Министерство сельского хозяйства Российской Федерации
Департамент научно-технологической политики и образования
Красноярский государственный аграрный университет
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
Деньги, кредит, банки
для специальности 080105.65
Финансы и кредит
080109.65
Бухгалтерский учет, анализ и аудит
факультет Экономический
кафедра Финансы и кредит
Красноярск 2007 г.
Рабочая программа составлена на основании Государственного образовательного стандарта высшего профессионального образования.
1. Цели и задачи дисциплины, ее место в учебном процессе
2. Объем дисциплины и виды учебной работы
3. Содержание дисциплины
3.1. Тематический план
3.2. Самостоятельная работа студентов
1. ЦЕЛИ И ЗАДАЧИ ДИСЦИПЛИНЫ,
ЕЕ МЕСТО В УЧЕБНОМ ПРОЦЕССЕ
а) цель:
данной дисциплины является изучение природы денег, кредитов и банков, что даст будущим экономистам возможность разбираться в их функционировании, анализировать тенденции и закономерности денежного обращения.
б) задачи:
- изучение теоретического содержания основных экономических категорий и понятий в сфере денег, денежного обращения, кредита и банков в условиях рыночной экономики;
- освоение понятийного аппарата теории денег, кредита и банковского дела; выявление особенностей организации денежного оборота при разных моделях экономики;
- формирование научного представления о сущности денег и кредита, их функции и роли в развитии национального и мирового хозяйства;
- изучение основных теорий и концепций в денежно-кредитной сфере в России и за рубежом;
- изучение положений о денежной системе, организации денежного оборота, наличного и безналичного денежного обращения, причин инфляции и путей ее преодоления, механизмов денежных реформ
- изучение основ банковской деятельности, элементов банковской системы, банковских операций и сделок;
- изучение роли банков и небанковских кредитно-финансовых организаций, их функции и операции;
- формирование представлений о роли и значении международных финансово-кредитных организаций;
- овладение навыками аналитических разработок в области денежного обращения, кредита, банковского дела и др. в специальных дисциплинах и дисциплинах специализации;
- научить студентов самостоятельно работать с литературой, творчески мыслить, вести дискуссию по проблемным вопросам, четко и аргументировано отстаивать свою позицию;
- привить навыки научно-исследовательской работы в процессе написания курсовой работы.
Подобные знания необходимы специалистам любой специальности, которые должны будут компетентно решать не только задачи, относящиеся к их специализации, но и связанные с ними общеэкономические проблемы. В соединении с экономической теорией и экономикой на микро- и макроуровнях, финансами, финансовым и банковским менеджментом и другими учебными дисциплинами данный курс формирует общие взгляды будущих экономистов на суть, значение и направление использования денег, кредита и банков в экономическом развитии. Вместе с другими дисциплинами данный курс обеспечивает подготовку специалистов широкого профиля.
Знание теоретических основ денег, кредита и банков, основных закономерностей их развития и проблем позволит будущим специалистам более профессионально формулировать и принимать управленческие решения в их будущей работе.
Курс "Деньки, кредит, банки" имеет не только теоретическую направленность, но и определенный прикладной характер. Он сочетает теоретический и практический аспекты денежных и кредитных отношений, теорию и организационные основы банковской деятельности, позволяет глубже понять их значение и механизм использования в народном хозяйстве. В нем последовательно выделены три раздела. Первый раздел посвящен деньгам, второй кредиту, третий банкам.
Сочетание теории с практикой присуще и третьему разделу, охватывающему банки. Банк рассмотрен как элемент банковской системы, как особый денежный институт, создающий специфический продукт в виде платежных средств и различных услуг. Определенное место отведено банковскому законодательству РФ и РБ, которое устанавливает принципы банковской деятельности, правовое положение субъектов банковских правоотношений, регулирует отношения между ними, а также определяет порядок создания, деятельности, реорганизации и ликвидации банков и небанковских кредитно-финансовых организаций.
2. ОБЪЕМ ДИСЦИПЛИНЫ
И ВИДЫ УЧЕБНОЙ РАБОТЫ
(при разбивке на семестры)
№ | Вид занятий | Очная форма | Заочная форма 6л | Заочная форма 3,5г |
Семестр обучения | Все- го ча- сов | Семестр обучения | Все- го ча- сов | Семестр обучения | Все- го ча- сов |
5 | 6 | 4 | 5 | 2 | 3 |
1. | Лекции | 18 | 17 | 35 | 8 | 8 | 16 | 10 | 6 | 16 |
2. | Практи- ческие (семи- нарские) занятия | 36 | 34 | 70 | 6 | 8 | 14 | 6 | 8 | 14 |
3. | Само- стоя- тельная работа | 48 | 47 | 95 | 85 | 85 | 170 | 85 | 85 | 170 |
4. | Вид конт- роля | за- чет | Экз, кур. проект | | за- чет | Экз, кур. проект | | за- чет | Экз, кур. проект |
| Всего | 102 | 98 | 200 | 99 | 101 | 200 | 101 | 99 | 200 |
(без разбивки на семестры)
№ | Вид занятий | Очная форма | Заочная форма 6л | Заочная форма 3,5г |
1. | Лекции | 35 | 14 | 16 |
2. | Практические (семинарские) занятия | 70 | 16 | 14 |
3. | Самостоятельная работа | 95 | 170 | 170 |
4. | Вид контроля | Зачет, экзамен, КП | Зачет, экзамен, КП | Зачет, экзамен, КП |
| Всего | 200 | 200 | 200 |
3. СОДЕРЖАНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ
3.1. Тематический план.
Использованные обозначения: Л лекции, П практические (семинарские) или лабораторные занятия, С самостоятельная работа студентов.
Наименование разделов (тем) дисциплины | Очная форма обучения | Заочная форма, 6 лет | Заочная форма, 3,5 года |
Количество учебного времени, час. | Количество учебного времени, час. | Количество учебного времени, час. |
Л | П | С | Итого | Л | П | С | Итого | Л | П | С | Итого |
1 модуль
1. Деньги: необходимость, сущность, функции и виды | 2 | 4 | 6 | 12 | 2 | 2 | 10 | 14 | 2 | 2 | 10 | 14 |
2. Денежный оборот и его структура | 2 | 4 | 6 | 12 | | | 10 | 10 | | | 10 | 10 |
3.Налично-денежный оборот и его организация | 2 | 4 | 6 | 12 | | | 10 | 10 | | | 10 | 10 |
2 модуль
4. Безналичный денежный оборот и система безналичный расчетов | 5 | 7 | 6 | 18 | 4 | 2 | 10 | 16 | 4 | 2 | 10 | 16 |
3 модуль
5. Денежная система, ее типы | 2 | 4 | 4 | 10 | | | 10 | 10 | | | 10 | 10 |
6. Инфляция, ее сущность и формы | 2 | 4 | 6 | 12 | | | 10 | 10 | 2 | | 10 | 12 |
7. Основы международных валютных и расчетных отношений | 1 | 4 | 4 | 9 | | | 10 | 10 | | | 10 | 10 |
4 модуль
8. Кредит: необходимость, сущность, функции и законы | 2 | 5 | 6 | 13 | 2 | 4 | 10 | 16 | 2 | 4 | 10 | 16 |
9.Формы, виды, роль и границы кредита | 2 | 4 | 6 | 12 | | | 10 | 10 | | | 10 | 10 |
10. Ссудный процент и его формирование | 2 | 4 | 6 | 12 | | | 10 | 10 | | | 10 | 10 |
5 модуль
11.Банки: возникновение и развитие | 2 | 4 | 6 | 12 | 1 | | 10 | 11 | | | 10 | 10 |
12. Банковская система, ее элементы особенности. Виды банков | 2 | 4 | 7 | 13 | 1 | 2 | 10 | 13 | 2 | 2 | 10 | 14 |
13. Центральные банки, их функции и основы деятельности | 1 | 2 | 4 | 7 | 2 | | 10 | 12 | 2 | | 10 | 12 |
14. Основы денежно-кредитной политики | 1 | 2 | 6 | 9 | | | 10 | 10 | | | 10 | 10 |
6 модуль
15. Коммерческие банки и их деятельность | 6 | 10 | 6 | 22 | 2 | 6 | 15 | 23 | 2 | 4 | 15 | 21 |
16. Международные финансовые и кредитные институты | 1 | 3 | 10 | 14 | | | 15 | 15 | | | 15 | 15 |
Итого | 35 | 70 | 95 | 200 | 14 | 16 | 130 | 200 | 16 | 14 | 130 | 200 |
3.2. Самостоятельная работа студентов
Основным способом приобретения и накопления знаний по будущей специальности является самостоятельная работа студентов. Именно в процессе самостоятельной работы происходит наиболее качественная переработка и преобразование полученной на лекциях и семинарских (практических) занятиях информации в глубокие и прочные знания, умения и навыки. Самостоятельная работа обеспечивает непрерывность и системный характер познавательной деятельности, развивает творческую активность будущих специалистов. Без систематической самостоятельной работы с литературными источниками, нормативными правовыми документами невозможно изучение курса "Деньги, кредит, банки".
Самостоятельная работа студентов обязательна по всем темам курса. Однако в зависимости от сложности темы, ее включения в лекционный курс или в систему практических занятий объем и формы самостоятельной подготовки студентов могут быть различными. При подготовке к занятиям, экзамену или написанию рефератов, курсовых работ, докладов студенты изучают, прежде всего, литературу, рекомендованную преподавателем. На самостоятельное изучение вынесены также темам, которые в связи с недостаточным количеством лекционных и практических занятий не могут быть рассмотрены в часы аудиторной работы.
Основными направлениями самостоятельной работы студентов являются:
- изучение законодательных и нормативных материалов;
- изучение материалов учебников и учебных пособий, монографической литературы, статей научных сборников, периодической печати;
- знакомство с опубликованными статистическими материалами;
- решение задач;
- написание докладов, рефератов, курсовых работ по вопросам и темам проблемного характера, выступления с ними на семинарских занятиях;
- участие в студенческих научных конференциях;
- выполнение графических индивидуальных заданий по ряду тем.
В качестве формы внеаудиторной работы по дисциплине "Деньги, кредит, банки" приняты выполнение домашних заданий, подготовка курсовой работы, подготовка к практическим занятиям и самостоятельное изучение теоретического материала.
|