ЭЛЕКТРОТЕХНОЛОГИЯ

       электронный учебно-методический комплекс

 
 
Содержание
 
 
 
 

Организация и проведение лабораторных занятий

Поиск



Организация и проведение лабораторных занятий
по электротехнологии

Цель проведения лабораторных занятий: ознакомиться с конструкцией электронагревательных установок, измерительной аппаратурой этих установок, схемами автоматизации, режимами работы, характеристиками оборудования.

При проведении лабораторных занятий студент должен:

  • знать конструкции, принцип работы электронагревательных установок применяемых в сельском хозяйстве, режимы работы электронагревательных установок, работу схем автоматики и защиты;
  • уметь правильно выбрать необходимые аппараты и приборы для монтажа установок электронагрева, монтировать электронагревательные установки, правильно производить измерения заданных величин и обрабатывать результаты экспериментов.

На лабораторных занятиях студенты приобретают практические навыки по исследованию и наладке электротехнологических установок, а также пополняют, углубляют и закрепляют теоретические знания. Каждое занятие включает в себя три основных этапа: воспроизведение изучаемого процесса; измерение величин, характеризующих его протекание; анализ и обобщение полученных результатов. Для выполнения каждого этапа требуется серьезная подготовка и сознательное отношение к работе.

Готовиться к выполнению каждой лабораторной работы студент должен заблаговременно, изучая соответствующие разделы учебных пособий и методические указания, приведенные в настоящем практикуме. При этом он обязан подготовить план и схему проведения опытов, формы таблиц для записи результатов наблюдения, выполнить необходимые расчеты. В начале лабораторного занятия студент знакомится с оборудованием рабочего места, и, после проверки преподавателем степени готовности, допускается к проведению лабораторной работы. Лабораторные работы по электротехнологии выполняют группы из 2-4 человек.

Поскольку лабораторные занятия по электротехнологии проводятся на четвертом-пятом курсах, то при их выполнении студентам должен быть предоставлен максимум самостоятельности. Они должны сами выбирать измерительные приборы и аппаратуру, собирать и включать по разрешению преподавателя схемы в сеть. Проверив работу схемы (установки) в различных режимах, студенты приступают к исследованиям.

Во время опыта фиксируют все характеристики исследуемого процесса и в первую очередь те параметры, которые изменяются наиболее быстро.

При проведении исследований все данные опыта, технические характеристики оборудования аккуратно записывают в журнале наблюдений (рабочей тетради). Форма журнала наблюдений выбирается произвольно, однако в нем должны быть обязательно отмечены: тема (название) лабораторной работы, технические данные исследуемой установки и средств измерения, результаты наблюдений. Журнал надо вести аккуратно, указывать единицы измерения физических величин. При получении в одном статистическом ряду резко отличающихся значений величин, следует записать все показания приборов, повторить опыт и указать обстоятельства, сопутствующие данному отклонению. Это позволит установить причину искажений и квалифицировать измерение как соответствующее реальному ходу процесса или как промах (грубую ошибку).

В процессе эксперимента необходимо предварительно обрабатывать результаты и анализировать их для того, чтобы быть уверенным в правильности проведения опыта и сократить время на оформление отчета.

После выполнения опыта и требуемых расчетов по каждой лабораторной работе составляют отчет, в котором указывают характеристику исследуемой установки и средств измерения, приводят электрические схемы, таблицы опытных данных, расчетные формулы и результаты расчетов, графики, анализ результатов исследования и выводы. Электрические схемы вычерчивают карандашом при помощи чертежных инструментов с соблюдением действующих ГОСТов.

При проведении лабораторных работ необходимо строго выполнять правила техники безопасности. На первом занятии преподаватель проводит инструктаж по технике безопасности, во время которого в общих чертах характеризует основное оборудование лаборатории и более подробно - объекты, представляющие наибольшую опасность. Особое внимание во время инструктажа преподаватель уделяет установкам с напряжением свыше 1 кВ (установки высокочастотного нагрева, источники питания коронных аэроионизаторов и электрозерноочистительных машин, электроизгороди и др.) и установкам, содержащим конденсаторы значительной емкости. Следует обратить внимание студентов на то, что многие электронагревательные установки опасны из-за возможности поражения электрическим током и получения ожогов. Затем студентов знакомят со схемой электропитания рабочих мест, расположением аппаратов для отключения питания всей лаборатории. После инструктажа все студенты расписываются в специальном журнале.

При сборке электрических схем необходимо следить за тем, чтобы контактные соединения были плотными, провода не пересекали проходов и не попадали на подвижные части машин и аппаратов.

Перед включением схемы нужно предупредить товарищей, чтобы никто не прикасался к токоведущим и вращающимся частям.

Запрещается что-либо изменять в электрических цепях, если исследуемая установка находится под напряжением.

При появлении каких-либо признаков ненормальной работы установки (повышенный шум, дым, запах гари и т.п.) следует немедленно отключить питание и доложить преподавателю. Без разрешения преподавателя повторное включение установки не допускается. После окончания опытов результаты необходимо показать преподавателю и только с его разрешения разбирать схему.

Студент должен бережно относиться к лабораторному оборудованию и в конце занятий приводить в порядок рабочее место.


ЛАБОРАТОРНЫЕ РАБОТЫ

Методы и технические средства измерения и регулирования температуры

Лабораторная работа 1 Трубчатые электронагреватели

Лабораторная работа 2 Электрокалориферная установка

Лабораторная работа 3 Элементный водонагреватель

Лабораторная работа 4 Электродный водонагреватель

Лабораторная работа 5 Индукционный нагреватель

Лабораторная работа 6 Средства местного электрообогрева

Лабораторная работа 7 Электросварочный трансформатор

Лабораторная работа 8 Электрическая изгородь

Лабораторная работа 9 Микроволновая СВЧ-печь

Лабораторная работа 10 Холодильная установка

Лабораторная работа 11 Кондиционер

Лабораторная работа 12 Электрообогреваеме полы




 
 
 
 

© ФГОУ ВПО Красноярский государственный аграрный университет, 2006
© Центр дистанционного обучения КрасГАУ, 2006