Власть и общество
Российскому крестьянству, заселявшему Сибирь с конца XVI в., принадлежит основная заслуга в хозяйственном освоении огромной сибирской территории. По пути продвижения в XVI-XVII вв. в лесостепном и таежном регионах Сибири основывались крупные сельскохозяйственные районы: Верхотурско-Тобольский, Барабинский, Томско-Кузнецкий, Илимо-Иркутский (в верховьях Лены), а также за Байкалом и в Приамурье. Впоследствии эти районы постепенно сливались в единую сибирскую сельскохозяйственную полосу.
Тем самым аграрное в своей основе сибирское освоение требовало приведения земель в культурное состояние в столь обширной зоне рискованного земледелия. Это практически невозможно было сделать в индивидуальном порядке. Очевидно, именно этим в первую очередь было обусловлено на первых этапах освоения возникновение трудовых сообществ, которые позднее (XVIII в.) привели к складыванию сибирской сельской общины.
Возникновение (в рамках общероссийской социокультурной истории это было по существу возрождением) общины с первых этапов освоения крестьянами сибирского края означало воссоздание ее на основе мирской традиции при поддержке воеводской власти. Немалую роль при этом играли «повальные» объединения крестьян, стихийно возникавшие для совместного переустройства диких сибирских земель в культурное состояние. Даже если новое поселение или группа поселений создавались не как стихийная, вольнонародная колонизация, а по инициативе властей, власти с самого начала должны были учитывать в своей деятельности мнение представителей зарождающейся общины. Выбор места и отвод земли под новое поселение часто представители власти совершали совместно с будущими крестьянами-общинниками, независимо от того, откуда они прибыли. Община, которая подчинялась воеводской власти (не стихийная), получала «подмогу» деньгами, семенами, тягловым скотом и т.д. И, что очень важно, получала государственную защиту в этом суровом и слабо обжитом регионе.
Функции сельской общины со временем расширяются: земельная, административно-фискальная, судебная, общественная и духовная. Система государственной феодальной эксплуатации становящейся сибирской деревни и порядок ее административного подчинения государственной власти в XVII в. имели свои особенности. Сразу же после присоединения Сибири государственная власть для обеспече-ния провиантом служилых людей (а они составляли вторую по численности группу населения после крестьянства и государственного аппарата) принудила крестьян-переселенцев выполнять барщинные повинности в пользу государства на десятинных пашнях (государевых полях). Общинный административно-хозяйственный надзор за сибирской деревней, ответственность за ее состояние, оборона от набегов аборигенного населения были возложены на назначавшихся приказчиков, которые подчинялись воеводам.
Несмотря на жесткую приказную систему, иногда переходящую в произвол не только над населением, выполнявшим феодальные повинности, но и над личностью крестьянина и его собственным хозяйством, русские крестьяне массами переселялись в Сибирь и начинали осваивать этот суровый край. Дело в том, что в Сибири свободы было гораздо больше, чем в центральной России.
С другой стороны, в процессе освоения Сибири царская власть вынуждена была поступаться своими крепостническими принципами и сохранять за крестьянами право свободного перемещения. При поступлении в крестьянство новопоселенцы давали властям поручные записи, в которых они обязывались нести тягло и его не бросать. Тягло сибирский поселенец нес по отношению к властям и общине. Надзор за выполнением этого условия должны были обеспечивать не только приказчики, но и представители сельских миров (общин)-старосты, целовальники, десятники. Это последнее обстоятельство очень важно для понимания особенностей формирования сибирского культурно-хозяйственного типа на фоне жесточайшего крепостничества в феодальной России. Какими бы ни были отношения крестьянского мира с властью приказчиков, сибирская община являла собой относительно демократическую структуру, постепенно распространявшуюся на всю Сибирь и не имевшую аналога в центральной России.
Тем самым в условиях миграционного процесса, многочисленных перемещений, которые постоянно расширяли сибирскую пашню, сельские миры (общины) не стесняли своих членов в освоении новых территорий. Право на свободное перемещение и право на владение освоенным участком земли были важнейшими элементами самосоз-нания сибирских переселенцев.
С формированием сибирских городов и активизацией в них торгово-ремесленной деятельности постепенно складывается посадская община как демократический выборный орган горожан. Сибирский посад, несмотря на свою относительную экономическую слабость, связанную прежде всего с поздним формированием городов и торгово-ремесленного населения, все же играл заметную роль в общественно-политической жизни сибирского края. Он был необходим государству как бесплатный административно-фискальный аппарат, с которым вынуждены, были считаться и воеводы, и столичные власти. Они являлись как бы противовесом, хотя и очень слабым, крепнущей абсолютной бюрократии. Часто эти органы сдерживали ужесточения феодальной эксплуатации, незаконный и безудержный грабеж населения коррумпированной бюрократической администрацией. Но особенно пагубной для относительно свободного «предпринимательства» во многих направлениях социальноэкономической жизни была незаконная конкуренция воевод в торговой и промысловой сферах, которая сопровождалась прямым установлением административно-экономического насилия. Конечно, и сельская, и посадская общины не могли в полной мере противостоять государственной системе.
Однако к середине XVII в. посадские общины активно вмешиваются и в государственные дела, например, в решение вопроса о назначениях в сибирские города таможенными головами посадских из европейской России. Если эта практика царского правительства на первых порах была обусловлена слабостью сибирского посада, то к середине XVII в. участившиеся случаи злоупотреблений в Сибири таможенными головами из центральной России, заставили сибирские общины пересмотреть свое отношение к этой службе. Несмотря на ее обременительность, сибиряки решили взять таможенную власть в свои руки. И в 1689-90 гг. с согласия Сибирского приказа посадские общины избрали таможенными головами своих членов вместо присланных центральнороссиян. Так были избраны из сибирских общин таможенные головы Томска, Туринска, Сургута, Мангазеи. А Енисейская община, например, сумела в 1690 г. добиться еще одного требования, облегчающего ее положение: была уменьшена на половину оброчная сумма с посада.
Служилое население (войско). Формирование этой категории сибирского населения, основу которого составляло казачество, начинается практически с первых этапов освоения. После присоединения Сибири служилые люди наряду с крестьянством стали по своей численности основной частью сибирского «люда». Особенности этой социальной категории, ее статуса и мировоззрения находят отражение в истории ее складывания. Начиная с Ермака, казацкий обычай решать свои дела на войсковом круге четко прослеживается во всех сибирских летописях. С поступления на службу к Строгановым и на протяжении всех походов общее мнение казаков или «Ермака с товарищи» было неоспоримым принципом. Обязательность коллективного решения отражалась и в важнейшем акте, принятом дружиной Ермака,-о посылке посольства в Москву. Эта инициатива казачьего войска была обусловлена, с одной стороны, их относительной малочисленностью и потерями при завоевании Сибирского ханства, с другой-потерей центральнороссийскими казаками статуса вольных и рассеиванием их по всей России в послесмутные времена. Это положение русского казачества и предопределило их большой приток в Сибирь с самого начала ее освоения.
Таким образом, уже дружина Ермака определяла политическую цель не только своего похода, но и всего формирующегося сибирского казачества. Этим актом предпринималась попытка, хотя бы как-то сохранить былые демократические свободы в условиях ужесточавшегося абсолютизма на новых для казачества просторах Сибири. Царское правительство из-за экономической слабости государства, отдаленности сибирских земель не в состоянии было организовать в Сибири централизованное воинское управление. И на первых порах оно вынуждено было сохранять не только казачью организацию, но и считаться с ее традициями. Так, после «смутных» лет, государственная власть и церковь в лице самого царя, патриарха и Священного Собора провозглашали «прославление» Ермака и его казаков. Это происходило не только в Тобольске, но и в Москве и приобрело официальное всероссийское значение.
Постепенно в первые десятилетия XVII в. казачье сибирское войско пополняется очень разными людьми, близкими по духу казачьей вольнице. Необходимость в служилых людях в быстроосваиваемой Сибири заставляла правительство снисходительно относиться к прошлому многих участников «смутных» лет и отправлять их в Сибирь. Сибирские гарнизоны пополнялись также значительным числом плененных во время войны с Польшей в 1630 и 1650-60 гг. Однако при всей их многочисленности ссыльные и пленные не составляли основную часть сибирского войска. Более важным источником комплектования служилых людей были вольные переселенцы (гулящие люди). Так, в 1627 г. в Тобольске при организации экспедиции на Енисей для основания Красноярского острога было набрано 300 «вольных охочих» людей. Такие наборы проводились только при поручительстве за желающего попасть в войско десяти служилых людей. Сибирское казачье войско часто строилось по станичному принципу с выборным командным составом. Для организации походов и уплаты налогов войско сохраняло за собой важную привилегию-иметь свою «коробью», или «казну».
В целом, подчиняясь воеводской власти, сибирское казачье войско вовсе не считало его обязательным и необходимым институтом управления и часто вступало с ней в борьбу. Интересен в связи с этим надолго затянувшийся спор красноярского атамана Дементия Андронова Злобина с воеводой О.П.Баскаковым.
Красноярский воевода Баскаков в оправдание скрытого от государства ясака, который был обнаружен Москвой, донес на атамана Злобина, что тот якобы накануне отправки ясака в Москву сильно истязал его. И по этой причине воевода не дослал ясак в Москву в необходимом количестве. При проведенном следствии этого происшествия в г. Томске атаман под пыткой не признал свою вину. Его невиновность подтвердили также и служилые люди. И в 1647 г. при общей поддержке красноярских казаков Злобину было возвращено атаманство. Челобитная красноярских казаков содержала подробный послужной список Дементия Злобина. В ней также указывалось, что Дементий был лишен атаманства воеводой Баскаковым «по недружбе,.. не за вину и не за дело» и что мир отказывается служить с новым атаманом, назначенным воеводой Баскаковым.
Таким образом, подобные столкновения отражали обострявшиеся отношения между сословно-представительными (здесь казачье войско имело наибольшее значение) людьми и воеводской властью. Сибирское казачество, корпоративность которого проявлялась значительно сильнее, чем в других регионах России, выступало как социальная общность. Это позволило сибирским казакам на протяжении всего XVII в. сохранить не только свой сословный статус, но и быть основным противовесом воеводскому самовластию вплоть до окончательного утверждения абсолютизма.
|