Бабки и блоки - машиностроительные детали, имеющие обычно коробчатую форму и являющиеся пустотелыми отливками. Отдельные плоскости и отверстия в этих деталях обрабатываются специальным инструментом.

База (франц. base, от греч. basis) - поверхность, линия или точка, относительно которой указывают расположение других поверхностей в узле или самой детали. Базы разделяют на конструкторские (конструктивные) и технологические.

Конструкторскими базами называют поверхности, линии или точки, относительно которых ориентируют другие элементы или другие изделия (при конструировании).

Технологическими базами называют поверхности, линии и точки, относительно которых удобно определять положение других поверхностей этой детали при обработке или измерении.

База вспомогательная (оперативная) - технологическая база, расположение которой относительно обрабатываемой поверхности в готовом изделии непосредственного значения не имеет.

База сборочная - сочетание поверхностей, линий и точек, при помощи которых ориентируют положение детали. Сборочные базы подразделяют на опорные и проверочные. Опорной базой называют поверхность изделия, непосредственно соприкасающуюся с поверхностью другой детали или станка. Проверочной - когда составляющие поверхности служат для проверки положения детали относительно других деталей узла.

Базовая деталь, или узел - основной элемент, с которого начинается процесс сборки.

Балка (голл. balk) - конструктивный элемент, обычно в виде бруса, работающего главным образом на поперечный изгиб. Балки широко применяют в строительстве и машиностроении - в конструкциях зданий, мостов, эстакад, транспортных средств, машин, станков и т.д. Изготовляют балки из железобетона, металла, дерева.

Бетон - твёрдая масса, состоящая из смеси цемента, мелкого наполнителя (кварцевого песка) и крупного наполнителя (щебня, гравия). Прочность бетона зависит от качества цемента, свойств и гранулометрического состава наполнителей, процентного соотношения цемента и наполнителей, условий затвердевания (температуры и влажности окружающей среды), способа укладки и степени уплотнения смеси.

Особенностью бетона как конструкционного материала являются хрупкость и резкая анизотропия механических свойств и склонность к хрупкому растрескиванию даже при небольших напряжениях. Бетон обладает свойством ползучести. Особенностью бетона является низкое значение модуля упругости, обуславливающее пониженную жёсткость изделий. Бетон обычного состава неустойчив против действия кислот, щелочей, машинных масел, смазочно-охлаждающих жидкостей. Положительной особенностью бетона как конструкционного материала является малая величина усадки при твердении. Это обеспечивает сохранение геометрических размеров отливок из бетона и точность взаимного расположения заформованных в бетон металлических элементов, а также уменьшает механическую обработку базовых металлических элементов изделия.

В конструкциях, работающих на растяжение, а также подверженных динамическим и знакопеременным нагрузкам, применяют почти исключительно железобетон, то есть бетон с заформованной арматурой из стальных прутков, решёток или сеток. Железобетон обладает высокой циклической вязкостью, что обусловливает повышенную способность виброгашения изделий. Главный выигрыш от применения железобетонных конструкций обусловлен уменьшением металлоёмкости, упрощением технологического процесса и практическим исключением брака при правильном ведении процессов.

Применение железобетона оправдано в производстве уникальных крупногабаритных корпусных и базовых деталей машин и агрегатов. В некоторых случаях при отсутствии достаточно мощного литейного оборудования применение железобетонных конструкций представляет единственный практически возможный выход из положения. В общем машиностроении бетон может найти применение для заливки пустотелых конструкций (коробчатых и трубчатых деталей, фундаментных плит, колонн, кронштейнов, станин и др.), как средство увеличения прочности и жёсткости.

Бобышка - низкий цилиндрический, конический или комбинированный выступ в деталях, там, где устанавливают крепёжные болты, шпильки, винты. Бобышка упрощает механическую обработку опорной поверхности и усиливает конструкцию детали в этом месте.

Болт - крепёжная деталь, представляющая собой стержень, на одном конце которого нарезана резьба, а на другом имеется головка. Наиболее распространены болты с головкой шестигранной формы (рис. 1, а), кроме того, применяются болты с круглой головкой (рис. 1, б), откидные болты (рис. 1, г), рым-болты (рис. 1, в), анкерные болты и др.

Рисунок 1 - Болты

 

Пример условного обозначения: Болт М20×70 ГОСТ 7798-70, где буква М означает резьбу метрическую, наружный (номинальный) диаметр которой равен 20 мм, длина стержня болта 70 мм, шаг резьбы крупный.

Бомбинирование - приём проектирования поверхностей, работающих под нагрузкой в условиях линейного или плоскостного контакта, слегка выпуклыми, что обеспечивает центральное приложение нагрузки и устраняет повышенные кромочные давления, возникающие из-за неточностей изготовления и монтажа. Широко применяют для тяжело нагруженных деталей, работающих в условиях качения или скольжения (ролики подшипников качения, зубья зубчатых колёс, кулачки толкателей и др.).

Бумага - материал для выполнения различных видов чертежей. При работе карандашом, тушью, красками применяют чертёжную бумагу марки О (обычная) и В (высшего качества). Отличительным признаком бумаги высшего качества является наличие на ней водяных знаков, видимых на просвет. Обыкновенная бумага выпускается двух видов: № 1 - более высокого качества и № 2 - менее плотная и жёсткая.

Для выполнения калькировочных работ с целью размножения чертежей методом светокопирования применяют прозрачную бумагу-кальку, изготовленную на бумажной или полотняной основе, а для бескалькировочного размножения чертежей - кальку карандашную. Для выполнения черновых изображений в масштабе, различных расчётно-графических работ применяют миллиметровую бумагу, а для эскизных работ - белую писчую клетчатую бумагу, обычно с размером клеток 5×5 мм.

Чертежи, выполняемые с помощью графических автоматов и фотографированием, выполняются на листовой или рулонной чертёжной бумаге, фотобумаге различных типов или специальной бумаге, изготовленной по отдельным требованиям.

 Буртик - кольцевой выступ на цилиндрической поверхности деталей - элемент валов, осей, втулок и др. Применяют для упора деталей в неподвижных соединениях и для ограничения осевого перемещения деталей в подвижных сочленениях. Наиболее рациональны буртики с формой равного сопротивления изгибу, обладающие наименьшей массой и простые в изготовлении. Нерабочую поверхность буртика целесообразно выполнять под углом 45°. Высоту буртиков следует сокращать до минимума, допускаемого конструктивными условиями. Чем выше буртик, тем больше отход металла в стружку и трудоёмкость изготовления.

В неподвижных соединениях буртик часто заменяют кольцевыми стопорами прямоугольного сечения. Прочность узла можно повысить заключением кольца в цилиндрическую выточку на детали или в промежуточной шайбе, предупреждающую раскрывание и выход кольца из канавки. Силовой упор обеспечивают кольцевые стопоры круглого сечения, охватываемые конической выточкой на детали или в промежуточной шайбе.

Для легко разбираемых соединений применяют полукольца, заводимые в канавки на валу и фиксируемые конической или цилиндрической выточкой в затягиваемой детали.