Экология

электронный учебно-методический комплекс

Контрольные вопросы

  1. Приведите примеры местообитаний для наземно–воздушной среды жизни.
  2. Приведите примеры антропогенных факторов, которые по воздействию на сообщества близки к природным абиотическим и биотическим факторам.
  3. Для каждого вида существует один лимитирующий фактор или их может быть несколько? Ответ обоснуйте.
  4. Приведите примеры видов, которые по отношению к одному фактору ведут себя как эврибионтные, а по отношению к другому – как стенобионтные.
  5. Может ли один экологический фактор полностью компенсировать действие другого экологического фактора? Ответ поясните.
  6. В тропических районах океана, где много тепла и света, жизнь очень бедна. Эти районы называются океанической пустыней. Как вы думаете, что ограничивает здесь размножение водорослей, от которых, в свою очередь зависят животные?
  7. Для стимулирования роста дуба в высоту совместно с ним выращивают другие породы (так называемый подгон). Какие особенности биологии дуба используются в этом методе?
  8. Приведите три примера адаптации у животных. Приспособлениями к каким факторам они являются?
  9. Приведите три примера адаптации у растений. Приспособлениями к каким факторам они являются?
  10. Существует русская поговорка «Кашу маслом не испортишь », которую применяют и к хозяйственным делам. Противоречит ли это закону оптимума?
  11. Что может обеспечить организму широкий диапазон экологической валентности?
  12. Почему закон Ю. Либиха можно назвать частным случаем закона В. Шелфорда?
  13. По отношению к каким факторам среды могут считаться эврибионтами или стенобионтами следующие организмы: вирус иммунодефицита человека, эдельвейс, угорь, утка–кряква, крот?
  14. В чем сущность закона В.Р. Вильямса о совокупном и изолированном действии экологических факторов?
  15. Как отражаются погодные условия на растениях и животных согласно биоклиматическому закону Хопкинса?
  16. Чем суточный ритм отличается от циркадного, а годовой – от цирканного?
  17. Что происходит с ритмами людей, перелетевших на дальние расстояния в широтном направлении? С чем это связано?
  18. Какую роль играет управление длиной светового дня для тепличного хозяйства? Почему на птицефабриках применяют дополнительное искусственное освещение?
  19. Как вы думаете, почему многие растения тропического пояса чувствительны даже к очень небольшим изменениям длины дня?
  20. Объясните, что такое органический, глубокий, вынужденный покой, спячка, диапауза, миграции, анабиоз.
  21. Почему млекопитающие, ведущие роющий образ жизни, почти не подчиняются правилу Бергмана?
  22. Почему для холоднокровных животных обычна обратная правилу Бергмана закономерность?
  23. Объясните, почему птицы и млекопитающие переносят низкую температуру легче, чем высокую?
  24. С чем связано частое ныряние водоплавающих птиц в проруби пруда в самые сильные морозы?
  25. Отразится ли на плодородии, если в почву регулярно вносить высокие дозы удобрений?
  26. Какое влияние оказывают лесополосы вокруг полей на условия произрастания сельскохозяйственных культур?
  27. Численность популяции окуней в реке сокращается в результате загрязнения воды сточными водами, уменьшения численности растительноядных рыб, уменьшения содержания кислорода в воде зимой. Какие группы экологических факторов представлены в данном перечне?
  28. Почему морозной зимой случается массовая гибель рыб в реках средней полосы России? Какой лимитирующий фактор может привести к таким результатам?
  29. Каким образом человечеству удалось преодолеть действие лимитирующих факторов, которые ограничивали распространение других видов? Могут ли люди расширить пределы своей устойчивости?
  30. В городе в суровую зиму вымерзла часть тополей. Больше всего пострадали деревья, растущие возле уличных фонарей. Почему?
  31. Должен ли человек стремиться к уничтожению диких видов, которые являются конкурентами домашних животных и растений?
  32. Как рациональнее произвести посадку леса с учетом возрастания конкуренции между деревьями по мере роста: сразу на расстояние, соответствующее площади питания взрослого дерева, или более густо с последующим прореживанием?
  33. Какие вам известны примеры положительных и отрицательных взаимодействий между организмами разных видов?
  34. Что представляют собой лишайники с точки зрения взаимодействий организмов?
  35. За какие ресурсы конкурируют на поле культурные растения и сорняки?
  36. Какие факторы ограничивают воздействие хищника на жертву?
  37. В чем состоит положительная роль хищничества в природе?
  38. В чем сходство и различие паразитизма и хищничества?
  39. Какие факторы способствуют увеличению подверженности нападению паразитов на человека и домашних животных?
  40. В соленых озерах Западной Европы гидробиологи обнаружили в воде при концентрации солей 30 г/л – 64 вида животных, при концентрации 100 г/л – 38 видов, при 160 г/л – 12 видов, а при 200 г/л – 1 вид. Постройте график зависимости числа видов животных от концентрации солей в воде озера. При какой солености жизнь в озере отсутствует?
  41. Лампа генерирует излучение с длиной волны от 390 до 800 нм. Какое биологическое действие оказывает подобное излучение? Пригодна ли она для профилактики солнечного голодания? Обладает ли излучение тепловым действием?
  42. В каких условиях человеку будет холоднее и почему: при температуре воздуха +14 0С и относительной влажности воздуха 40 % или при температуре воздуха +14 0С и относительной влажности 80 %.
  43. В каких условиях человек будет перегреваться и почему: при температуре воздуха +30 0С и относительной влажности воздуха 40 %, или при температуре воздуха +30 0С и относительной влажности 80 %.
  44. Изменение численности инфузории–туфельки, помещенной в аквариум, по суткам представлено в таблице:
    Сутки 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10
    Число особей 1 2 4 8 12 10 8 6 2 1
    Постройте график изменения численности инфузории-туфельки за 10 суток. Определите границы ее выносливости, зоны угнетения и оптимума.


© ФГБОУ ВПО Красноярский государственный аграрный университет

© Центр дистанционного обучения