеческого разума и научной мысли как планетарного явления.
- Составьте схемы круговорота углерода в водной и наземной экосистемах. Перечислите названия входящих в их состав организмов.
Стрелками укажите:
направление движения углекислого газа, поглощаемого зелеными растениями;
направление движения углерода от растения по пищевым цепям к консументам первого порядка;
выделение углекислого газа в атмосферу.
Составьте пояснительный текст к схеме с описанием круговорота углерода. В чем опасность повышения концентрации углерода в атмосфере?
- Составьте схему круговорота фосфора и разными стрелками покажите перемещение фосфоросодержащих соединений:
поглощение фосфатов растениями из почвы;
движение органических соединений фосфора по пищевым цепям от растения к животным и редуцентам;
выделение неорганического фосфора консументами и редуцентами в окружающую среду (воду, почву).
Составьте пояснительный текст к схеме и дайте ответы на вопросы:
- Какой фазы не существует в круговороте фосфора?
- Где фосфор может накапливаться?
- Почему фосфорные соединения могут возвращаться в растения?
- Составьте схему круговорота азота, обозначив разными стрелками:
движение азота к растениям от мест их фиксации (бобовые растения, промышленность, атмосферные электроразряды);
движение органических азотсодержащих соединений по цепям питания к растениям, животным, бактериям, фиксирующим его;
выделение неорганических азотных соединений в окружающую среду.
Составьте пояснительный текст к схеме и дайте ответы на вопросы:
- В каком виде растения могут поглощать азот?
- Как газообразный азот может быть «связан» и как он может поступить в растения?
- Какова роль клубеньковых бактерий на корнях бобовых растений в круговороте азота?
- Содержание углерода в современной атмосфере составляет 712 млрд. тонн. Изза сжигания человеком ископаемого топлива, эта цифра ежегодно возрастает на 3 млрд. тонн. Сколько лет понадобится, чтобы достигнуть концентрации углекислого газа в атмосфере 0,2 %. Такова была концентрация углекислого газа в атмосфере Земли 400 миллионов лет назад (в девоне в период возникновения плаунов, хвощей, папоротников и появления рыб всех известных крупных систематических групп).Известно, что современная концентрация углекислого газа в атмосфере составляет 0,03 %.
|