Тема 14.
Особенности культурогенеза Сибири


  1. Древняя Сибирь. Скифо - сибирский мир.
  2. Этапы русского освоения Сибири.
  3. Этносоциальная картина культуры Сибири XXI века.

Культура Сибири начинается с эпохи палеолита. Это подтверждают исследования археологами стоянок первобытных людей в районах Мальты, Бурети и целого ряда культур на Енисее: афонтовская, кокоревская, на Алтае - стоянки Улалинка, ряд пещерных стоянок и др.

Древние культуры Южной Сибири и степей Среднего Енисея периода XXV-XI вв. до н.э. оставили на территории Сибири свои памятники, которые свидетельствовали о развитии материальной и духовной культуры и социальной жизни. Эти века - время перехода от каменного технологического поля культуры к формам культуры эпохи металла.

Скифо-сибирский мир культуры Сибири - это время формирования первых форм государственности и социально-экономического взаимодействия племен, населявших Сибирь. Это - синтез кочевых, скотоводческих и земледельческих форм культуры. В искусстве скифского мира господствуют звериный стиль и мифологическая ритуализация религиозной жизни. Скифский мир на территории Сибири представлен ликами разных культур. В центральной части Южной Сибири, на Среднем Енисее сложилась Тагарская культура. В верховьях Енисея и в горных долинах Тувы - Алдыбельская, в восточных Районах Сибири скифская культура распространялась по плоскогорью Ордос.

С конца XVI в. начинается продвижение русских за Урал. Оно шло по нескольким путям: северным (волока), среднеуральским и южноуральским. По пути своего продвижения казаки строили остроги, которые становились опорными пунктами и центрами русского влияния.

В XVII в. по всей территории Сибири возникают остроги, положившие начало сибирским городам: 1604 г. - Томск, 1619 г. - Енисейск, 162  г. - Красноярск и др.

В настоящее время этнически близкие коренные народы Севера объединяются в языковые семьи: уральская семья - угорская группа (ханты, ненцы, селькупы, нганасане), алтайская семья - объединяет три основные группы народов: тюркскую (тувинцы, якуты, алтайцы, хакасы и др.); монгольскую (буряты): Тунгусо-манчжурская группа (евенки, евены, нанайцы, ульчи, удегейцы и др.).

Народы Чукотки, Камчатки и прилегающих районов составили чукотско-камчатскую языковую семью, объединившую чукчей, коряков, ительменов и др.

Одним из противоречий культурного развития современной Сибири, воспроизводившимся в разные исторические периоды, является противоречие между огромным потенциалом активного личностного бытия сибиряков (национального единства) и неразвитыми формами жизненного обустройства сибиряка.

СЕМИНАР 14
СОДЕРЖАНИЕ

 

© 2004 Красноярский государственный аграрный университет
Управление информационных технологий
Центр дистанционного обучения