|
ТЕМА 2. Инженерная деятельность и социокультурная ответственность
- Оценка техники и управление техникой.
- Ответственность инженерной деятельности.
Техника выступает как неотъемлемая и составная часть культуры.
"Без техники не возможна культура, с нею связана само возникновение культуры,
но бытие техники в культуре противоречиво. В то же время окончательная победа
техники в культуре, вступление в техническую эпоху влечет культуру к гибели".
Так рассматривает этот парадокс Н. Бердяев.
"Расслоение", или отдаление инженерной деятельности, приводит к тому,
что отдельный инженер, во-первых, концентрирует свое внимание лишь на части
сложное технической системы. А не в целом, во-вторых, все более и более удаляется от
непосредственного потребителя его изделия, конструируя артефакт отдельным от
конкретного человека, служить которому, прежде всего, призван инженер.
Создается иллюзия, что задача инженера - это конструирование артефакта
(искусственных технических средств), а его внедрение в жизнь, в культуру,
в социум должно происходить само собой.
В связи с этим, настольным требованием во всей инженерной деятельности
современности становится этап социотехнического проектирования который в противовес
системотехническому, представляет любой проект как систему деятельности. Это проектирование
характеризуется, прежде всего, его гуманитаризацией (человекосодержанием).
Значимыми на этой стадии становятся такие понятия, как "штучный дизайн" и дизайн системы.
Все возрастающая роль социотехнического проектирования в
градостроительстве и создании других инфраструктур, обуславливается не только темпами и формами урбанизации,
но и быстро меняющимся
техническим многообразием. Например: размещение энергоемких производств, организация транспорта и увязывание его многотипности с социокультурными особенностями и др.
Эргономическое и инженерно-психологическое проектирование как
проектирование человеческой деятельности в человеко-машинных (технических) системах.
Основные отличия социотехнических проектов от традиционных инженерных и системотехнических.
Мегатехника как феномен.
Двойственность техники как средства в обеспечении человеческого существования, как средства
уничтожения людьми себе подобных (формы реализации возможностей ядерной энергии).
Разрешение этого парадокса - одна из задач
философии техники, Овидий Низон отмечал еще в эпоху античности свое отношение к
технике по аналогии отношения к своей жене: "Ни с тобой жить не могу, ни без тебя".
СЕМИНАР 2
СОДЕРЖАНИЕ
| |