Каландрирование - вальцевание на многовалковых прокатных станках листов и плит из термопластов.
Калибры - измерительный инструмент для контроля размеров сопрягаемых поверхностей, формы и взаимного расположения частей изделия. Наиболее распространены двусторонние предельные калибры-пробки для контроля диаметра отверстий и калибры-скобы - для проверки диаметра цилиндрических деталей. Пробка с одного конца соответствует наименьшему предельному размеру отверстия - проходная сторона, а с другого - наибольшему предельному размеру - непроходная сторона. Скобы также могут иметь проходную и непроходную стороны. Стандартные калибры применяют также для контроля конусов и конических втулок.
Каркас - несущая конструкция, состоящая из скреплённых между собой стержней, балок.
Качество конструкции - рациональность её схемы и совершенство форм деталей, независимо от плотности использованных материалов. Характеризуется показателем удельной металлоёмкости, как честным от деления объёма металлических деталей на основной параметр машины.
Квалитет (лат. qualitas - качество) - характеристика точности изготовления изделия, детали.
Классификация размеров - группирование характерных размеров, увязывающих элементы деталей между собой и устанавливаемых конструктором исходя из конструктивных, технологических, экономических и других соображений.
Количество изображений на чертеже (видов, разрезов, сечений) зависит от формы предмета и должно быть наименьшим, однако полностью отображающим форму всех его элементов. Лишние изображения затрудняют чтение чертежей. При определении необходимого количества изображений необходимо учитывать оси симметрии и размеры элементов объекта. Использование знаков диаметра, сферы, конусности, квадрата, а также принятые обозначения толщины, длины и ширины позволяют сокращать количество изображений.
Коммуникации (лат. сommunicatio - сообщение) - каналы связи, пути сообщения, маршруты движения транспорта и т.п.
Компаундирование - метод создания производственных унифицированных машин, заключающийся в параллельном соединении машин и агрегатов. Применяется с целью увеличения общей мощности или производительности установки. Спариваемые машины могут быть или установлены рядом как независимые агрегаты, или связаны друг с другом синхронизирующими, транспортными и другими подобными устройствами, или, наконец, конструктивно объединены в один агрегат.
Компенсаторы - специальные детали размерной цепи, положение или размеры которых обеспечивают точность сборки механизма.
Детали, за счёт изменения положения которых обеспечивается заданная точность, называют подвижными компенсаторами.
Специальные детали определённых размеров, вводимые в размерную цепь для регулирования размера замыкающего звена, называют неподвижными компенсаторами.
По конструктивному исполнению компенсаторы могут быть передвижными, переставными и упругими.
Примером передвижного компенсатора являются винтовые зажимы различных конструкций, служащие для обеспечения прижатия обрабатываемой заготовки и компенсирующие возможные колебания её размеров. К переставным компенсаторам относятся различного рода прокладки, шайбы, промежуточные кольца и подобные детали. Упругие компенсаторы предназначены для автоматической компенсации возможных колебаний размеров системы деталей при работе механизма. К упругим компенсаторам относятся пружины, шариковые фиксаторы и др.
Комплекс - два и более специфицированных изделия, не соединённых на предприятии-изготовителе сборочными операциями, но предназначенных для выполнения взаимосвязанных эксплуатационных функций.
Комплект - 1. Два и более специфицированных изделия, не соединённых на предприятии-изготовителе сборочными операциями и представляющих набор изделий, имеющих общее эксплуатационное назначение вспомогательного характера, например: комплект запасных частей, комплект инструментов и принадлежностей, комплект измерительной аппаратуры, комплект упаковочной тары и т.п.
2. Узел, собранный предварительно, так как при окончательной установке в машине такой узел требует разборки (полной или частичной). Этой особенностью комплект и отличается от обычных узлов (групп и подгрупп), которые устанавливают в машине в собранном виде.
Компоновка чертежа - рациональное размещение изображений, размеров, надписей, таблиц и других сведений на рабочем поле чертежа.
Конвертирование - метод создания производственных унифицированных машин, заключающийся в использовании базовой машины или основных её элементов для создания агрегатов различного назначения, иногда близких, а иногда различных по рабочему процессу. Примером конвертирования может служить перевод поршневых двигателей внутреннего сгорания с одного вида топлива на другой, с одного вида теплового процесса на другой (с цикла искрового зажигания на цикл с воспламенением от сжатия).
Конструирование техническое - создание конструкции, удовлетворяющей определённым техническим требованиям. Результат конструирования воплощается в технической документации.
Под конструкцией понимается как само устройство, так и взаимное расположение его частей, способы их соединения, а также материалы, из которых должны быть изготовлены отдельные детали устройства.
Конструирование художественное - научная дисциплина, занимающаяся формообразованием машин и рабочего места в процессе взаимодействия человека и техники (компоновка, планировка, внешний вид).
Художественное конструирование позволяет отразить в форме основную функцию - удобство пользования, эстетическую выразительность, привлекательность.
Конструкционные материалы - материалы, применяемые для изготовления деталей машин и механизмов, зданий и сооружений, транспортных средств, приборов, аппаратов и т.п.
Контур (франц. contour) - очертания предмета, абрис, линия, очерчивающая форму предмета на изображении. Линией обозначают границы поверхностей и их отдельных элементов, отделяют форму предмета от окружающего пространства, уточняют и выявляют пропорции предмета. С помощью контура выясняют конструктивное и объёмное построение и положение предмета в пространстве. На чертеже толщина этой линии должна соответствовать ГОСТ 2.303-68.
Применение только одной линии одинаковой толщины на чертеже не всегда позволяет понять конструкцию изделия или его расположение. Применение ещё и линии невидимого контура даёт возможность точно представить форму изделия. Линии видимого и невидимого контура применяются для выявления внешних и внутренних элементов изделия на чертеже.
Конусность - отношение разности диаметров двух поперечных сечений прямого кругового конуса к расстоянию между этими сечениями (высота усечённого конуса) или удвоенный тангенс половины угла при вершине конуса. Перед числом, указывающим конусность, наносится условный знак, который имеет вид равнобедренного треугольника, сориентированного вдоль оси вращения конуса вершиной в сторону вершины конуса. Обычно на чертеже задаётся диаметр большего основания конуса, так как при изготовлении детали он часто является габаритным размером детали, он проще и точнее поддаётся измерению. Знак конусности определяет главное изображение конуса, поэтому не требуются другие его изображения, что упрощает чертёж.
Конусность выражается дробью или в процентах. В машиностроении конусность имеют хвостовики свёрл, оправки, кернеры, центры, пробки кранов и другие детали. Величины стандартных (нормальных) конусностей и углов конусов приведены в ГОСТ 8593-81.
Копии - документы, выполненные способом, обеспечивающим их идентичность с подлинником (дубликатом), и предназначенные для непосредственного использования при разработке, в производстве, эксплуатации и ремонте изделий.
Коромысло - звено рычажного механизма в виде двуплечевого рычага, который может качаться вокруг неподвижной оси. Оно входит в состав многих машин и механизмов (двигателей внутреннего сгорания, буровых станков, весов). Коромысло передаёт усилия к присоединённой к нему тяге, толкателю, шатуну и т.п.
Коррозия металлов - разрушение под действием окружающей среды, например ржавление железа. По характеру воздействия различают химическую коррозию (происходит в средах, не проводящих электрический ток, например в газах, в нефти и т.п.) и электрохимическую (обычно в водных растворах электролитов - проводников электрического тока). В результате коррозии металлическое изделие может потерять ряд своих полезных свойств. Кроме того, коррозия вызывает прямые потери металлов. Меры предотвращения коррозии и борьбы с нею: изменение состава металла, то есть введение в металл компонентов, повышающих их коррозионную стойкость (например, нержавеющие стали содержат значительный процент хрома); нанесение на поверхность защитных покрытий (окраска, эмалирование, покрытие другими металлами, например никелем, хромом, серебром и т.д.); изменение состава среды, в частности введение в неё ингибиторов - веществ, замедляющих коррозию, и т.д.
Кривые лекальные - кривые, выполненные при помощи лекал. К лекальным кривым относятся: эллипс, парабола, гипербола, синусоида, спираль Архимеда, эвольвента, циклоида и др.
Кривые циркульные - кривые, состоящие из сопряжённых дуг окружности. Циркульные кривые могут быть замкнутыми (овал, овоид) и незамкнутыми (завиток).
Очертание овала имеют, например, фланцы, овоида - кулачки распределительного вала двигателя. Построение завитка применяется при изображении спиральных пружин и спиральных направляющих.
Кронциркуль - простейший измерительный инструмент. Он используется для измерения размеров наружных поверхностей деталей, диаметров цилиндров, стержней и т.п. Кронциркуль не имеет шкалы. Все измерения с его помощью осуществляются путём прикладывания ножек к стержню, а затем к линейке, при помощи которой определяется значение размера.
Кронштейн - опорная деталь, крепящаяся в вертикальной или наклонной плоскости и служащая для установки на ней других деталей или механизмов - валов, осей, подшипников, электродвигателей и др.
Для выполнения этих функций кронштейны могут иметь фланцы с отверстиями и другие конструктивные элементы, а для увеличения жёсткости - рёбра.
Куб - правильный гексаэдр (рисунок 10), это прямоугольный параллелепипед, у которого все рёбра равны. Куб является одним из пяти правильных многогранников. Он имеет шесть равных квадратных граней, 12 рёбер, 8 вершин. В каждой вершине сходятся три ребра (взаимно перпендикулярных). Если ребро куба равно а, то его объём а3.
Кулачковый механизм - механизм, основной деталью которого является кулачок, сообщающий при своём поступательном, вращательном или качательном движении заданное перемещение ведомой детали. Механизм имеет большое распространение в машинах-автоматах и приборах. Вследствие большого разнообразия кривых, по которым очерчивается профиль кулачка, кулачковым механизмом можно воспроизвести многочисленные законы движения ведомой детали. Например, кулачковый механизм в газораспределении двигателя внутреннего сгорания открывает и закрывает клапаны впуска и выпуска в определённых положениях поршня.
Кулисный механизм - механизм с вращающейся или прямолинейно движущейся деталью (кулисой), имеющей паз, в котором скользит ползун (камень), соединённый с другой подвижной деталью. Кулачковый механизм применяется в станках, паровых машинах и др. для превращения криволинейного качательного движения ведущей детали в прямолинейное возвратно-поступательное ведомой детали (или наоборот).
Кульман (старое название) - чертёжный прибор, состоящий из чертёжной доски, закреплённой на специальном столе (станине), и приспособлений, заменяющих рейсшину, треугольник, транспортир и др. Прибор обеспечивает достаточно высокую точность графических построений, способствует ускорению процесса выполнения чертежей.