Основы конструирования


электронный учебно-методический комплекс

Назад | На главную | Содержание | Поиск на странице | Печать | E-mail | Далее


2.5. Количественный метод оценки технологичности конструкции машины

Общую оценку технологичности конструкции машины обычно делают по трудоёмкости её изготовления. Однако наряду с этим существует и в ряде случаев имеет более существенное значение метод количественной оценки технологичности конструкции: по признаку унификации узлов, деталей и отдельных конструктивных элементов деталей. В этом методе критерием технологичности является отношение количества наименований унифицированных деталей или их элементов к общему количеству деталей или их элементов в машине.

Коэффициентом унификации деталей машины называется отношение:

y=n/N,

где: n – количество наименований оригинальных деталей в машине;
N – общее количество деталей в машине.

Унификация заключается в том, чтобы свести количество оригинальных деталей в машине к возможному минимуму без ущерба для эксплуатационных показателей машины. Следовательно, чем меньше отношение n/N, т. е. чем меньше коэффициент унификации y, тем выше степень унификации деталей машины.

Таким образом, степень унификации e=1/y.

Все детали любой машины могут быть сгруппированы по классам технологической классификации и установлен коэффициент унификации деталей каждого класса. В этом случае средний коэффициент унификации деталей всей машины уср определяют как среднее арифметическое из суммы отдельных значений коэффициента унификации по классам:

,
где х – количество классов, по которым сгруппированы детали машины.

Технологичность конструкции машины по степени унификации отдельных конструктивных элементов также может быть определена по этому методу.

Если обозначить общее количество отдельных конструктивных элементов в машине – отверстий, диаметров резьб, диаметров шеек и т. д. – N1, а количество различных размеров этих же элементов n1, то отношение y1=n1/N1 характеризует коэффициент унификации данных элементов в машине.

В этом случае средний коэффициент унификации элементов определяется по формуле:

,
где х1 – количество различных элементов.

Степень унификации элементов будет соответственно равна e1=1/у1.

Наиболее технологичной нужно считать конструкцию машины с наибольшей степенью унификации отдельных конструктивных элементов и с наименьшим удельным весом допусков первого и второго классов точности для этих конструктивных элементов.

Таким образом, чем выше степень унификации, тем более технологична конструкция деталей, узла и машины в целом.



На следующую страницу На предыдущую страницу

© Красноярский государственный аграрный университет 2014
© Отдел информационных образовательных технологий 2014