ТЕМА 5.
Социокультурные проблемы техники

  1. Культура и техника.
  2. Техногенез и социогенез.


Техника - явление общечеловеческое и здесь очевидно положение о том, что в определенном смысле уровень развития техники и технической деятельности не изменяет или, по крайней мере, не должен изменить облик человека.

Размышления о сущности современной философии техники важны еще и тем, что в ней рассматриваются не только чисто философские проблемы, Это вызвано, прежде всего, тем, что современные исследователи вынуждены концентрировать свое внимание не на философских, а на практических проблемах; социально-экономических, экологических, политических и ряде других, связанных прямо или косвенно с техническим прогрессом и требующих практического и быстрого решения, что часто порождает неадекватность многих технических решений во времени и пространстве.

Говоря о перспективах философии техники, необходимо отметить то, что все ускоряющийся в своем движении техногенез в мировой культуре оказывает все более заметное влияние на ее развитие. Например: современное культурное сообщество уже во многом делится и характеризуется по уровню технического развития: "технические" или "индустриальние" государства, в которых все большую роль в общественной жизни, материальном производстве и распределении играют научно-техническая и финансовая элиты. Однако такое состояние технического уровня порождает, с одной стороны, "культурно-технический" эгоизм отдельных государств и обществ, а в них - олигархическую систему управления, которая определяет идеологию, политику, формы демократии, с другой стороны, техническая монополия сдерживает планетарное распространение технических и технологических инноваций и ее культурную адаптацию.

Таким образом, одним из основных направлений, определяющих перспективу философии техники, видится решение проблем соотнесения техники и культуры, ценностных ориентаций техники в культуре.

Культурологического осмысления требуют также сформировавшиеся или формирующиеся системы регионального и планетарного уровней. Например, такие, как Интернет, космическая техника, банковская система, авиация, морской флот и др. Интеграция этих макротехнических систем в культуры различных регионов, условия и уровень развития которых неоднозначны (также, как и их ценностные ориентации и социально-экономическое устройство) тоже требует философско-техннческой рефлексии.

Техника не столько порождает новые проблемы, сколько усугубляет и отягчает уже существующие. Примерами являются: подчинение человека материальным условиям жизни, эксплуатация ресурсов, использование техники в военных целях, углубление социальных различий и т.д. Нереалистичным представляется требование полного контроля за техникой или же кардинального изменения ценностей. Необходимо научиться понимать причины динамики технического прогресса. Технические методы и артефакты демонстрируют тот же самый отчужденный характер, как и социальные институты, и образы культурной жизни. Это задает необходимые рамки организаций жизни и тем самым налагает ограничения на человека. И поскольку философия внесла свой вклад в сохранение динамики современной техники, она должна помочь также понять современное положение и повести технику в рациональном направлении.

СЕМИНАР 5
СОДЕРЖАНИЕ
 

© 2004 Красноярский государственный аграрный университет
Управление информационных технологий
Центр дистанционного обучения