ТЕМА 1.
Философия техники как
область философского знания

  1. Истоки и эволюция понятия "техника"; его современная трактовка.
  2. Природа технического знания.
  3. Исторические этапы развития техники. Предмет философии техники составляют три основные проблемы:
    • техника в контексте цивилизации, т.е. техногенез как развитие поля культуры; способ взаимодействия человека и природы;
    • техника в контексте антропологии; человек и машина; ноосфера как проблема технического разума;
    • техника в контексте футурологии; техника и перспективы человека и общества.


В древнем мире техника, техническое звание и техническое действие были тесно связаны с магическим действием и мифологическим миропониманием (Тайлор Э. Первобытная культура. М.,1989). С другой стороны, практический опыт позволял древнему человеку находить такие технические решения и их инженерное воплощение, многие из которых к по настоящее время не нашли толкового понимания и объяснения.

Эпоха раннего метала давала человеку бронзу, долговечность и прочность которой недоступна современней технологии. Не могут не вызывать удивление и восхищение такие инженерные решения древности, как висячие "Сады Семирамиды" в Вавилоне, пирамиды и Александрийские маяк в Египте, древние ирригационные системы к долгосрочные прогнозы погоды,а ранних земледельческих цивилизациях и многое другое.

Античные концепции "техне" Платона и Аристотеля имели в виду скорее не осмысление самого феномена техники, а искусство производства вещей воплощающее в себе знание, подражающее природе и выступающее в качестве образа для понимания изменчивого природного бытия. Древние греки усматривали четкую грань между теоретическим знанием и практическим ремеслом. В средние века во взглядах на ремесло, знание, державшееся в строгом секрете и которое со временем, из-за божественного объяснений, изменялось незначительно.

В эпоху Возрождения ряд концепций и теорий Античности и Средневековья воплощаются в практически ориентированных формах, приобретая прикладной характер. В эту эпоху формируемся идеал энциклопедически развитой личности, как человека знающего и умеющего. В науке и технике Нового времени наблюдается стремление к специализации и вычленению отдельных, сторон предмета и отдельных явлений через систематические исследования экспериментальными математическими и другими средствами. В социальном плане это время характеризуется становлением профессий ученого и инженера, а также развитием специально-научного и основанного на науке инженерного образования. Это время начала рационализации технической деятельности.

Таким образом, можно отметить, что в ходе исторического развития техническое знание и техническое действие постепенно в процессе культурогенеза отделяются от мифа и магического воздействия, но первоначально еще опираются не на научное, а на обыденное сознание и практику. Отличительные особенности современного подхода к технике в философии следующие: четко выраженное гуманитарное и аксиологиическое отношение, постановка во главу угла вопросов природы и сущности техники, и ее значения для культура. Наряду с решением общефилософских проблем, обостряется внимание к прикладным (оценка и экспертиза, прогнозы развития техники, инженерного образования и другие). Специфика естественных и технических наук. Фундаментальные и прикладные исследования в технических науках. В истории развития техники выделяют три основных этапа: орудия ручного труда (инструменты); машины (на уровне механизации); автоматы (на уровне автоматизации). XX век поставил проблему мегаавтоматизации, мегаинформации, т.е. нового глобального информационного качества техники.

СЕМИНАР 1
СОДЕРЖАНИЕ
 

© 2004 Красноярский государственный аграрный университет
Управление информационных технологий
Центр дистанционного обучения