Тема 12. Становление Русской культуры XVII-XIX вв.
- Культура XVII-XVIII вв. Петровские реформы - новое качество российской культуры.
- Классическая русская культура XIX в.
Семнадцатый век в России, как отмечает академик Д. Лихачев, сыграл роль, аналогичную западноевропейскому Ренессансу, роль предвозрождения, осуществив социокультурный переход к Новому времени. Правление Петра I явилось этапом качественного развития Русской государственности и культуры. Реформы Петра были определены культурным развитием России XVII века. Его называют Русским барокко.
Реформы Петра I открывают собой эпоху Нового времени в русской истории и эру русского просвещения в культуре. Главное содержание петровской модернизации составила секуляризация культуры ("обмирщение"). Возникают новые культурные функции феноменов быта и особенностей поведения. В жизни русского дворянства произошла настоящая революция.
С.М. Соловьев выделил следствия Петровских реформ:
- вывод русского народа на историческую сцену как сильного исторического деятеля;
- соединение обеих, дотоле разобщенных, половин Европы через совместную деятельность.
В оценке значения реформ Петра I выделилось два направления:
- усиленная идеализация допетровской Руси;
- признание великого значения Петровских реформ.
В.О. Ключевский говорил о реформах: "совместное действие деспотизма и свободы, просвещения и рабства - это политическая квадратура, загадка, разрешавшаяся у нас со времени Петра два века, и доселе не разрешенная".
Русская классическая культура XIX века - период в развитии русской культуры Нового времени, характеризующийся зрелостью, национальной самобытностью, определенностью своего самозознания, давший наибольшее число достижений, признаваемых "классическими", т.е. эталонными для данной культуры, и определяющие ее "лицо" в масштабе культуры мировой (Н.М. Карамзин, А.С. Пушкин).
В XIX веке дилемма "запад - восток" приняла определенный вид российской дилеммы "охранения - модернизации" (западники и славянофилы). Русская культура XIX века имела дихотонический (противоречивый) характер. К концу XIX века в русской культуре обозначились два полярных идеала общественного устройства, мировоззрения и нравственно-религиозного служения. С одной стороны - это идеал самобытности России, с другой - идеал всеединства. Противоречие становится типологической характеристикой русской культуры как целого. Оно приобретает характер цепной реакции и охватывает все пласты русской культуры (И.В. Кондаков).
СЕМИНАР 12
СОДЕРЖАНИЕ
|