2.5.
Количественный метод
оценки
технологичности конструкции машины
Общую оценку
технологичности конструкции машины обычно делают по трудоёмкости её
изготовления. Однако наряду с этим существует и в ряде случаев имеет
более существенное значение метод количественной оценки технологичности
конструкции: по признаку унификации узлов, деталей и отдельных
конструктивных элементов деталей. В этом методе критерием
технологичности является отношение количества наименований
унифицированных деталей или их элементов к общему количеству деталей
или их элементов в машине.
Коэффициентом
унификации деталей машины называется отношение:
y=n/N,
где: n
– количество наименований оригинальных деталей в машине;
N
– общее количество деталей в машине.
Унификация
заключается в том, чтобы свести количество оригинальных деталей в
машине к возможному минимуму без ущерба для эксплуатационных
показателей машины. Следовательно, чем меньше отношение n/N,
т. е. чем меньше коэффициент унификации y, тем выше степень унификации
деталей машины.
Таким образом,
степень унификации e=1/y.
Все детали любой
машины могут быть сгруппированы по классам технологической
классификации и установлен коэффициент унификации деталей каждого
класса. В этом случае средний коэффициент унификации деталей всей
машины уср определяют как среднее арифметическое из суммы отдельных
значений коэффициента унификации по классам:
,
где х – количество классов, по которым сгруппированы детали
машины.
Технологичность
конструкции машины по степени унификации отдельных конструктивных
элементов также может быть определена по этому методу.
Если обозначить
общее количество отдельных конструктивных элементов в машине
– отверстий, диаметров резьб, диаметров шеек и т. д.
– N1, а количество различных размеров этих же элементов n1,
то отношение y1=n1/N1 характеризует коэффициент унификации данных
элементов в машине.
В этом случае
средний коэффициент унификации элементов определяется по формуле:
,
где х1 – количество различных элементов.
Степень унификации
элементов будет соответственно равна e1=1/у1.
Наиболее
технологичной нужно считать конструкцию машины с наибольшей степенью
унификации отдельных конструктивных элементов и с наименьшим удельным
весом допусков первого и второго классов точности для этих
конструктивных элементов.
Таким образом, чем
выше степень унификации, тем более технологична конструкция деталей,
узла и машины в целом.
|