Становление Русской культуры XVII-XIX вв.
Семнадцатый век в России, как отмечает академик Д. Лихачев, сыграл роль, аналогичную западноевропейскому Ренессансу, роль предвозрождения, осуществив социокультурный переход к Новому времени. Правление Петра I явилось этапом качественного развития Русской государственности и культуры. Реформы Петра были определены культурным развитием России XVII века. Его называют Русским барокко. Реформы Петра I открывают собой эпоху Нового времени в русской истории и эру русского просвещения в культуре. Главное содержание петровской модернизации составила секуляризация культуры ("обмирщение"). Возникают новые культурные функции феноменов быта и особенностей поведения. В жизни русского дворянства произошла настоящая революция. С.М.Соловьев выделил следствие Петровских реформ: 1) вывод русского народа на историческую сцену как сильного исторического деятеля; 2) соединение обеих, дотоле разобщенных, половин Европы через совместную деятельность. В оценке значения реформ Петра I выделилось два направления: 1) усиленная идеализация допетровской Руси; 2) признание великого значения Петровских реформ. В.О.Ключевский говорил о реформах: "совместное действие деспотизма и свободы, просвещения и рабства - это политическая квадратура, загадка, разрешавшаяся у нас со времени Петра два века, и доселе не разрешенная".  Русская классическая культура XIX века - период в развитии русской культуры Нового времени, характеризующийся зрелостью, национальной самобытностью, определенностью своего самозознания, давший наибольшее число достижений, признаваемых "классическими", т.е. эталонными для данной культуры, и определяющие ее "лицо" в масштабе культуры мировой (Н.М. Карамзин, А.С. Пушкин). В XIX веке дилемма "запад - восток" приняла определенный вид российской дилеммы охранения - модернизации (западники и славянофилы). Русская культура XIX века дихотонический (противоречивый) характер. К концу XIX века в русской культуре обозначились два полярных идеала общественного устройства, мировоззрения и нравственно - религиозного служения. С одной стороны - это идеал самобытности России, с другой - идеал всеединства. Противоречие становится типологической характеристикой русской культуры как целого. Оно приобретает характер цепной реакции и охватывает все пласты русской культуры (И.В. Кондаков).
|