Тема 3. Типология культур. Общечеловеческое и национальное в культуре
- Типологизация как способ анализа и понимания культуры.
- Этно-национальное освоение мира как тип культуры.
- Общечеловеческое и национальное в культуре.
Проблема типологий культуры ставится уже в работах мыслителей Нового времени (Г. Гегель. Философия истории). Культурно-национальную форму типологии культуры рассматривал Н.Я. Данилевский. Типы культуры представлены в работах Ф. Ницше, О. Шпенглера, М. Вебера. В середине XX в. типологический анализ культуры сменяется структурным (К. Леви-Стросс, М. Фуко, Р. Барт и др.), но типологическое рассмотрение культуры не утратило своего значения.
Типологизация культуры может осуществляться по разным основаниям, это могут быть:
- структуры мировоззрения и мирочувствования (ментальности);
- коды культуры (структурные единицы сознания и ценностного мира);
- технологические способы культуры (цивилизации);
- этно-национальные типизации.
В современной мировой культуре по темпам развития выделяют традиционные культуры и культуры модернизации.
Мировая культура представляет собой комплекс взаимодействия и взаимообогащения национальных культур. Национальная культура всегда несет в себе единство общечеловеческих и конкретно этнических ценностей. Она есть общее, особенное, родовое и социальное в культуре. Культура развивается как процесс дифференциации (национального самоопределения) и интеграции (формирование единых социокультурных целостностей, создание международных организаций по культуре).
СЕМИНАР 3
СОДЕРЖАНИЕ
|