Тема 3.
Типология культур. Общечеловеческое
и национальное в культуре


  1. Типологизация как способ анализа и понимания культуры.
  2. Этно-национальное освоение мира как тип культуры.
  3. Общечеловеческое и национальное в культуре.

Проблема типологий культуры ставится уже в работах мыслителей Нового времени (Г. Гегель. Философия истории). Культурно-национальную форму типологии культуры рассматривал Н.Я. Данилевский. Типы культуры представлены в работах Ф. Ницше, О. Шпенглера, М. Вебера. В середине XX в. типологический анализ культуры сменяется структурным (К. Леви-Стросс, М. Фуко, Р. Барт и др.), но типологическое рассмотрение культуры не утратило своего значения.

Типологизация культуры может осуществляться по разным основаниям, это могут быть:

  • структуры мировоззрения и мирочувствования (ментальности);
  • коды культуры (структурные единицы сознания и ценностного мира);
  • технологические способы культуры (цивилизации);
  • этно-национальные типизации.

В современной мировой культуре по темпам развития выделяют традиционные культуры и культуры модернизации.

Мировая культура представляет собой комплекс взаимодействия и взаимообогащения национальных культур. Национальная культура всегда несет в себе единство общечеловеческих и конкретно этнических ценностей. Она есть общее, особенное, родовое и социальное в культуре. Культура развивается как процесс дифференциации (национального самоопределения) и интеграции (формирование единых социокультурных целостностей, создание международных организаций по культуре).

СЕМИНАР 3
СОДЕРЖАНИЕ

 

© 2004 Красноярский государственный аграрный университет
Управление информационных технологий
Центр дистанционного обучения