Цапфа - общее название части вала, находящейся в опоре. В зависимости от того, на какой части вала находится цапфа, её называют шипом при расположении по концам и шейкой при расположении в средней части вала.

Шипы выполняют с одним или двумя заплечиками, ограничивающими перемещение вала в одном или двух направлениях. Эти заплечики воспринимают небольшие осевые нагрузки.

Шипы не передают крутящих моментов, а работают только на изгиб в непосредственной близости к опоре, поэтому диаметр шипа можно делать меньше диаметра вала (оси); это выгодно и потому, что при меньшем диаметре будут и меньшие потери на трение скольжения, которые пропорциональны скорости шипа на его поверхности.

Шейка передаёт крутящий момент и подвергается действию крутящего момента, поэтому, чтобы повысить прочность вала, шейку следует делать не меньшего, а несколько большего диаметра, чем вал, а для ограничения от осевого смещения такую шейку снабжают двумя буртиками.