Семинарское занятие
Личностно ориентированная игра
Тема:
"Ключевые квалификации педагога"
Цель игры: определение состава ключевых квалификаций педагогов начального профессионального образования.
План проведения игры
Подготовительный этап :
- создание рабочей группы и разработка общей методики игры;
- подготовка исходной документации;
- анализ состава участников и формирование групп (на основе исходных данных.
Методика игры :
- постановка задачи (для всех участников);
- вступление; формулирование понятий "ключевые квалификации"
- и "педагог начального профессионального образования", характеристика содержания и этапов работы (для всех участников);
- разминка (по дополнительному сценарию);
- формирование рабочих групп и микрогрупп, выбор экспертов, подготовка рабочих мест;
- разъяснение правил игры всей группе.
Выработка образа педагога личностно ориентированного образования и его тематического ядра ключевых квалификаций :
- уточнение задачи, формирование установки на работу (для всей группы);
- работа микрогрупп по генерации основных показателей (качеств, характеристик) идеального педагога личностно ориентированного начального профессионального образования;
- экспертиза выдвинутых идей внутри группы (выделение 15 приоритетных показателей);
- проведение экспертами первичной экспертизы выдвинутых идей (объединение по смыслу и исключение повторов);
- обсуждение, упорядочение и ранжирование шкал.
Оценка реального педагога:
- принятие шкалы оценок;
- согласование условий оценки реального специалиста:
- оценивание (работа в микрогруппах);
- подсчет экспертами средних значений и сведение их в таблицу;
- анализ полученных данных.
Выявление причин расхождения идеала и реальности :
- определение и классификация причин (работа микрогруппами);
- групповая дискуссия; упорядочение причин, сведение их в таблицу.
Поиски путей решения проблемы:
- генерация идей;
- анализ и обсуждение результатов работы и микрогруппах;
- группировка предложений по направлениям (работа группами);
- классификация предложений по уровню решения проблемы.
Подведение итогов игры:
- подготовка выступлений;
- краткий доклад о результатах работы,
- заключение.
Организация и методика проведения игры
Подготовительный этап:
Рабочая группа создается из специалистов, владеющих методикой проведения игр и знающих 1ребования к ним. В качестве исходного документа принимается рассматриваемый здесь сценарий. Подготавливаются табл. 2.1-2.3 из расчета по одной таблице на микрогруппу.
При проведении игры с группой в 25-30 человек необходимо организовать 4-5 рабочих мест для подгрупп (бригад) по 6 человек в каждой. С этой целью следует сдвинуть два стола вместе, чтобы образовалось рабочее поле, на котором участникам игры будет удобно работать с документами, обсуждать предложения, находясь, лицом, друг к другу. Эта маленькая деталь создает обстановку круглого стола и не позволяет кому-либо из участников отвлечься.
Методика игры:
Руководитель раскрывает сущность личностно ориентированной игры, этапы и последовательность действий участников, уточняет цель и задачи игры.
С целью более быстрого включения обучаемых в работу рекомендуется провести разминку. При этом используются короткие тесты, создаются проблемные ситуации, имеющие отношение к теме игры. Например, обучаемым предлагается составить ранжированный ряд факторов, от которых зависит качество профессиональной подготовки выпускников профучилищ.
Успешному проведению игры способствует подробное ознакомление с правилами, которые сводятся к следующему:
- Во время работы нет ни начальников, ни подчиненных, ни новичков, ни ветеранов - есть ведущий и участники; никто не может претендовать на особую роль.
- Категорически воспрещаются взаимные критические замечания и оценки, они мешают построению новых идей.
- Следует воздерживаться от перешептываний, переглядываний, жестов, которые могут быть неверно истолкованы другими участниками работы.
- Как бы ни была фантастична или невероятна идея, выдвинутая кем-либо из участников работы, она должна быть встречена с одобрением.
- Чем больше выдвинуто предложений, тем выше вероятность появления новой и ценной идеи.
Выработка образа идеального педагога:
Каждая подгруппа (бригада) генерирует основные качества педагога личностно ориентированного образования. При этом один из членов подгруппы записывает все выдвигаемые идеи. В результате работы в течение 25-30 мин формируется массив профессионально значимых характеристик идеального педагога. В качестве примера ниже приведены результаты работы одной из групп. В ходе дискуссии в подгруппах или в группе определяются приоритетные показатели, объединяются близкие по смыслу, устраняются повторяющиеся и второстепенные.
Качества идеального педагога:
Группа №________ Дата_________
- Профессионализм
- Компетентность
- Общая культура
- Педагогическая культура
- Толерантность
- Рефлексия
- Профессиональный патриотизм
- Взаимоуважение
- Оптимизм
- Гуманизм
- Дисциплинированность
- Требовательность
- Корпоративность
- Внимательность
- Артистизм
- Организованность
- Педагогическое мастерство
- Социальный интеллект
- Коммуникабельность
- Педагогический такт
- Эмоциональная устойчивость
- Совестливость
- Уважение к личности обучаемого
- Широкая эрудиция
- Доброжелательность
- Объективность
- Самокритичность
- Креативность
- Сдержанность
- Увлеченность
- Демократичность
- Эмпатия
- Ответственность
Перед заполнением табл. 1 необходимо установить ограничение: определить, какое количество показателей следует отобрать для дальнейшей работы. Исходя из опыта проведения игры, целесообразно выбрать не более 15 основных показателей, характеризующих личность педагога, его профессиональную (производственную) и педагогическую деятельность. Каждая микрогруппа (бригада) отбирает 15 показателей, а затем на основании консенсуса принимаются общие для всей группы характеристики. Это позволяет выработать общие подходы и в дальнейшем рассматривать согласованные показатели. В табл. 1 участники игры проставляют ранги от 1 до 15 по всем показателям. Причем каждая бригада проставляет ранги в графе, соответствующей ее номеру. Целесообразно данную таблицу записать на доске и дать возможность представителям бригад проставить свои ранги в соответствующих графах. На основании полученных данных подсчитываете сумма и усредненное значение ранга по каждому показателю.
Таблица 1
Ранжирование качеств педагога
№ п/п |
Качества, характеристики, показатели |
Ранг |
Сумма |
Среднее |
1 |
Высокий профессионализм |
|
|
|
|
|
|
2 |
Ответственность |
|
|
|
|
|
|
3 |
Любовь к профессии |
|
|
|
|
|
|
4 |
Компетентность |
|
|
|
|
|
|
5 |
Знание предмета и умение передать это знание ученикам |
|
|
|
|
|
|
6 |
Рефлексия |
|
|
|
|
|
|
7 |
Коммуникабельность |
|
|
|
|
|
|
8 |
Интеллигентность |
|
|
|
|
|
|
9 |
Совестливость |
|
|
|
|
|
|
10 |
Реальный педагогический гуманизм |
|
|
|
|
|
|
11 |
Креативность |
|
|
|
|
|
|
12 |
Стремление к повышению квалификации |
|
|
|
|
|
|
13 |
Методическое мастерство |
|
|
|
|
|
|
14 |
Нравственность |
|
|
|
|
|
|
15 |
Педагогическое мышление |
|
|
|
|
|
|
Примечание. В таблице приведены обобщенные показатели по
нескольким группам.
Оценка реального педагога:
Следующий этап работы сопоставление реального педагога с идеальным. С этой целью 15 основных показателей записываются в табл. 2 При работе с табл. 2.2 необходимо принять шкалу оценок (целесообразно использовать 10-балльную шкалу) и согласованное решение о принципе оценки: типичного педагога или одного из участников игры (более корректно, по нашему мнению, оценивать типичного педагога). В каждой микрогруппе (бригаде) участники определяют степень соответствия реального педагога идеалу и проставляют соответствующие баллы, которые затем переносят в сводную таблицу, изображенную на доске. Желательно иметь две доски, на одной из которых будет изображена табл. 1, а на другой - табл. 2. На основании сопоставления данных, представленных в табл. 1 и 2, проводится обсуждение наиболее значимых показателей. Следует обратить внимание на то обстоятельство, что некоторые важные качества получают низкие баллы. Это свидетельствует о недостаточном уровне их развития у реальных педагогов. К таким качествам в нашем примере (см. табл. 2) относятся интеллигентность, совестливость, реальный педагогический гуманизм, креативность, методическое мастерство.
В процессе игры было установлено, что наиболее значимым признаком в образе реального педагога профессиональной школы (первое ранговое место) является профессионализм. Другой важный признак - способность к совершенствованию.
Наибольшее расхождение между идеалом и реальностью в большинстве случаев имеет место по признаку "профессионализм". Таким образом, одна из основных проблем повышение профессионализма (в специальной предметной и в психолого-педагогической областях) педагога профессиональной школы.
Другими существенными проблемами (о чем свидетельствует значительное расхождение между идеалом и реальным педагогом) являются:
- Недостаточно сформировано чувства любви к детям;
- недостаточная выраженность потребности в профессиональном
самосовершенствовании;
- недостаточно крепкое соматическое и нервно-психическое здоровье.
Определение состава ключевых квалификаций
На основании анализа данных табл. 1 и 2 вычленяются ключевые квалификации педагогов начального профессионального образования. Они заносятся в табл. 3.
Таблица 2
Оценка качеств реального педагога
№ п/п |
Качества, характеристики, показатели |
Ранг |
Сумма |
Среднее |
1 |
Высокий профессионализм |
|
|
|
|
|
|
2 |
Ответственность |
|
|
|
|
|
|
3 |
Любовь к профессии |
|
|
|
|
|
|
4 |
Компетентность |
|
|
|
|
|
|
5 |
Знание предмета и умение передать это знание ученикам |
|
|
|
|
|
|
6 |
Рефлексия |
|
|
|
|
|
|
7 |
Коммуникабельность |
|
|
|
|
|
|
8 |
Интеллигентность |
|
|
|
|
|
|
9 |
Совестливость |
|
|
|
|
|
|
10 |
Реальный педагогический гуманизм |
|
|
|
|
|
|
11 |
Креативность |
|
|
|
|
|
|
12 |
Стремление к повышению квалификации |
|
|
|
|
|
|
13 |
Методическое мастерство |
|
|
|
|
|
|
14 |
Нравственность |
|
|
|
|
|
|
15 |
Педагогическое мышление |
|
|
|
|
|
|
Возможны два варианта проведения этого этапа игры: 1) все участники в бригадах решают одну проблему, а затем проводится свободная дискуссия; 2) каждая бригада разрабатывает избранную проблему, а затем поочередно обсуждаются пути решения нескольких проблем. При любом варианте общий алгоритм решения проблемы сводится к следующему:
- Выясните, в чем заключается суть проблемы.
- Выявите различия и противоречия в позициях, а также точки сов
падения и соприкосновения интересов, позиций.
- Учитывая противоречия и точки соприкосновения интересов и позиций, постарайтесь найти возможные пути решения проблемы,
- Оцените возможные пути решения и выберите наилучший для данных условий.
- Обоснуйте свое решение.
Таблица 3
Примерный состав ключевых квалификаций
№ п/п |
Ключевые квалификации |
Ранг |
Сумма |
Среднее |
1 |
Реальный педагогический гуманизм |
|
|
|
|
|
|
2 |
Психолого-педагогическая компетентность |
|
|
|
|
|
|
3 |
Профессионально-технологическая компетентность |
|
|
|
|
|
|
4 |
Социальный интеллект |
|
|
|
|
|
|
5 |
Организованность |
|
|
|
|
|
|
6 |
Педагогическая рефлексия |
|
|
|
|
|
|
7 |
Ответственность |
|
|
|
|
|
|
8 |
Толерантность |
|
|
|
|
|
|
9 |
Сенсомоторные способности |
|
|
|
|
|
|
10 |
Коммуникативность |
|
|
|
|
|
|
11 |
Креативность |
|
|
|
|
|
|
Подведение итогов игры
Как правило, итоги подводит ведущий, но более эффективным является проведение заключительного этапа с привлечением специалистов из числа участников игры. Для этого выделяются наиболее подготовленные участники, проявившие себя в ходе игры, которые совместно с бригадой и под руководством преподавателя подводят основные итоги по следующим показателям: количественные и качественные характеристики, актуальность, оригинальность и новизна предложений, активность участников, направления дальнейшей работы.
|