Контрольные вопросы
- Приведите примеры местообитаний для наземновоздушной среды жизни.
- Приведите примеры антропогенных факторов, которые по воздействию на сообщества близки к природным абиотическим и биотическим факторам.
- Для каждого вида существует один лимитирующий фактор или их может быть несколько? Ответ обоснуйте.
- Приведите примеры видов, которые по отношению к одному фактору ведут себя как эврибионтные, а по отношению к другому как стенобионтные.
- Может ли один экологический фактор полностью компенсировать действие другого экологического фактора? Ответ поясните.
- В тропических районах океана, где много тепла и света, жизнь очень бедна. Эти районы называются океанической пустыней. Как вы думаете, что ограничивает здесь размножение водорослей, от которых, в свою очередь зависят животные?
- Для стимулирования роста дуба в высоту совместно с ним выращивают другие породы (так называемый подгон). Какие особенности биологии дуба используются в этом методе?
- Приведите три примера адаптации у животных. Приспособлениями к каким факторам они являются?
- Приведите три примера адаптации у растений. Приспособлениями к каким факторам они являются?
- Существует русская поговорка «Кашу маслом не испортишь », которую применяют и к хозяйственным делам. Противоречит ли это закону оптимума?
- Что может обеспечить организму широкий диапазон экологической валентности?
- Почему закон Ю. Либиха можно назвать частным случаем закона В. Шелфорда?
- По отношению к каким факторам среды могут считаться эврибионтами или стенобионтами следующие организмы: вирус иммунодефицита человека, эдельвейс, угорь, уткакряква, крот?
- В чем сущность закона В.Р. Вильямса о совокупном и изолированном действии экологических факторов?
- Как отражаются погодные условия на растениях и животных согласно биоклиматическому закону Хопкинса?
- Чем суточный ритм отличается от циркадного, а годовой от цирканного?
- Что происходит с ритмами людей, перелетевших на дальние расстояния в широтном направлении? С чем это связано?
- Какую роль играет управление длиной светового дня для тепличного хозяйства? Почему на птицефабриках применяют дополнительное искусственное освещение?
- Как вы думаете, почему многие растения тропического пояса чувствительны даже к очень небольшим изменениям длины дня?
- Объясните, что такое органический, глубокий, вынужденный покой, спячка, диапауза, миграции, анабиоз.
- Почему млекопитающие, ведущие роющий образ жизни, почти не подчиняются правилу Бергмана?
- Почему для холоднокровных животных обычна обратная правилу Бергмана закономерность?
- Объясните, почему птицы и млекопитающие переносят низкую температуру легче, чем высокую?
- С чем связано частое ныряние водоплавающих птиц в проруби пруда в самые сильные морозы?
- Отразится ли на плодородии, если в почву регулярно вносить высокие дозы удобрений?
- Какое влияние оказывают лесополосы вокруг полей на условия произрастания сельскохозяйственных культур?
- Численность популяции окуней в реке сокращается в результате загрязнения воды сточными водами, уменьшения численности растительноядных рыб, уменьшения содержания кислорода в воде зимой. Какие группы экологических факторов представлены в данном перечне?
- Почему морозной зимой случается массовая гибель рыб в реках средней полосы России? Какой лимитирующий фактор может привести к таким результатам?
- Каким образом человечеству удалось преодолеть действие лимитирующих факторов, которые ограничивали распространение других видов? Могут ли люди расширить пределы своей устойчивости?
- В городе в суровую зиму вымерзла часть тополей. Больше всего пострадали деревья, растущие возле уличных фонарей. Почему?
- Должен ли человек стремиться к уничтожению диких видов, которые являются конкурентами домашних животных и растений?
- Как рациональнее произвести посадку леса с учетом возрастания конкуренции между деревьями по мере роста: сразу на расстояние, соответствующее площади питания взрослого дерева, или более густо с последующим прореживанием?
- Какие вам известны примеры положительных и отрицательных взаимодействий между организмами разных видов?
- Что представляют собой лишайники с точки зрения взаимодействий организмов?
- За какие ресурсы конкурируют на поле культурные растения и сорняки?
- Какие факторы ограничивают воздействие хищника на жертву?
- В чем состоит положительная роль хищничества в природе?
- В чем сходство и различие паразитизма и хищничества?
- Какие факторы способствуют увеличению подверженности нападению паразитов на человека и домашних животных?
- В соленых озерах Западной Европы гидробиологи обнаружили в воде при концентрации солей 30 г/л 64 вида животных, при концентрации 100 г/л 38 видов, при 160 г/л 12 видов, а при 200 г/л 1 вид. Постройте график зависимости числа видов животных от концентрации солей в воде озера. При какой солености жизнь в озере отсутствует?
- Лампа генерирует излучение с длиной волны от 390 до 800 нм. Какое биологическое действие оказывает подобное излучение? Пригодна ли она для профилактики солнечного голодания? Обладает ли излучение тепловым действием?
- В каких условиях человеку будет холоднее и почему: при температуре воздуха +14 0С и относительной влажности воздуха 40 % или при температуре воздуха +14 0С и относительной влажности 80 %.
- В каких условиях человек будет перегреваться и почему: при температуре воздуха +30 0С и относительной влажности воздуха 40 %, или при температуре воздуха +30 0С и относительной влажности 80 %.
- Изменение численности инфузориитуфельки, помещенной в аквариум, по суткам представлено в таблице:
Сутки |
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
6 |
7 |
8 |
9 |
10 |
Число особей |
1 |
2 |
4 |
8 |
12 |
10 |
8 |
6 |
2 |
1 |
Постройте график изменения численности инфузории-туфельки за 10 суток. Определите границы ее выносливости, зоны угнетения и оптимума.
|