ТЕМА 8.
Место творчества в системе
"Наука - Техника - Производство"

  1. Понятия «творчество» и «научное творчество».
  2. От гипотезы к теории.
  3. Техническое и научное творчество.
  4. Знание - Модель - Практика.


Проникнуть в заманчивую область творчества человека, уяснить своеобразие приемов работы его мысли, понять какими средствами достигнуты результаты, - значит, в определенной степени вооружиться этими приемами в научно - технической деятельности. Для раскрытия основного содержания понятий "творчество вообще" и "научное творчество" необходимо определиться в отношении этих понятий. Творчество раскрывает существенный момент спецификации человеческого отношения к действительности. Творчество есть социальное явление, оно не мыслимо вне общества. Являясь жизненной необходимостью для человека, творчество еще и есть элемент качественной определенности человека. Творчество является духовно - материальной активностью субъекта, активностью одновременно его разума и его рук. Творчество является не только субъективным отражением объективной действительности, оно является также субъективным отражением состояния и многосторонней активности самого субъекта, результатов его активности, т.е. и процессом САМОСОЗНАНИЯ.

Таким образом, творчество является сознательным; оно всегда есть деятельность сознания. Творчество предполагает постоянное совершенствование творения и соответственно - самого дворца. В научном творчестве наука выступает как основная форма, потому, она формировалась как вершина развития человеческого познания. Научное творчество является поиском и открытием определенных связей и отношений. Его специфическим предметом являются: закон, закономерная связь, тенденция развития. Научное творчество выражается в создании СИСТЕМНОГО ЗНАНИЯ. В научном творчестве весьма существенном является переход (скачок) от чувственного к логическому познанию. Научное творчество является основой для практического, целенаправленного изменения и преобразования деятельности для управления объективными процессами в природе, обществе и мышлении. Оно воплощается в машинно-практическую деятельность.

Важным этапом в процессе научного исследования является выдвижение и обоснование гипотез, в каждом из которых содержится до нескольких вариантов решения данной проблемы. И чем больше обоснованных вариантов - тем более гарантировано однозначное научное решение проблемы. Гипотеза не является научной, если она недостаточно аргументирована, если в ней нет элементов объективного научного знания. Гипотеза существенно отличается от догадки. Теория - есть подтвержденная гипотеза, проверенное и доказанное истинно научное знание. Научная теория возникает и развивается на основе общения новых факторов действительности и импирических фактов. Когда идет речь о развитии какой -либо научной теории, необходимо учитывать подтвержденную историей науки истину познания, что развитие может осуществляться и тогда, когда она корректируется и даже заменяется ново теорией. При этом ценное в тарой теории используется творчески, получая новый вид после его включения в систему новой теории, здесь сохраняется природа системного знания. Таким образом, научная теория как высшая форма организованного логического мышления является очень сложным продуктом творческой активности субъекта науки. Она противостоит, с одной стороны, научным фактам, с другой - практике и объективным фактам действительности.

Научно - технический прогресс существенно меняет характер взаимоотношений между наукой и техникой. В прошлом главенствующая роль в эти отношениях принадлежала технике, в настоящее время головокружительный прогресс науки определил уже ее главенствующее положение. Современная техника буквально следует за наукой по пятам, являясь ее материализацией и опредмечиванием. Во взаимодействии знание - модель - практика рассмотрим вначале модель. Моделирование выступает как метод научного исследования и способствует не только получению научного знания, но и его дальнейшей разработке, позволяя приспособить его к практике. Моделирование-это метод опосредованного познания действительности. Модель представляет собой такую систему, посредством которой получают информацию о другой системе, когда эта вторая система, как правило, не может быть объектом непосредственного исследования.

Таким образом, через исследование недели - заменителя данной системы (объекта в будущем состоянии) мы получаем информация о системе - оригинале. Очень важными моментами технологии внедрения научных знаний являются: проектирование, моделирование, экспериментирование, сценарии, планы и д.р. При построении технологических схем научной к технической деятельности, в том числе и при внедрении научного знания, все большее значение приобретает вариантное решение задач.

СЕМИНАР 8
СОДЕРЖАНИЕ
 

© 2004 Красноярский государственный аграрный университет
Управление информационных технологий
Центр дистанционного обучения