9.2.5. Чертежи деталей зубчатых и червячных передач
Зубчатые передачи широко используют в машинах,
станках и механизмах для передачи вращательного движения от одного вала к
другому при различном расположении осей зубчатых колёс.
Преобразование вращательного движения в
поступательное, и наоборот, достигается зацеплением зубчатой рейки с зубчатым
колесом.
Рабочие чертежи зубчатых передач и их деталей
должны выполняться по правилам, установленным ГОСТами ЕСКД. Типовые детали
этой группы приведены на рисунке 9.14.
Зубчатая передача состоит из двух колёс, на
поверхности которых чередуются впадины и выступы - зубья. Принцип работы
передачи основан на зацеплении зубчатых колёс, когда зубья одного из них входят
во впадины другого. Вращательное движение от одного колеса к другому передаётся
за счет давления зуба одного колеса на зуб другого.
Зубья зубчатых колёс выполняют на зуборезных,
зубострогальных или зубодолбёжных станках следующими методами:
-
копирования, при котором за один поворот заготовки на угол,
соответствующий шагу зацепления, специальным инструментом -фрезой дисковой или
пальцевой, имеющих форму впадины, образуется впадина между зубьями;
-
обкатки, по этому методу зубья нарезают инструментом в виде
рейки-гребёнки, шестерни-долбяка или червячной фрезой, совершающих быстрое
поступательное движение и медленное вращательное движение вокруг своей оси, согласованное
с вращением заготовки.
По ориентации относительно оси вращения колеса
зубья могут быть прямозубые, косозубые, шевронные.
По взаимному расположению осей колёс различают
передачи: цилиндрические - оси параллельны, конические - оси пересекаются, винтовые
- оси перекрещиваются.
Зубчатая передача может быть закрытой, когда
она работает в специальном корпусе с масляной ванной, и открытой, работающей
без корпуса и смазывания.
Меньшее из пары зубчатых колёс часто называют
шестерней. Термин «зубчатое колесо» является общим для обоих колёс.
Рисунок 9.14 - Детали зубчатых передач
|