ТЕМА 2.
Инженерная деятельность
и социокультурная ответственность

  1. Оценка техники и управление техникой.
  2. Ответственность инженерной деятельности.


Техника выступает как неотъемлемая и составная часть культуры. "Без техники не возможна культура, с нею связана само возникновение культуры, но бытие техники в культуре противоречиво. В то же время окончательная победа техники в культуре, вступление в техническую эпоху влечет культуру к гибели". Так рассматривает этот парадокс Н. Бердяев.

"Расслоение", или отдаление инженерной деятельности, приводит к тому, что отдельный инженер, во-первых, концентрирует свое внимание лишь на части сложное технической системы. А не в целом, во-вторых, все более и более удаляется от непосредственного потребителя его изделия, конструируя артефакт отдельным от конкретного человека, служить которому, прежде всего, призван инженер. Создается иллюзия, что задача инженера - это конструирование артефакта (искусственных технических средств), а его внедрение в жизнь, в культуру, в социум должно происходить само собой.

В связи с этим, настольным требованием во всей инженерной деятельности современности становится этап социотехнического проектирования который в противовес системотехническому, представляет любой проект как систему деятельности. Это проектирование характеризуется, прежде всего, его гуманитаризацией (человекосодержанием). Значимыми на этой стадии становятся такие понятия, как "штучный дизайн" и дизайн системы. Все возрастающая роль социотехнического проектирования в градостроительстве и создании других инфраструктур, обуславливается не только темпами и формами урбанизации, но и быстро меняющимся техническим многообразием. Например: размещение энергоемких производств, организация транспорта и увязывание его многотипности с социокультурными особенностями и др.

Эргономическое и инженерно-психологическое проектирование как проектирование человеческой деятельности в человеко-машинных (технических) системах. Основные отличия социотехнических проектов от традиционных инженерных и системотехнических. Мегатехника как феномен.

Двойственность техники как средства в обеспечении человеческого существования, как средства уничтожения людьми себе подобных (формы реализации возможностей ядерной энергии). Разрешение этого парадокса - одна из задач философии техники, Овидий Низон отмечал еще в эпоху античности свое отношение к технике по аналогии отношения к своей жене: "Ни с тобой жить не могу, ни без тебя".

СЕМИНАР 2
СОДЕРЖАНИЕ
 

© 2004 Красноярский государственный аграрный университет
Управление информационных технологий
Центр дистанционного обучения