Тема 7.
Культура первобытного общества


  1. Развитие социальных связей и отношений в первобытном обществе.
  2. Материальная культура первобытного общества.
  3. Духовная культура первобытного общества.

Первобытнообщинный строй, будучи самым длительным по времени этапом истории человечества (более 1 млн. лет), явился универсальной общественно-экономической формацией, через которую прошли все народы планеты. Становление и развитие первобытного общества включает ряд периодов материальной и духовной культур, которые обозначены в периодизации древней истории человечества как палеолит, неолит, эпоха бронзы, эпоха раннего железа.

Каждый из периодов первобытного общества отличается специфическими формами материальной и духовной культуры и представляет этап в становлении и развитии общества.

Эпоха праобщины, основным содержанием которой стало преодоление в процессе трудовой деятельности остатков животного состояния, характеризуется укреплением социальных связей, а вместе с тем и завершением биологического развития самого человека (нижний палеолит).

Человек современного типа - Homo Sapiens, сформировавшийся в верхнем палеолите, отличается от предшествующих форм, по мнению антропологов, уже развитой речью. Стала возможным передача из поколения в поколение не только биологических инстинктов, но и, благодаря речи, накопленного в обществе опыта.

Эпоха первобытной родовой общины - это период складывания первых упорядочных форм социальной организации: рода и родовой общины (верхний палеолит - неолит).

Пищевой, половой и другие инстинкты человека начинают регулироваться обществом. Возникает экзогамия - запрет брака внутри рода. Семейно-брачные отношения от различных форм группового брака трансформируются к парной семье и моногамному браку. В конце каменного века начинается переход от материнского рода к отцовскому, когда семья постепенно становится основной производственной ячейкой.

Эпоха классообразования - время распада первобытнообщинного строя, время зарождения и формирования новых форм общественного сознания (идеология, политика, религия), время формирования раннеземледельческих и раннескотоводческих культурно-исторических общностей.

В материальной культуре можно выделить две формы экономики: присваивающая и производящая. Для присваивающей формы характерны собирательство и охота, примитивные орудия труда, здесь господствующее положение занимает естественное разделение труда.

Производящая экономика характерна для развитых форм первобытной культуры, она связана с развитием земледелия и скотоводства и их разделением (имеется в виду первое общественное разделение труда), возникновением первобытной металлургии, строительством жилищ, многообразием орудий труда и оружия. Ярким свидетельством развитой духовной культуры уже в эпоху верхнего палеолита является пещерная живопись, гравированные рисунки животных и людей на костях и кусках камня, культовые фигурки венер, изображающих женщин - прародительниц рода. Зарождаются первобытные религиозные виды деятельности и обряды: анимизм, фетишизм, охотничья магия. Свидетельством верований о загробной жизни являются погребения древних людей, проводимые по особым ритуалам.

В целом, как мы видим, первобытная культура выражает меру отношения человека к обществу и природе, меру его собственной самооценки.

СЕМИНАР 7
СОДЕРЖАНИЕ

 

© 2004 Красноярский государственный аграрный университет
Управление информационных технологий
Центр дистанционного обучения