Глава 3.

Пути продвижения в Сибирь.


Большое значение в освоении Сибири имела организация регулярного движения из Руси в Сибирь, а также по Сибири и сопредельным странам. Водные и сухопутные пути сообщения служили своеобразным каркасом, стягивавшим обособляющиеся районы в хозяйственный единый механизм. Еще в XVI в. русские в своем продвижении за Урал или за «Камень», как его называли в то время, использовали два больших водных пути: Каму и Печору. Вначале был освоен путь по Печоре, известный по тем временам под названием «чрезкаменного». Благодаря Северной Двине и ее притокам Югу и Сухоне, этот путь был связан с центром русской равнины, а восточными притоками Печоры он подходил к Уральским горам, которые являлись водоразделом между бассейнами этой реки и Обью. Между реками и озерами, по которым пролегал путь, землепроходцы устраивали волока, по которым вручную, по проложенным деревянным «рельсам», смазываемым жиром, приходилось волочить струги и лодки, переносить поклажу. Перевалив через Северный Урал, землепроходцы по реке Собь попадали к устью Оби, которая своим крутым изгибом перед Обской губой приближалась к восточным отрогам Урала. От устья Соби перед землепроходцами открыва-лись два дальнейших пути-либо вверх по Оби на Березов и на Тобольск, либо вниз к устью Оби и далее Обскою губой в Мангазею. Златокипящая Мангазея находилась на восточном побережье Тазовской губы, составлявшей часть Обской. Это был самый северный путь, по существу вплотную приближавший переселенцев к Северному ледовитому океану. С Печоры, кроме этого пути, был еще один, который использовался с тем, чтобы, попав в Обь южнее, более коротким путем подняться по ней вверх до Березова или Тобольска. В этом случае для перевала через Урал использовался другой приток Печоры-Щугор. Поднявшись до его верховьев и перевалив через Уральские горы, землепроходцы спускались в реку Сыгву, а из нее в реки Киртас и Сосьву, последняя впадала в Обь. «Чрезкаменный» путь был первой постоянной дорогой, проторенной русскими через Урал. Начинался этот путь в известных нам Двинских землях, где к тому времени скопилось множество народа, бежавшего от крепостнической и религиозной неволи. Очевидно, что среди первых переселенцев северным «чрезкаменным» путем, основу которых составляли выходцы из среднерусской равнины, было немало и поморов-потомственных северо-российских мореплавателей, хорошо знавших морское дело, так как плавание по Обской губе, а затем и по Тазовской к златокипящей Мангазее было по существу плаванием по Северному ледовитому океану, требовавшим не только смелости и отваги. Пользование «чрезкаменным» путем было сопряжено со многими трудностями и даже опасностями. Он пролегал по обширным и безлюдным лесным пространствам, нередко с малыми и мелкими речками, что очень затрудняло большие перевозки. Но, несмотря на неудобства и опасности этого северо-уральского пути, он, начиная с XVI в., в течение всего XVII в. оставался «большой сибирской дорогой», по которой промышленные и торговые люди направлялись в города, расположенные на Оби: Березов, Сургут, Нарым, Кетск, Томск и далее в Енисейск. Этот путь во времена процветания северной Мангазеи также был единственной артерией, связывающей ее с русским материком. Известно, например, что еще в XVII в. русские землепроходцы из Оби, поднимаясь вверх по р. Кети, (правый приток Оби), добирались до ее верховьев, а затем маковским волоком перебирались на р. Кемь (левый приток Енисея) и так попадали в Енисейск. Впоследствии в XVIII-начале XIX вв. реки Кеть и Кемь были соединены системой шлюзов и каналов, которые сохранились и функционировали до последнего времени. Автору довелось в 90-е годы ушедшего столетия пройти этот путь из Оби в Енисей. Другой путь с Камы на Урал шел по ее притоку реке Чусовой. Переселенцы и занятые всевозможными перевозками «артели», дойдя по ней до устья р. Серебрянки (вспомним один из первых маршрутов Ермака в Зауралье), поднимались по ней, затем тагильскими волоками попадали в р. Туру и шли далее на восток. В 1597 г. соликамский посадский человек Аркадий Бабиков проведал новую дорогу сухим путем, которая вела прямо в верховья Туры. С основанием в 1598 г. города Верхотурье эта Бабиновская дорога была объявлена правительственным трактом. Из-за болотистости районов и обилия рек в местах пролегания этой дороги она была пригодна в основном в зимнее время и засушливое лето. На первых порах дорога пролегала по редконаселенным местам и только после основания Ирбитской слободы в 1631 г. она приблизилась к селениям и стала более безопасной. Верхотурская дорога (Бабиновская) являлась основной транспортной магистралью, связывавшей Сибирь с Русью, в середине XVII в. Ежегодно по ней проходило большое количество людей и грузов. На долю верхотурской дороги приходилось от 33 до 56% всего торгового и промышленного движения в оба конца: Сибирь-Центральная Россия, зарегистрированного в Тобольской таможне в 1639-1671 гг. Наряду с официальной Верхотурской дорогой, существовала «старая Казанская». Она пролегала через уфимские степи и Кунгур и выходила на Тюмень, а затем в Тобольск. Необходимо отметить, что все дороги через Урал в Сибирь по существу сходились в Тобольске. Тобольск, расположенный при впадении Тобола в Иртыш (основных водных артерий Зауралья), являлся узловым центром всей транспортной сети Западной Сибири. Он был фактически перевалочной базой на пути в Сибирь и обратно. От Тобольска тремя радиусами - на север, юго-запад и юго-восток - расходились основные водные артерии: Иртыш, Тобол и далее Обь. Эти водные магистрали дополнялись рядом сухопутных путей, сходившихся в этой первой сибирской столице. Дальнейшее продвижение русских землепроходцев в глубь Сибири определяло целую сеть путей сообщения. Один из самых северных пролегал от Тобольска по Иртышу и Оби, через Тазовскую губу до северной златокипящей Мангазеи, располагавшейся по существу на побережье Северного Ледовитого океана. От этого северного пути через волока в низовьях Енисея и его притоков, ответвлялся и путь на Туруханское зимовье. Этот путь от Тобольска до Туруханского зимовья занимал в зависимости от погоды и времени года от 9 до 20 недель. Среди всех освоенных дорог между Тобольском и Сибирью самой интенсивной была Енисейская. Она шла от Тобольска вниз по Иртышу до его устья, а затем вверх по Оби и ее притоку Кети поднималась до Маковского острога и волоками выходила в верховья реки Кемь, по ней, как уже отмечалось, через день можно было попасть в Енисейск. На этом пути, соединившем две великие сибирские реки, трудоемкие волока в верховьях рек Кеми и Кети, впоследствии будут обустроены системой шлюзов и каналов, способных пропускать груженые суда. По этой дороге в Енисейский острог привозили зерно, соль, животноводческую продукцию из Тюмени и Тобольска. Из других районов доставлялись предметы ремесла и быта, а также оружие. К середине XVII в. положение Енисейска меняется, т.к. окружавшие его земледельческие районы уже способны были в полной мере обеспечивать себя продуктами земледелия и животноводства. Енисейск больше не нуждается в завозе хлеба из западных районов России. Об этом сви-етельствуют такие данные: в 1639-1640 гг. в Енисейск привозили 3553 четвертей хлебных продуктов, а в 1649-1650 гг. всего 3 четверти. С конца XVII в. Енисейск становится основным поставщиком мехового сырья в Тобольск. Здесь оно выделывалось и шло далее в Европу и другие районы России. Возрастающие поступления в Тобольск «мягкой рухляди» из разных регионов Сибири: туруханского, тунгусского и енисейского - поражали своим многообразием. Это были цельные шкуры соболей, горностаев, кошлаков, выдр, лисиц, роcсомах, бобров, белок, волков, медведей и др. Из Енисейска в Тобольск отправлялась и готовая продукция, в частности, меховая одежда: кафтаны и шубы, меховые рукавицы, которые часто покрывались тканями из Китая. Еще одним важнейшим путем из Тобольска на Восток была сухопутная дорога до Иркутска. Она проходила через Тару, Барабу, Чатск, Ачинск, Красноярск, Канск, Удинск, Бельск. В первой половине XVII в. наиболее освоенной частью этой дороги был участок от Тобольска до Тюмени. При переезде с грузом это расстояние преодолевалось примерно за семь недель. Далее переселенцы, торговцы и промышленники с берегов Енисея следовали в основном по Верхней и Нижней Тунгускам и Ангаре. Поднимаясь по этим рекам, первопроходцы волоками переходили к обширной системе притоков реки Лены. Отсюда открывались маршруты по всей Восточной Сибири. Из этих мест ходили торговые люди на «дальние заморские реки», впадающие в Северный Ледовитый океан: Индигирку, Яну, Колыму, Анадырь. Отсюда же ходили на реки, впадающие в «Восточный океан»,-Амур и Охоту. Таким образом, первыми русскими переселенцами к рубежу XVII-XVIII вв. в Сибири была освоена достаточно разветвленная и эффективная для своего времени транспортная сеть, включавшая водные (речные, морские) и сухопутные (волоковые, нартные, верховые, караванные, санные, тележные) пути сообщения. Каждый из этих путей соответствовал целям и задачам в процессе освоения Сибири. Труднопроходимые и часто очень опасные, они к середине XVIII в. уже не обеспечивают в полной мере все возрастающие потребности демографического, промыслового, сельскохозяйственного и промышленного освоения Сибири. И с середины 30 гг. XVIII в. начинается прокладка Московско-Сибирского сухопутного тракта.

Контрольные вопросы

1. Какова общая схема путей сообщения из Руси в Сибирь и обратно?
2. Что такое «волока»?
3. Каким путем переселенцы попадали с Оби в Енисейск?
4. Какими причинами было вызвано наиболее раннее освоение таежных районов Сибири?
5. Каков основной маршрут переселенцев при освоении Дальнего Востока?
6. Через какие города Сибири пролегает Московский тракт?

Литература

Вилков О.Н. Очерки социальноэкономического развития Сибири конца XVI начала XVIII веков. Новосибирск: Наука, 1990.
Александров В.А. Покровский Н.Н. Власть и общество. Сибирь в XVII в. Новосибирск: Наука, 1991.

СОДЕРЖАНИЕ