10.3. Соединение шпоночное
Соединение деталей для передачи
вращательного движения (вала со шкивом, зубчатым колесом и др.) осуществляется шпонками.
Шпонкой называют деталь, устанавливаемую в
пазах двух сопряженных деталей
и препятствующую относительному повороту или сдвигу этих деталей.
Шпоночные соединения подразделяются
на два вида: напряженные, создаваемые с помощью клиновых шпонок и способные
передавать крутящий момент и осевое усилие, и ненапряженные, создаваемые
призматическими и сегментными шпонками и передающие только крутящий момент.
Форма и размеры большинства типов шпонок стандартизованы и
зависят от условий соединяемых деталей и диаметра вала. На продольных разрезах
соединений все шпонки показывают не
рассеченными.
10.3.1 Соединение клиновыми шпонками
Большое применение получили клиновые шпонки (рисунок
10.13). Их используют, как правило, в
тихоходных передачах, не требующих точного центрирования деталей по валу. Они
представляют собой клинья, забиваемые в пазы соединяемых деталей.
Рисунок 10.13 - Параметры соединения клиновой шпонкой
По виду эти шпонки разделяются на забивные и закладные и
бывают с головкой и без головки. Верхняя грань
шпонок имеет уклон 1:100. Такой же уклон
имеет поверхность паза втулки.
Риунок 10.13
- Виды клиновых шпонок
|