Тема 1.
Культурология как наука.
Истоки культурологического знания


  1. Предмет культурологии.
  2. Место культурологии в системе гуманитарного знания.
  3. Развитие теоретического знания о культуре.

Культурология - это теоретический способ осознания и систематизированного представления культуры. В самом общем виде культура определяется как способ, существования общества и человека.

Объектом культурологического исследования является мир человека со всеми формами его функционирования и развития. Предметное поле культуры конкретизируется в зависимости от контекстов познания культуры. В предметном поле можно выделить несколько основных пространств:

  • пространство духовной жизни человека и общества (религия, искусство, наука, философия);
  • ценностный мир человека (ценности, нормы, правила, идеалы, эталоны);
  • технологические формы культуры;
  • пространство материального мира культуры.

В анализе культуры используется широкая палитра методологии гуманитарного познания, общенаучной и философской методологий, достижений исторических наук, лингвистики, семиотики, эстетики и социологии. Особое значение для развития культурологического знания всегда имела философия. Сущностное определение всех сторон бытия человека становилось теоретическим основанием культурологического анализа.

Процесс становления теоретического знания о культуре начинается в античности с выделения систем нравственных, эстетических и позна-вательных ценностей в жизни человека и общества (Платон, Аристотель, римская философско-политическая мысль). Культура как понятие включает в себя целый ряд смысловых структур. В процессе развития знания о культуре выявлялись новые значения понятия "культура". От античного cultura (возделывание, обработка, уход) до современных теорий культурологии, рассматривающих культуру как целостное, системное бытие человеческого мира. Большой вклад в развитие теоретической культурологии внесли ученые и философы эпохи Нового времени и Просвещения. В XX в. активно исследуются динамика и морфология культуры, ее семиотические и символические формы.

СЕМИНАР 1
СОДЕРЖАНИЕ

 

© 2004 Красноярский государственный аграрный университет
Управление информационных технологий
Центр дистанционного обучения