ТЕМА 4.
Техника и проблемы глобалистики

  1. Техника как противоположность природы.
  2. Отношения между наукой и техникой.
  3. "Бунт" техники.


Еще Архимед утверждал, что если дать ему точку опоры, то он перевернет мир. Древнегреческий мыслитель и драматург Эсхил в своих пьесах ("Прометей") отдавал дань освоенному человеком огню, который как он утверждал, оторвал человечество от первобытного состояния и принес ему свободу. Однако миссия техники с добавлением огня у Эсхила несет в себе и демоническое начало, сокрытое в технике. Оно, во-первых, проявилось в том, что Прометей принес ОГОНЬ ЛЮДЯМ только с ПОМОЩЬЮ ПРЕСТУПЛЕНИЯ - кражи из очага богов. Во-вторых, в усилении самого человека и превращении его в бога-демона.

К. Маркс называет технику, с одной стороны, искусственным продолжением тела человека, с другой, инструментом в создании "второй природы", то есть мира технического, искусственного. Техника несет в себе противоречие - она возникает, чтобы "приблизить" природу к человеку, освоить ее, сделать доступной и раскрыть ее богатства. Но техника и отдаляет человека от природы. Ее демонизм в том, что возникает не ситуация соединения, а ситуация власти, покорения, то есть отдаления человека от природы и от самого себя. В этом один из основных истоков угрозы, которую несет в себе развитие техники. Оно формирует сугубо технический способ конструирования мира, где природа оказывается только наставником энергии и материалов, ставится на службу производству как добывание новой энергии, новых материалов, нового сырья.

Онтологическая интерпретация техники у М. Хайдеггера. "Техника, - отмечает Х. Ортега-и-Гассет - это главным образом усилие ради сбережения УСИЛИЯ". В противовес приспособлению к среде, которое характерно для отношения животного к природе, человек, благодаря технике, приспособляет среду к себе, что породило к настоящему времени множество проблем: техника и жизнь, техника и благосостояние, техника и природа, техника и наука и т.д.

Критическое переосмысление натуралистического представления и понимания техники как одно из условий переосмысление идей, лежащих в основании современной технической цивилизации. Техника нашего времени возникает не в результате инстинктивной реакции на проявления природы, а скорее как самопринуждение, как культурно-обусловленная необходимость.

Оптимальная техника и практический разум? Основные факторы неуправляемости, "бунта" техники, ее экологический и социальной неадаптированности противоречий. Что должно включать в себя обоснование технических проектов как его составной части (для проектов вообще и студенческих дипломных проектов в частности)?

СЕМИНАР 4
СОДЕРЖАНИЕ
 

© 2004 Красноярский государственный аграрный университет
Управление информационных технологий
Центр дистанционного обучения