Иванова В.А., Левина Т.В. ПЕДАГОГИКА

электронный учебно-методический комплекс

ВВЕДЕНИЕ

Уважаемые аспиранты и студенты
Красноярского государственного аграрного университета!

Наука, изучающая закономерности передачи старшим поколением и активного усвоения младшими поколениями социального опыта, необходимого для жизни и труда, называется педагогикой.

Общая педагогика – изучает и формирует принципы, формы и методы обучения и воспитания, являющиеся общими для всех возрастных групп и учебно-воспитательных учреждений. Эта отрасль педагогических знаний исследует фундаментальные законы обучения и воспитания. Составными частями общей педагогики являются теория воспитания и теория обучения (дидактика).

Основными категориями педагогики являются: развитие, воспитание, образование, обучение.

В истории педагогики наиболее известны теории формального и материального образования.

Сторонники теории формального образования (XVII-XX вв. – Локк, Песталоцци, Кант, Гербарт) считали, что источником знаний является разум, поэтому лучшим средством развития мышления учащихся является изучение языков, особенно древних – латинского и греческого, а также математики. Отсюда так называемое "классическое" образование. В России оно нашло отражение в ХIХ веке в одной из лучших форм образования – классических гимназиях.

Сторонники теории материального образования (XVIII-XX вв. – Спенсер, Гексли и др.) считали, что источником знаний является опыт, поэтому необходима подготовка людей, обладающих основательной естественнонаучной и практической подготовкой. Критерием отбора содержания образования служит степень его утилитарной пригодности для жизни и практической деятельности учащихся в будущем. Отсюда так называемое "реальное" образование. В истории российского образования – это и реальные гимназии, и реальные училища, и профессионально-технические училища.

Существовали и существуют и смешанные формы: классические и реальные гимназии, лицеи, школы и училища. Это говорит о том, что принципы этих теорий до сих пор находят свое применение. И в то же время эти теории постоянно подвергаются критике за свою односторонность (К.Д. Ушинский, Н.А. Добролюбов, Ю.К. Бабанский, И.Ф. Харламов). Односторонность названных подходов заключается в том, что ими абсолютизируются отдельные аспекты образования. Нельзя отрывать мышление от знаний, но в то же время знания не должны быть доминирующей целью школы: целью является сам ребенок, а знания должны стать средством его развития. Школа должна не только обогащать знаниями, но и развивать индивидуальные способности детей.

В педагогике существует принцип: связь школы с жизнью общества. Но должен быть принцип связи школы с жизнью ребенка. Абсолютизация первого принципа привела к так называемому социоцентрическому – ущербному виду мышления (во главу угла ставятся только интересы государства, общества). Критерии отбора содержания образования должны включать не только потребности общества, но и потребности индивида. Содержание образования рассматривается как педагогическая модель обращенного к школе социального заказа. Но необходимо учитывать и потребности человека в образовании.

Выпускник Красноярского государственного аграрного университета, получив университетское образование, имеет право на преподавательскую деятельность.

Это диктует необходимость введения аспирантов, студентов, особенно получающих специальность 050501.65 (в прежней классификации – 030500.02) "педагог профессионального обучения" в профессионально-педагогическую деятельность.

Задачи педагогической науки – вести исследования, а практические задачи школы, вуза – осуществлять воспитание, образование школьников и студентов.

В состав постоянных задач педагогической науки входит изучение и обобщение практики, опыта педагогической деятельности. Некоторые педагоги создают оригинальные педагогические технологии. Важно отметить, что любые творческие усилия педагогов найдут свое место в системе педагогических ценностей с помощью теоретического обоснования и научной интерпретации. Наука проникает в сущность находок и выявляет индивидуальность педагога – новатора.

В числе современных задач стоит разработка новых методов, средств, форм, систем обучения, воспитания, управления образовательными структурами, что в словаре педагогики называется педагогическая инноватика.

К постоянным важным задачам педагогической науки относится прогнозирование образования на ближайшее и отдаленное будущее. Без этого невозможно управлять педагогической политикой, экономикой образования, совершенствованием педагогической деятельности и системами управления.

Одна из главных задач педагогической науки – разработать теоретические, методологические основы инновационных процессов, рациональных связей теории и практики.

Педагогический процесс в высшем учебном заведении ведется для осуществления воспитания, образования и обучения будущих специалистов. Разумеется, у каждого студента есть своя цель обучения.

В ходе одного занятия цели преподавателя и студента могут расходиться, но в завершении процесса обучения решаются общие задачи. Студенческие цели должны войти в образовательный процесс с учетом государственных задач и современных требований рынка труда.

Процесс обучения остается целенаправленным, социально обусловленным и педагогически организованным действием развития личности обучающихся при овладении систематизированными научными знаниями и способами деятельности.

Под содержанием образования понимается система научных знаний, практических умений и навыков, мировоззренческих и нравственно-эстетических идей, освоенных в процессе обучения. Содержание образования строится строго на научной основе.

Современные условия педагогического образования потребовали выделения группы принципов обучения в высшей школе:

  • развитие личности будущего специалиста;
  • соответствие содержания высшего образования тенденциям развития науки (техники) и производства (технологий);
  • гармоничное сочетание групповых и индивидуальных форм
  • обеспечение конкурентоспособности специалистов требованиям рынка труда.

Данный учебник разработан для подготовки выпускников университета к будущей профессиональной деятельности и дает возможность найти ответы по отдельным вопросам воспитания и образования как в производственном, так и учебном коллективах. Материал можно использовать и в дальнейшей преподавательской работе.

Учебник для удобства разбит по темам и дополняется в составе учебно-методического комплекса учебной программой курса; методическими указаниями для самостоятельной работы; списком литературы; тестами, темами рефератов и семинарских занятий.

© ФГОУ ВПО Красноярский государственный аграрный университет

© Центр дистанционного обучения