Тема 12.
Становление Русской
культуры XVII-XIX вв.


  1. Культура XVII-XVIII вв. Петровские реформы - новое качество российской культуры.
  2. Классическая русская культура XIX в.

Семнадцатый век в России, как отмечает академик Д. Лихачев, сыграл роль, аналогичную западноевропейскому Ренессансу, роль предвозрождения, осуществив социокультурный переход к Новому времени. Правление Петра I явилось этапом качественного развития Русской государственности и культуры. Реформы Петра были определены культурным развитием России XVII века. Его называют Русским барокко.

Реформы Петра I открывают собой эпоху Нового времени в русской истории и эру русского просвещения в культуре. Главное содержание петровской модернизации составила секуляризация культуры ("обмирщение"). Возникают новые культурные функции феноменов быта и особенностей поведения. В жизни русского дворянства произошла настоящая революция.

С.М. Соловьев выделил следствия Петровских реформ:

  1. вывод русского народа на историческую сцену как сильного исторического деятеля;
  2. соединение обеих, дотоле разобщенных, половин Европы через совместную деятельность.

В оценке значения реформ Петра I выделилось два направления:

  1. усиленная идеализация допетровской Руси;
  2. признание великого значения Петровских реформ.

В.О. Ключевский говорил о реформах: "совместное действие деспотизма и свободы, просвещения и рабства - это политическая квадратура, загадка, разрешавшаяся у нас со времени Петра два века, и доселе не разрешенная".

Русская классическая культура XIX века - период в развитии русской культуры Нового времени, характеризующийся зрелостью, национальной самобытностью, определенностью своего самозознания, давший наибольшее число достижений, признаваемых "классическими", т.е. эталонными для данной культуры, и определяющие ее "лицо" в масштабе культуры мировой (Н.М. Карамзин, А.С. Пушкин).

В XIX веке дилемма "запад - восток" приняла определенный вид российской дилеммы "охранения - модернизации" (западники и славянофилы). Русская культура XIX века имела дихотонический (противоречивый) характер. К концу XIX века в русской культуре обозначились два полярных идеала общественного устройства, мировоззрения и нравственно-религиозного служения. С одной стороны - это идеал самобытности России, с другой - идеал всеединства. Противоречие становится типологической характеристикой русской культуры как целого. Оно приобретает характер цепной реакции и охватывает все пласты русской культуры (И.В. Кондаков).

СЕМИНАР 12
СОДЕРЖАНИЕ

 

© 2004 Красноярский государственный аграрный университет
Управление информационных технологий
Центр дистанционного обучения