Ельдештейн Ю.М. ЛОГИСТИКА

электронный учебно-методический комплекс

МОДУЛЬ 2. Виды логистики
ТЕМА 2.5. Транспортная логистика

ПРАКТИЧЕСКОЕ ЗАДАНИЕ

Значительная часть логистических операций на пути движения материального потока от первичного источника сырья до конечного потребителя осуществляется с применением различных транспортных средств. Затраты на транспортные операции составляют до 50% от суммы затрат на логистические операции.

Транспортная логистика решает проблемы обеспечения технической и технологической сопряженности участников транспортного процесса, согласования их экономических интересов.

К задачам транспортной логистики относят:

  • создание транспортных систем;
  • обеспечение технологического единства транспортно-складского процесса;
  • совместное планирование транспортного процесса с производственным и со складским;
  • определение рациональных маршрутов доставки и пр.

2.5.1. Постановка транспортной задачи и построение ее математической модели

2.5.2. Построение исходного опорного плана

1. Метод северо-западного угла

2. Метод наименьшего элемента

2.5.3. Оптимизация опорного решения

1. Метод оценки циклов

2. Метод потенциалов

2.5.4. Транспортные задачи с дополнительными ограничениями

1. Задачи с обязательными поставками

2. Задачи с запретами

3. Задача с ограниченной пропускной способностью

4. Транспортная задача с вырожденным решением

2.5.5. Задачи, приводимые к транспортной

1. Задача о реконструкции

2. Задача о назначениях

2.5.6. Решение транспортной задачи с использованием Excel

2.5.7. Исходные данные транспортной задачи

2.5.8. Составление кольцевых маршрутов. Задача коммивояжера

1. Пример решения задачи составления кольцевых маршрутов

2. Исходные данные задачи оптимизации кольцевого маршрута

2.5.9. Задача оптимизации прокладки дороги

1. Пример решения задачи оптимизации прокладки дороги

2. Данные задачи оптимизации прокладки дороги

2.5.10. Определение оптимального срока замены транспортного средства

1. Пример решения задачи замены транспортного средства

2. Исходные данные задачи определения момента замены транспортного средства

2.5.1. Постановка транспортной задачи
и построение ее математической модели

Пусть имеется n поставщиков однородной продукции (присвоим им имена – ai) и m потребителей этой продукции (bj). Каждый поставщик может поставлять свою продукцию любому из потребителей. Известны затраты Cij на перевозку единицы продукции от каждого поставщика к каждому потребителю. Необходимо так распределить перевозки, чтобы суммарные затраты были минимальными. Элементы решения – Хij количество продукции, перевозимой от каждого поставщика к каждому потребителю.

Структурная схема данной задачи в сетевой постановке приведена на рис. 2.5.1.

РИСУНОК
Рисунок 2.5.1 – Пример структурной схемы транспортной задачи


Обозначим через Ai возможности поставщиков и через Bj потребности потребителей.

Составим математическую модель задачи.

Ограничения по производственным мощностям поставщиков:
Формула (2.5.1)

Ограничения по производственным мощностям потребителей:
Формула (2.5.2)

Целевая функция – требование минимизации суммарных затрат на перевозки:
Формула (2.5.3)

В краткой форме записи эта модель имеет вид:
Формула (2.5.4)

Закрытой моделью транспортной задачи называется такая задача, в которой суммарные потребности потребителей равны суммарным возможностям поставщиков, т.е.
Формула (2.5.5)

2.5.2. Построение исходного опорного плана

Опорный план является основой для оптимизации процесса. Существует несколько способов его построения. Здесь описано два из них. Один из них – метод северо-западного угла – наиболее простой, но и наименее эффективен, второй – метод наименьшего элемента несколько сложнее, но значительно ближе к оптимальному.

1. Метод северо-западного угла

Существует несколько методов составления исходного опорного плана. Самый простой из них – метод «северо-западного угла». Исходные данные примера (затраты на перевозку единицы продукции от каждого поставщики к каждому потребителю) приведены в верхних правых углах таблицы 2.5.1.

Таблица 2.5.1

Опорный план решения транспортной задачи,
составленный методом «северо-западного угла»
Запасы
поставщиков
Потребности потребителей
B1=100 B2=200 B3=50 B4=252 B5=77
A1=127 40 51 82 66 200
100 27      
A2=152 70 35 72 25 40
  152      
A3=225 27 40 40 52 52
  21 50 154  
A4=175 55 8 52 12 11
      98 77

Метод наименьшего элемента состоит в заполнении клеток, начиная с тех, в которых стоят наименьшие затраты на перевозку (см. табл. 2.5.1). В данном случае минимальную стоимость имеют перевозки по каналу А42 – 8 у.д.е. Ставим в эту клетку максимально возможное количество перевозок – 175 (т.к. возможности А4=175). Следующие по затратам на перевозку каналы А45 и А44. Однако, возможности А4 уже исчерпаны, поэтому далее заполняется клетка, соответствующая каналу А24, в которую ставим 152 единицы груза (А2=152). Далее заполняем клетку А22. Сюда можно поставить только 25, т.к. второму потребителю требуется 200, а 175 он уже получает от А4.

Следующие по затратам перевозки по каналу А24 – 11 у.д.е. В эту клетку можно поставить только 127 единиц продукции, т.к. А2=152, а он уже поставил 25 единиц потребителю В2.

Канал А25 и А32 не рассматриваем, т.к. возможности А2 уже исчерпаны, а потребности В2 полностью удовлетворены. Поэтому затем заполняется клетка, соответствующая каналу А33 (затраты на перевозку – 42 у.д.е.)

В дальнейшем транспортная таблица заполняется аналогично.

2. Метод наименьшего элемента

Исходные данные примера приведены в верхних правых углах таблицы 2.5.2.

Таблица 2.5.2

Опорный план решения транспортной задачи,
составленный методом «наименьшего элемента»
Запасы
поставщиков
Потребности потребителей
B1=100 B2=200 B3=50 B4=252 B5=84
A1=127 40 51 82 66 200
100       27
A2=152 70 35 72 37 40
  25   127  
A3=232 57 40 42 52 56
    50 125 57
A4=175 55 8 52 12 11
  175      

Заполнение таблицы начинается с клетки, соответствующей минимальной стоимости перевозок. Такой клеткой в данном случае является канал А42. Поставим сюда 175 единиц, т.к. А4=175.

Следующая по затратам клетка соответствует каналу А22. По этому каналу можно перевезти 152 единицы продукции, однако, потребитель В2 уже получил от А4 175 единиц и ему необходимо еще только 25 единиц (200-175=25).

Следующая по затратам клетка А24. Здесь можно осуществить поставки в объеме 152 единиц, но поставщик А2 уже поставляет потребителю В2 25 единиц и у него остается только 127, что и ставится в клетку А24.

В дальнейшем таблица заполняется аналогично.

2.5.3. Оптимизация опорного решения

1. Метод оценки циклов

Метод состоит в том, что для каждой свободной клетки составляется и оценивается цикл. Цикл, это прямоугольная фигура, в которой все клетки, кроме первой, заняты. Наиболее типичные примеры циклов приведены на рисунке. 2.5.2.

РИСУНОК
Рисунок 2.5.2 – Примеры циклов транспортных перестановок


В таблице 2.5.3 приведены циклы для исходной задачи, представленной в таблице 2.5.1. В пустой клетке ставим минус, а далее по порядку плюс, минус, плюс, минус и т.д.

Таблица 2.5.3

Составление и оценка циклов для оптимизации плана перевозок
РИСУНОК

Оценки циклов:

РИСУНОК - +72-22+16-40=+26;
РИСУНОК - +25-22+16-52=-33;
РИСУНОК - +40-22+16-52+12-11=-17;
РИСУНОК - +15-70+22-8=-41;
РИСУНОК - +10-8+16-40=-22;
РИСУНОК - +4-8+16-52=-40;
РИСУНОК - +15-11+12-52+16-8=-28;
РИСУНОК - +27-70+22-16=-37;
РИСУНОК - +52-52+12-11=+1;
РИСУНОК - +55-70+22-16+52-12=31;
РИСУНОК - +8-16+52-12=+32;
РИСУНОК - +52-40+52-12=+52.

Перестановки осуществляются по циклу с наибольшей по модулю отрицательной оценкой. В данном случае это цикл, составленный для клетки А24, имеющий оценку минус 40. По циклу переставляется минимальное число, стоящее в отрицательной вершине. Здесь в отрицательных вершинах стоят 154 и 127 единиц товаров. Переставляем 127, путем вычитания этого числа из отрицательных вершин и прибавления в положительные.

В результате получается новый план, приведенный в таблице 2.5.4.

Таблица 2.5.4

План перевозок после первой перестановки
Запасы
поставщиков
Потребности потребителей
B1=100 B2=200 B3=50 B4=252 B5=77
A1=152 70 22 72 25 40
100 52      
A2=127 15 8 10 4 15
      127  
A3=225 27 16 40 52 52
  148 50 27  
A4=175 55 8 52 12 11
      98 77

Для этого плана снова составляются и оцениваются все циклы, Процедура повторяется до тех пор, пока есть отрицательные циклы.

После каждой итерации вычисляется целевая функция – суммарные затраты на перевозку. В данном случае

F=70×100+22×52+4×127+16×148+40×50+
+52×27+12×98+11×77=16447 у.д.е.

При использовании данного метода для наглядности каждый цикл рекомендуется обозначать своим цветом.

2. Метод потенциалов

Каждому поставщику поставим в соответствие некоторый потенциал αi, а каждому потребителю – потенциал βj (см. таблицу 2.5.5.).

Таблица 2.5.5

Оптимизация плана перевозок методом потенциалов
РИСУНОК

Присвоим любому потенциалу произвольное значение, например α3=0. Остальные потенциалы легко определяются из условия, что для любой занятой клетки

αi + βj=Zij

Для каждой свободной клетки вычислим псевдостоимость

Pij=αi + βj
и разность между стоимостью и псевдостоимостью
Δij=ZijPij

Запишем псевдостоимость в левых нижних уголках свободных клеток, а разность в кружках. Сравнивая эти разности с результатами, полученными в предыдущем разделе, убеждаемся, что эти разности характеризуют оценки соответствующих циклов.

Для клетки с наибольшей по модулю отрицательной разностью составляется единственный цикл, по которому и производится перестановка.

Перестановки могут осуществляться и сразу по нескольким циклам, но только в том случае, если они охватывают разные клетки.

По циклам, как и ранее, переставляется минимальное количество грузов, стоящее в отрицательных клетках.

Процедура повторяется до тех пор, пока есть отрицательные циклы.

2.5.4. Транспортные задачи
с дополнительными ограничениями

1. Задачи с обязательными поставками

В качестве примера решения такой задачи рассмотрим исходные данные, приведенные в таблице 2.5.6.

Таблица 2.5.6

Исходная транспортная таблица
задачи с обязательными поставками
Запасы
поставщиков
Потребности потребителей
B1=100 B2=200 B3=50 B4=250 B5=150
Распределение перевозок
A1=200 40 15 22 66 20
         
A2=150 7 25 52 25 40
         
A3=225 55 40 40 52 52
         
A4=175 55 25 52 14 33
         

Пусть, в силу определенных обстоятельств (например, госзаказ), третий поставщик А3, несмотря на фактические затраты, обязан поставить четвертому потребителю В4 не менее 100 единиц продукции. Исключим эту обязательную поставку из транспортной таблицы (см. таблицу 2.5.7).

Таблица 2.5.7

Транспортная таблица
с исключенными обязательными поставками
Запасы
поставщиков
Потребности потребителей
B1=100 B2=200 B3=50 B4=150 B5=150
Распределение перевозок
A1=200 40 15 22 66 20
         
A2=150 7 25 52 25 40
         
A3=125 55 40 40 52 52
         
A4=175 55 25 52 14 33
         

Затем решается обычная транспортная задача, но при определении суммарных затрат на перевозки необходимо учесть и затраты на обязательные поставки: 100×52=5200.

2. Задачи с запретами

В ряде случаев поставки по некоторым каналам оказываются недопустимыми. Это, например, могут быть условия технологии (предприятии, производящее продукцию на экспорт не может потреблять сырье низкого качества), отсутствие у потребителя подходящей взлетно-посадочной полосы для приема воздушных транспортных средств и пр. Исходная транспортная таблица задачи с запретами, составленная методом наименьшего элемента, приведена в таблице 2.5.8.

Таблица 2.5.8

Исходная транспортная таблица задачи с запретами,
составленная методом наименьшего элемента
Запасы
поставщиков
Потребности потребителей
B1=100 B2=200 B3=50 B4=252 B5=177
Распределение перевозок
A1=227 40 5 42 66 20
  200     27
A2=152 70 15 31 25 40
    50 27 75
A3=225 50 40 40 10 52
      225  
A4=175 14 25 52 52 21
100       75

Пусть в силу некоторых обстоятельств поставки по каналу А12 невозможны. Поставим в соответствующую клетку транспортной таблицы вместо реальной стоимости перевозки М (сколь угодно большое число, большее любого наперед заданного числа). Решаем эта задачу методом потенциалов, так как это было показано в разделе 2.5.3.2 (см. таблицу 2.5.9).

Таблица 2.5.9

Решение транспортной задачи (первая итерация)
РИСУНОК

Наибольшая по модулю разность между стоимостью и псевдостоимостью (оценка цикла) соответствует клетке А22, для которой и составляем цикл. После перестановки по этому циклу 75 единиц продукции (минимальное число, стоящее в отрицательной вершине) получается новый план, представленный в таблице 2.5.10.

Таблица 2.5.10

Решение транспортной задачи (вторая итерация)
РИСУНОК

Как видно из таблицы, объем перевозок по каналу с запретом уменьшился. Повторяем процедуры метода потенциалов. В результате получаем новую таблицу 2.5.11.

Таблица 2.5.11

Решение транспортной задачи (после второй итерации)
Запасы
поставщиков
Потребности потребителей
B1=100 B2=200 B3=50 B4=252 B5=177
Распределение перевозок
A1=227 40 M 42 66 20
  75     152
A2=152 70 15 31 25 40
  75 50 27  
A3=225 50 40 40 10 52
      225  
A4=175 14 45 52 52 21
100 50     25

В дальнейшем процесс решения происходит аналогично до тех пор, пока есть отрицательные оценки циклов.

3. Задача с ограниченной пропускной способностью

Пусть в исходной задаче, приведенной в таблице 2.5.12, в силу некоторых обстоятельств по каналу А34, несмотря на низкую стоимость перевозок, можно поставить не более 125 единиц продукции.

Таблица 2.5.12

Исходная транспортная таблица задачи
с ограниченной пропускной способностью
Запасы
поставщиков
Потребности потребителей
B1=100 B2=200 B3=50 B4=250 B5=150
Распределение перевозок
A1=200 4 5 2 6 10
         
A2=150 17 25 7 15 4
         
A3=225 5 9 11 2 32
         
A4=175 7 4 9 14 23
         

Представим поставщика А3 в виде двух поставщиков – А31 и А32, находящихся в одном и том же месте. Производственные мощности этих поставщиков соответственно 100 (ограничение на поставку) и 125 единиц. Естественно, что затраты на перевозки и них останутся такими же, как и у А3, однако, для выполнения поставленного ограничения у поставщика А31 по каналу А314 поставим запрет М (см. табл. 2.5.13).

Таблица 2.5.13

Исходная транспортная таблица задачи с ограниченной
пропускной способностью, подготовленная к решению
Запасы
поставщиков
Потребности потребителей
B1=100 B2=200 B3=50 B4=250 B5=175
Распределение перевозок
A1=225 4 5 2 6 10
100 100 25    
A2=150 17 25 7 15 4
  100 25 25  
A31=100 5 9 10 M 32
      100  
A32=125 5 9 11 2 32
      125  
A4=175 7 4 9 14 23
        175

Таким образом, получается обычная задача с запретами. Результаты решения этой задачи приведены в таблице 2.5.14.

Таблица 2.5.14

Окончательное решение транспортной задачи
с ограниченной пропускной способностью
Запасы
поставщиков
Потребности потребителей
B1=100 B2=200 B3=50 B4=250 B5=150
Распределение перевозок
A1=200 4 5 2 6 10
  25 50 125  
A2=150 17 25 7 15 4
        150
A31=100 5 9 10 M 32
100        
A32=125 5 9 11 2 32
      125  
A4=175 7 4 9 14 23
  175      

Как видно из таблицы 2.5.14, третий поставщик будет поставлять четвертому потребителю не более 125 единиц продукции, а оставшиеся 100 ед. он поставит потребителю А1.

4. Транспортная задача с вырожденным решением

Число занятых клеток в транспортной таблице должно быть равно n+m-1, где n – число поставщиков, m – число потребителей. В противном случае решение вырожденное (таблица 2.5.15).

Таблица 2.5.15

Транспортная таблица при вырожденном решении
Запасы
поставщиков
Потребности потребителей
B1=100 B2=200 B3=50 B4=250 B5=150
Распределение перевозок
A1=200 40 55 52 66 200
100 100      
A2=150 70 55 52 25 40
  100 50    
A3=225 55 40 40 52 52
      225  
A4=175 55 25 52 52 52
      25 150

В данном случае занято всего 7 клеток, в то время как должно быть занято 4+5-1=8 клеток. Следовательно, план является вырожденным.

Для приведения задачи к закрытому виду поставим в одну свободную клетку базисный ноль. Пусть такой клеткой является А15. Однако в этом случае в ряде циклов с отрицательными оценками он окажется в отрицательной вершине. В качестве примера в таблице 2.5.16 приведен цикл, имеющий оценку

+200-40+55-55=-160.

Таблица 2.5.16

Транспортная таблица, приведенная к невырожденному
решению с неправильным расположением базисного нуля
РИСУНОК

Очевидно, что в этом цикле можно переставлять только ноль, что не имеет никакого смысла. Поэтому базисный ноль целесообразно ставить в клетку с минимальной стоимостью перевозок. Поставим его в клетку А24 (см. таблицу 2.5.17).

Таблица 2.5.17

Транспортная таблица, приведенная к невырожденному
решению с правильным расположением базисного нуля
РИСУНОК

Наибольшую по модулю отрицательную оценку имеет цикл, начинающийся с клетки А42 (-47). Здесь базисный ноль стоит в положительной вершине цикла и по этому циклу можно переставлять 25 единиц продукции.

2.5.5. Задачи, приводимые к транспортной

Целый ряд задач, никак не касающихся транспортных перевозок, могут быть решены по вышеописанному алгоритму решения транспортных задач. К таким задачам относятся рассмотренные ниже задача о реконструкции и задача о назначениях, или задача выбора.

1. 7.5.1 Задача о реконструкции

Весь прогресс развития человечества основан на дисбалансе между возможностями и потребностями. Пусть, например, имеется два поставщика и четыре потребителя однородной продукции. Исходные данные задачи приведены в таблице 2.5.18.

Таблица 2.5.18

Исходные данные задачи о реконструкции
Производственные
мощности поставщиков
Потребности потребителей
В1=120 В2=120 В3=150 В4=150
A1=200 2 9 3 8
       
A2=135 1 6 8 3
       

Производственные мощности поставщиков А12=200+135=335. Потребности потребителей – 120+120+150+150=540. Таким образом, для удовлетворения потребностей потребителей производственные мощности поставщиков необходимо увеличить на 205 единиц. Для этого можно или реконструировать второе предприятие и увеличить его мощность до 340 ед. или построить новое предприятие мощностью 205 ед. В этом случае таблица исходных данных задачи принимает вид 2.5.19

Таблица 2.5.19

Исходные данные задачи о реконструкции с учетом
необходимости увеличения мощности поставщиков
Производственные
мощности поставщиков
Потребности потребителей
В1=120 В2=120 В3=150 В4=150
A1=200 2 9 3 8
       
A2=135 1 6 8 3
       
Aр=205 1 6 8 4
       
Aн=205 6 1 4 7
       

В таком случае, т.к. запасы поставщиков больше, чем потребности потребителей (ΣАi≥ΣВj), задача превращается в задачу открытого типа. Для приведения ее к закрытому типу вводим фиктивного потребителя, потребности которого равны разности между реальными возможностями поставщиков и потребностями потребителей:

ΣАi-ΣВj=200+135+205+205-120-120-150-150=205.

Так как фактически этого потребителя нет, то и затраты на перевозку продукции до него равны нулю, что и отражено в таблице 2.5.20. По каналам же А1ф и А2ф ставим запреты (стоимость перевозок – М). В противном случае могло бы оказаться, что необходимо уменьшить мощность А1, что, очевидно, совершенно нецелесообразно или уменьшить мощность А2 при одновременной его реконструкции и увеличении мощности, что совершенно бессмысленно.

Таблица 2.5.20

Сбалансированные исходные данные задачи о реконструкции
Производственные
мощности поставщиков
Потребности потребителей
В1=120 В2=120 В3=150 В4=150 Вф=205
A1=200 2 9 3 8 M
         
A2=135 1 6 8 3 M
         
Aр=205 1 6 8 4 0
         
Aн=205 6 1 4 7 0
         

Исходный опорный план составляем методом наименьшего элемента (таблица 2.5.21).

Таблица 2.5.21

Опорный план задачи
Производственные
мощности поставщиков
Потребности потребителей
В1=120 В2=120 В3=150 В4=150 Вф=205
A1=200 2 9 3 8 M
  50 150    
A2=135 1 6 8 3 M
120 15      
Aр=205 1 6 8 4 0
  55   150  
Aн=205 6 1 4 7 0
        205

В соответствии с этим планом А1 будет поставлять свою продукцию В2 и В3; А2 – В1 и В2; второго поставщика следует реконструировать и увеличить его мощность на 55+150=205, а строить новое предприятие нецелесообразно, т.к. Ан будет поставлять свою продукцию несуществующему фиктивному потребителю.

В результате решения задачи выше описными методами получаются результаты, представленные в таблице 2.5.22.

Таблица 2.5.22

Оптимальный план задачи о реконструкции
Производственные
мощности поставщиков
Потребности потребителей
В1=120 В2=120 В3=150 В4=150 Вф=205
A1=200 2 9 3 8 M
50   150    
A2=135 1 6 8 3 M
      135  
Aр=205 1 6 8 4 0
70     15 120
Aн=205 6 1 4 7 0
  120     85

Из таблицы следует, что целесообразно реконструировать второе предприятие и увеличить его мощность на 70+15=80 и построить новое предприятие мощностью 120.

2. Задача о назначениях

Содержательная постановка задачи о назначениях: Имеется n, бригад, которые должны выполнить комплекс работ на n объектах. Известны затраты времени tij на выполнения каждой бригадой работ на каждом объекте. Каждая бригада должна работать только на одном объекте и на каждом объекте может работать только одна бригада. Необходимо так распределить бригады между объектами, чтобы суммарное время выполнения всех работ было минимальным. Кроме того в данной задаче кроме минимизации времени выполнения всех работ повышается ответственность каждого работника за качество выполнения работы и облегчается выявление «бракоделов».

Рассмотрим решение этой задачи на примере, исходные данные которого приведены в таблице 2.5.23. Здесь в правых верхних углах каждой клетки указаны соответствующие затраты времени tij.

Таблица 2.5.23

Исходные данные задачи о назначениях
Поставщик Потребитель
В1 В2 В3
A1 10 2 18
X11 X12 X13
A2 5 11 7
X21 X22 X23
A3 15 5 9
X31 X32 X33

В данной задаче применяются элементы алгебры логики. Элементы решения Xij – факт выполнения работ i-ой бригадой на j-ом объекте. Этот факт может быть истинным, что обозначается единицей, или ложным – ноль.

Математическая модель задачи:

  • Каждая бригада работает только на одном объекте –
Формула (2.5.6)
  • На каждом объекте работает только одна бригада –
Формула (2.5.7)
  • Целевая функция –
Формула (2.5.8)

В общем случае в краткой форме записи эта модель выглядит следующим образом:
Формула (2.5.9)

Рассмотрим пример решения задачи о назначениях.

Таблица 2.5.24

Пример опорного решения задачи о назначениях
Поставщик Потребитель
В1 В2 В3
A1 10 2 18
1    
A2 5 11 7
  1  
A3 15 5 9
    1

Число занятых клеток должно быть 3+3-1=5, а занято только три клетки. Поэтому для каждой свободной клетки приходится искать свое положение базисного нуля, который должен находиться в положительной вершине цикла. Пример решения приведен в таблице 2.5.25.

Таблица 2.5.25

Пример решения задачи о назначениях методом оценки циклов
РИСУНОК

2.5.6. Решение транспортной задачи с использованием Excel

Использование программы Excel существенно облегчает процесс решения задачи.

Как показано на рисунке 2.5.3, в ячейки D3-F7 заносятся затраты на перевозку единицы груза от каждого поставщика к каждому потребителю. Запреты на перевозки по соответствующим каналам гарантируются введением значительно большей по сравнению с остальными стоимости (в данном случае – 1000).

Потребности потребителей вводятся в ячейки D10-F10. Запасы поставщиков – в В13-В17.

В ячейках С13-С17 насчитываются суммарные перевозки каждого поставщика, а в G15-G17 – разницы между этими перевозками и фактическими запасами поставщиков. Эти разности должны быть равны нулю.

РИСУНОК
Рисунок 2.5.3 – Пример организации исходных данных
транспортной задачи для использования Excel


В ячейках D11-F11 вычисляется суммарное количество грузов, получаемое каждым потребителем, а в D19-F19 – разности между потребностями и фактическим получением грузов. Эти разности так же должны быть равны нулю.

Целевая функция – суммарные затраты на перевозки определяются произведениями фактических перевозок на соответствующие затраты, что записывается в ячейку G20.

После введения исходных данных следует нажать «сервис», «поиск решения» и заполнить открывшиеся окна, так как это показано на рис. 2.5.4.

РИСУНОК
Рисунок 2.5.4 – Поиск решения транспортной задачи


Здесь в окне «ограничения» в первой строке записываются тривиальные ограничения – требования неотрицательности искомых переменных.

Во второй строке – требование точного удовлетворения потребностей потребителей.

В третьей строке – требование полного исчерпания запасов поставщиков.

Пример окончательного решения задачи приведен на рис. 2.5.5.

РИСУНОК
Рисунок 2.5.5 – Пример окончательного решения транспортной задачи


2.5.7. Исходные данные транспортной задачи

Имеется три пункта поставки однородного груза a1, a2 и a3 и три пункта потребления этого груза B1, B2 и B3. Запасы груза у поставщиков: A1, A2 и А3, соответственно. Потребности потребителей: B1, B2 и B3. Суммарная мощность поставщиков оказывается недостаточной, поэтому принято решение об ее увеличении, причем имеется два альтернативных варианта: 1 – реконструкция первого предприятия поставщика, 2 – строительство нового предприятия. Известна стоимость перевозки 1 т груза cij из i-го пункта поставки в j-й пункт потребления. Кроме того, имеется дополнительное ограничения – второй поставщик А2 может поставить первому потребителю B1 ограниченное количество груза. Необходимо при имеющихся ограничениях так распределить перевозки между поставщиками и потребителями, чтобы суммарные транспортные расходы были минимальны (см. таблицу 2.5.26).

Таблица 2.5.26

Исходные данные транспортной задачи
Поставщик Потребитель
В1 В2 В3
A1=50(E+5) A+B B+C C+D
     
A2=50(F+1) D+E E+F A+C
ограничения
на поставки
   
A3=10(Е+F) B+D C+E D+F
     

Необходимо составить математическую модель задачи с учетом дополнительного ограничения; найти первоначальный опорный план производства и организации перевозок методом наименьшего элемента; оптимизировать план производства и организации перевозок методом потенциалов или методом оценки циклов; сделать технико-экономическое истолкование найденного оптимального решения; определить экономическую эффективность решения задачи оптимизации перевозок.

2.5.8. Составление кольцевых маршрутов.
Задача коммивояжера

Многие потребители заказывают со складов партии «меньше чем вагон», «меньше чем трейлер», что значительно увеличивает издержки, связные с доставкой таких грузов. Для сокращения транспортных расходов склад может организовать объединение небольших партий грузов для нескольких клиентов, до полной загрузки транспортных средств. Маршрут от склада до нескольких потребителей с возвратом на склад называется кольцевым маршрутом.

Одной из основных проблем, решаемых транспортной логистикой, является оптимизация маршрутов движения транспортных средств. Эта проблема справедлива и для оптимизации кольцевых маршрутов (последовательность посещения заказчиков) и может быть решена с помощью задачи коммивояжера.

1. Пример решения задачи составления кольцевых маршрутов

Имеется сеть магазинов, снабжаемых из одного распределительного склада. Снабжение производится автомобилями грузоподъемностью 5 т. Средние величины заказов магазинов приведены в таблице 2.5.27.

Таблица 2.5.27


магаз.
1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14
Величина
заказа, т
1,0 2,2 0,8 1,5 0,7 0,5 1,8 1,6 0,4 1,1 2,0 0,9 0,7 2,9

Задача решается с помощью алгоритма Свира или алгоритма дворника-стеклоочистителя.

Зададим положение магазинов в полярной системе координат. Полюс системы – точку 0, разместим в месте расположения распределительного склада (см. рис.7.6).

Выберем первоначальное, нулевое, положение полярной оси φ=0. Положение потребителя определяется расстоянием от центра и углом φ, который образован полярной осью и направленным на потребителя. Суть алгоритма Свира заключается в том, что полярная ось, подобно щетке дворника стекло очистителя, начинает вращаться против (или по) часовой стрелки. Как только сумма заказов достигнет грузоподъемности транспортного средства, фиксируется сектор, обслуживаемый одним кольцевым маршрутом, и намечается путь объезда потребителей.

РИСУНОК
Рисунок 2.5.6 – Декомпозиция транспортной сети при составлении маршрутов


Составление кольцевого маршрута осуществляется путем решения задачи коммивояжера.

Решение задачи коммивояжера приведено на рисунке 2.5.7. Естественно, что в данном случае начальный и конечный пункты маршрута совпадают (распределительный склад).

Эта задача обладает всеми свойствами задач динамического программирования. Процесс решения разворачиваем от конца к началу. В конечный пункт (на склад) можно попасть из любого из магазинов, расстояния до которых приведены рядом с соответствующими стрелками (см. рис. 2.5.7).

В 4 магазин можно приехать из 5, 6 или 7; в 5 – из 4, 6 или 7; в 6 – из 4, 5 или 7; в 7 – из 4, 5 или 6.

В дальнейшем процесс решения разворачивается алогично. Слева от стрелок ставим суммарные расстояния.

Оптимальными оказываются маршруты «склад-7-6-5-4-склад» и «склад-4-5-6-7-склад», т. к. они обеспечивают минимальный километраж (15 км). Однако 4 магазин расположен ближе к складу, чем 7 магазин и целесообразнее ехать по маршруту «склад-4-5-6-7-склад», чтобы быстрее начать разгрузку (см. рис. 7.8).

РИСУНОК
Рисунок 2.5.8 – Оптимальный кольцевой маршрут


2. Исходные данные задачи оптимизации кольцевого маршрута

Исходными данными является таблица 2.5.27, однако, расстояния между магазинами, а также между магазинами и складом определяется схемой расположения этих объектов, которая формируется студентом самостоятельно.

2.5.9. Задача оптимизации прокладки дороги

Данная задача имеет очень большое экономическое значение. Ее решение особенно актуально в условиях освоения сибирского Севера, обладающего огромными запасами природных ресурсов, и может принести большой экономический эффект.

Задача решается методом динамического программирования.

1. Пример решения задачи оптимизации прокладки дороги

Планируется проложить дорогу из пункта А в пункт В. Имеется план местности, изображенной на рисунке 2.5.9.

Здесь приняты следующие обозначения (с указанием затрат на прокладку одного километра пути):
РИСУНОК – лес (50-100 у.д.е);
РИСУНОК – горы (150-200 у.д.е);
РИСУНОК – болото (100-150 у.д.е);
РИСУНОК – река (100-150 у.д.е без моста, 1-3 у.д.е – через мост);
  – поляна (5-15 у.д.е).

РИСУНОК
Рисунок 2.5.9 – План местности


По такому плану можно хотя бы примерно оценить стоимость прокладки дороги между любой парой рядом расположенных точек.

Для упрощения задачи, принимаем, что прокладка дороги может производиться только в направлениях Ю – С и З – В (юг – север и запад – восток). При более точных направлениях прокладки дороги (юг – сев.-зап., зап. – сев.-восток и пр.) суть задачи не меняется, только резко увеличивается ее размерность. Эта стоимость определяется рельефом местности, что отражено в примере на рисунке 2.5.10 над горизонтальными линиями и справа от вертикальных линий. На рисунке между кружками указана примерная стоимость прокладки дороги между соседними участками местности (без привязки к исходным данным, приведенным выше).

РИСУНОК
Рисунок 2.5.10 – Пример исходных данных оптимизации прокладки дороги


Здесь используются элементы теории графов. Кружки – вершины графа, соответствующие координатам участков местности. Соединяющие их линии – ребра графа – возможные участки дороги, соединяющие эти участки.

В конечное состояние система может перейти из состояния 23 с запада, или из состояния 18 с юга. Для этого требуются затраты материальных ресурсов в объеме 11 и 14, соответственно. Эти числа ставим над соответствующими кружками, и соответствующие пути обозначаем стрелками (см. рисунок 2.5.11).

РИСУНОК
Рисунок 2.5.11 – Пример решения задачи оптимизации прокладки дороги


В конечное состояние система может перейти с запада из состояния 22 через состояние 23 (для этого потребуется 11+10=21 стоимости), или с юга из состояния18 (для этого потребуется 12+14=26 стоимости). Ставим 21 и 26 над соответствующими кружками.

В конечное состояние система может перейти и из состояния 17. Причем, здесь появляются два альтернативных варианта: или через состояние 23 (на север), или через 18 (на запад). В первом случае суммарные затраты составят 26 (11+15=26), а во втором – 31 (14+17=31). Над кружком 17 ставим наименьшее из полученных чисел и стрелку направляем в состояние 23, обеспечивающее минимум затрат на прокладку пути на этом этапе.

Из состояния 16 в конечный пункт можно попасть через 22 и 23. Для этого потребуется 21+4=25. Однако из пункта 16 можно двигаться и через 17 и 23 (по стрелкам). В этом случае понадобится 26+10=36. Над кружком 16 ставим наименьшее из чисел и проводим соответствующую стрелку.

В дальнейшем процесс решения разворачивается алогично. Результатом решения является схема, изображенная на рисунке 7.11.

Из схемы следует, что минимально возможные суммарные затраты на прокладку пути – 77. Оптимальная траектория прокладки дороги, обеспечивающая минимум затрат: С-В-С-В-В-С-В-В.

2. Данные задачи оптимизации прокладки дороги

Данные задачи формируются студентом самостоятельно на основании придуманной им самим карты местности. Условные обозначения и соответствующие затраты на прокладку дороги следует взять в разделе 2.5.9.1. После этого студент без расчета намечает дорогу и определяет суммарные затраты на ее прокладку. Затем задача решается методом динамического программирования. Экономическая эффективность решения задачи определяется путем сравнения затрат на прокладку исходной и оптимальной дороги.

2.5.10. Определение оптимального срока
замены транспортного средства

Транспортные расходы, в том числе расходы на содержание транспортных средств, в структуре затрат на логистику занимают свыше 40%. Сократить эту статью расходов позволяет своевременная замена транспортного средства.

Дело в том, что при массовом характере сборки нет двух одинаковых автомобилей. Каждый из них «болеет» по-своему и каждый из них имеет свой век жизни даже при одинаковых условиях эксплуатации.

Проблема состоит в том, что чем больше «возраст» автомобиля, тем больше затраты на его содержание и поддержание в рабочем состоянии, и, в то же время, тем меньше цена его возможной реализации.

1. Пример решения задачи
замены транспортного средства

Автомобиль куплен за 40 тыс. у.д.е. (C0=40) и эксплуатировался в течение шести лет, ежегодно проезжая в среднем по 20 тыс. км. Затраты на ремонт и рыночная стоимость автомобиля к концу каждого года приведены в таблице 2.5.28.

Таблица 2.5.28

Данные для расчета срока замены автомобиля
Год
i
Пробег li,
тыс. км
Годовые затраты
на ремонт Zpi,
тыс. у.д.е.
Рыночная
стоимость машины
к концу года Сi,
тыс. у.д.е.
1 20 0,3 34
2 40 0,8 29,6
3 60 1,9 25,9
4 80 3,0 22,8
5 100 4,3 20,5
6 120 5,9 18,4

Точка замены транспортного средства определяется минимальными общими затратами F(l), складывающимися из затрат на ремонт fp(l), приходящихся на единицу выполненной работы l (пробег автомобиля), и величиной потребленного капитала fk(l) на единицу работы.

Для построения графика fp(l) необходимо определить:

  1. затраты на ремонт Zpi нарастающим итогом к концу каждого i-го года эксплуатации;
  2. суммарный пробег автомобиля li к концу каждого l-го года эксплуатации.
Формула (2.5.10)

Для построения графика fk(l) необходимо определить:

  1. величину необходимого капитала к концу каждого периода эксплуатации, как разницу между первоначальной стоимостью транспортного средства и его стоимостью на конец i-го периода
Формула (2.5.11)
  1. величину необходимого капитала в расчете на 1 км пробега
Формула (2.5.12)

Тогда суммарные капитальные затраты составят
Формула (2.5.13)

Результаты расчетов следует занести в таблицу 2.5.29.

Таблица 2.5.29

Расчет точки замены транспортного средства
i,
год
li,
тыс. км
zpi,
тыс. у.д.е
zpi,
нарастающим
итогом,
тыс. e.д.е
fp(l),
тыс. у.д.е
Ci,
тыс. у.д.е
Ki,
тыс. у.д.е
fk(l),
тыс. у.д.е
F(l),
тыс. у.д.е
1 20 0,3 0,3 0,015 34,0 6,0 0,300 0,315
2 40 0,8 1,1 0,028 29,6 10,4 0,260 0,288
3 60 1,9 3,0 0,050 25,9 14,1 0,235 0,285
4 80 3,0 6,0 0,075 22,8 17,2 0,215 0,290
5 100 4,3 10,3 0,103 20,5 19,5 0,195 0,298
6 120 5,9 16,2 0,135 18,4 21,6 0,180 0,315

РИСУНОК
Рисунок 2.5.12 – Графическое определение оптимального
момента замены транспортного средства


2. Исходные данные задачи определения
момента замены транспортного средства

Автомобиль куплен за 40+F, где F – последняя цифра номера зачетки.

Остальные исходные данные приведены в таблице 2.5.30.

Таблица 2.5.30

Исходные данные задачи замены автомобиля
Год
i
Пробег li,
тыс. км
Годовые затраты
на ремонт Zpi,
тыс.
Рыночная
стоимость машины
к концу года Сi,
тыс.
1 20 0,3 34+F
2 40 0,8 29,6+0,8F
3 60 1,9 25,9+0,6F
4 80 3,0 22,8+0,4F
5 100 4,3 20,5+0,2F
6 115 5,8 18,0-0,2F
7 110 7,8 15,0-0,4F

Расчеты необходимо оформить алогично вышеприведенному примеру.

Расчет заключается определением экономической эффективности решения данной задачи путем сравнения найденных минимальных суммарных затрат с возможными затратами на конец седьмого года эксплуатации.

© ФГОУ ВПО Красноярский государственный аграрный университет

© Центр дистанционного обучения