ТЕМА 9. ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ ТЕХНОЛОГИИ
План
1. Понятие педагогических технологий.
2. Традиционные и активные формы и методы обучения.
3. Новые образовательные технологии.
Термин «педагогические технологии» зародился тридцать лет назад в американской педагогике.
Педагогическая технология это исследования с целью выявления принципов и разработки приëмов оптимизации образовательного процесса, конструирование и применение приëмов, оценка применяемых методов.
Фактически педагогическая технология внедряет системный метод сознания с учетом технических и человеческих ресурсов, их взаимодействия.
В образовательной практике понятие «педагогические технологии» используются на трëх уровнях (Селевко Г.К.):
- общепедагогический (общедидактический) уровень характеризует образовательный процесс в регионе, учебном заведении , на определенной ступени обучения;
- частнометодический (предметный) уровень это совокупность методов и средств для реализации содержания обучения и воспитания в рамках одного предмета;
- локальный (модульный) уровень технология отдельных частей учебно-воспитательного процесса, частные дидактические и воспитательные задачи.
Технологическое творчество это деятельность в области педагогической технологии и проектирования, когда осуществляются поиск и создание новых педагогических систем и процессов, учебных педагогических ситуаций для повышения результатов воспитания и обучения.
Организаторское творчество это деятельность в сфере управления и организаторской деятельности по созданию новых способов планирования, контроля, взаимодействия педагогов и обучающихся.
Более пятидесяти лет формировалось понятие «педагогические технологии» как содержательная техника учебно-воспитательного процесса.
Слово «технология» (от греч. «техне» искусство, наука и «логос» учение).
Педагогические технологии, как совокупность знаний о способах проведения учебно-воспитательного процесса является конкретным, научно обоснованным, организованным обучением для достижения цели развития.
Технология обучения основная системная категория педагогики.
Схема педагогического процесса
Содержание образования связано с общей образовательной потребностью общества и личностной потребностью в образовании.
Образовательная потребность носит локальный характер и определяется масштабами государства и его культурой. В этом случае образование оформлено нормативными документами, составляющими государственную политику. Каждое государство формирует свою систему образования, которая регулирует образовательные потребности государства. Например, в Японии система образования ориентирована на блестящее выполнение задания в группе по указанному образцу. В Америке ориентация на индивидуальный успех и личные достижения.
Государственная политика в сфере образования всегда конкретна и реализует следующие цели:
- воспроизводства и развития национальной культуры;
- воспроизводства статуса государства на мировом рынке;
- воспроизводства человеческого капитала в соответствии с потребностями экономики страны;
- удовлетворения личной образовательной потребности исходя из особенностей культуры и этапов социализации личности.
Образовательная потребность обладает свойством расширенного воспроизводства, т.е., чем выше уровень образования, тем выше потребность в дальнейшем образовании.
Существуют три основных уровня образования: начальное, среднее, высшее.
Общее образование это основные знания о природе, человеке, мире, трудовые умения и навыки, которые являются фундаментом для дальнейшего развития человека.
Обучение это целенаправленный процесс двусторонней деятельности педагога и учащихся, в основе которого лежат передача и усвоение знаний.
Образование представляет собой не только общественное явление, но и педагогический процесс.
Педагогическим процессом называется развивающееся взаимодействие воспитателей и воспитуемых, направленное на достижение заданной цели и приводящее к заранее намеченному изменению состояния, преобразованию свойств и качеств воспитуемых.
Это процесс, в котором социальный опыт переплавляется в качества личности. В педагогической литературе прежних лет употреблялось понятие «учебно-воспитательный процесс». Исследования П.Ф. Каптерева, А.П. Пинкевича, Ю.К. Бабанского и других педагогов показали, что это понятие, суженное и неполное, не отражающее всей сложности процесса и, прежде всего его главных отличительных черт целостности и общности. Обеспечение единства обучения, воспитания и развития на основе целостности и общности составляет главную сущность педагогического процесса.
Педагогический процесс следует рассматривать как систему. Он объединяет множество подсистем, внедренных одна в другую или объединенных между собой другими типами связи. Система педагогического процесса не сводима ни к одной из своих подсистем, какими бы большими и самостоятельными они ни были.
Педагогический процесс это главная, объединяющая все отрасли система. В ней воедино слиты процессы формирования, развития, воспитания и обучения вместе со всеми условиями, формами и методами их протекания. К ним относятся закономерности:
- динамики педагогического процесса; развития личности в педагогическом процессе; управления учебно-воспитательным процессом; стимулирования;
- единства чувственного, логического и практики в педагогическом процессе;
- единства внешней (педагогической) и внутренней (познавательной) деятельности;
- обусловленности педагогического процесса.
Этап осуществления педагогического процесса можно рассматривать как относительно обособленную систему, включающую в себя важные взаимосвязанные, элементы:
- постановка и разъяснение целей и задач предстоящей деятельности;
- взаимодействие педагогов и учеников;
- использование намеченных методов, средств и форм педагогического процесса;
- создание благоприятных условий для школьников;
обеспечение связи педагогического процесса с другими
процессами. В педагогической литературе существует ряд определений понятия «педагогические технологии».
«Педагогические технологии совокупность психолого-педагогических установок, определяющих специальный набор и компоновку форм, методов, способов, приемов обучения, воспитательных средств: она есть организационно-методический инструментарий педагогического процесса» (Б.Т. Лихачев).
«Технология это искусство, мастерство, умение, совокупность методов обработки, изменения состояния» (В.М. Шепель).
«Педагогическая технология это продуманная во всех деталях модель совместной педагогической деятельности по проектированию, организации и проведению учебного процесса с безусловным обеспечением комфортных
условий для учащихся и учителя» (В.М. Монахов).
«Педагогическая технология это системный метод сознания, применения и определения всего процесса преподавания и усвоения знаний с учетом технических и человеческих ресурсов и их взаимодействия, ставящий своей задачей оптимизацию форм образования» (ЮНЕСКО).
Новые образовательные технологии зарождаются как результат научных исследований. Например, появление кибернетики способствовало развитию программированного обучения, результаты развития человеческого мышления привели к необходимости проблемного обучения.
Количество современных педагогических технологий достаточно велико около 100.
Эти технологии охватывают все основные тенденции и направления развития образования, зарубежные образовательные технологии прошлых лет, технологии, заложенные в современных вариативных учебниках, воспитательные технологии. Например, в книге Г.К. Селевко «Современные образовательные технологии» описаны 50 педагогических технологий, и среди них:
- педагогические технологии на основе личностной ориентации педагогического процесса (гуманно-личностная технология Ш.А. Амонашвили и другие).
- педагогические технологии на основе активизации и интенсификации деятельности учащихся (игровые технологии; технологии коммуникативного обучения иноязычной культуре Е.И. Пассов);
- альтернативные технологии (технологии свободного труда Селестен Френе);
- природосообразные технологии (технологии саморазвития Мария Монтессори);
- технологии развивающего обучения (технологии саморазвивающего обучения) Г.К. Селевко и педагогические технологии авторских школ.
Современная дидактическая система исходит из того, что обе стороны преподавание и учение составляют процесс обучения. Современную дидактическую концепцию создают такие направления, как программированное, проблемное обучение, развивающее обучение (П. Гальперин, Л. Занков, В. Давыдов), гуманистическая психология (К. Роджерс).
Развивающее обучение это организация учебного процесса с реализацией потенциальных возможностей человека:
- актуализация ранее усвоенных знаний
- выдвижение гипотезы
- разработка оригинального плана решения задачи
- способ самостоятельной проверки.
Развивающее обучение вовлекает учащегося в дидактические игры, дискуссии, другие методы творческого воображения, мышления, памяти, речи.
Проблемное обучение это решение нестандартных научно-учебных задач нестандартными методами. Проблемные задачи это поиск новых способов решения. Суть преподаватель не сообщает знаний в готовом виде, а ставит проблемные задачи, предлагая искать пути и средства их решения.
Примерами проблемных ситуаций, в основу которых положены противоречия, могут быть:
- понимание научной важности проблемы и отсутствие теоретической базы для решения;
- многообразие концепций и отсутствие надежной теории для объяснения данных фактов;
- доступный результат и отсутствие теоретического обоснования.
Проблемный метод предполагает шаги:
- проблемная ситуация
- проблемная задача
- модель поисков решения
Интенсивное обучение включает целостные технологии, нелинейность педагогических структур и потенциальную избыточность учебной информации. Интенсивное обучение дает студенту возможность выбора подходящей ему технологии обучения и разработки индивидуальной программы развития личности.
Условия реализации интенсивного обучения:
- всесторонний учет характеристик педагогической среды
- соблюдение принципа адаптации процесса обучения к личности студента
- ускорение индивидуального освоения студентом общей программы.
Методы активного обучения в сравнении с традиционными готовят обучающихся к творческой самостоятельной деятельности.
Основной задачей является повышение активности студентов. Методы активного обучения бывают неимитационные и имитационные.
Наиболее распространенным методом служит деловая игра.
Принципы организации деловых игр:
имитационного моделирования ситуации;
проблемности содержания;
ролевого взаимодействия в совместной деятельности;
диалогического общения;
двуплановости игровой учебной деятельности.
Разработка деловой игры начинается с двух моделей имитационной и игровой, которые войдут в сценарий.
Имитационная модель цель, предмет игры, система оценки.
Компоненты игровой модели сценарий, правила, цели, роли и функции игроков.
Игровая модель включает педагогическую, целью которой служит обучение и воспитание.
Правил игры не много, они должны включать технологию, регламент, роли игроков и ведущих, систему оценивания.
Разбор игры в конце несет основную, обучающую и воспитательную нагрузку.
Примеры деловых игр:
- имитационные упражнения закрепляют в творческой обстановке важные навыки или понятия;
- анализ конкретных производственных ситуаций, когда конкретное событие создает условие для коллективного решения и обсуждения;
- разыгрывание ролей исполнение ролей, оценка действий в различных ситуациях;
- полномасштабная деловая игра, создающая профессиональную деятельность и последствие принимаемых профессиональных решений.
Популярным методом эвристического поиска является «Мозговой штурм» это метод активизации коллективной деятельности. Решением задачи управляет руководитель.
- Он ставит условия задачи перед «штурмом».
- Группа «генераторов идей» за 20-30 минут выдвигают максимальное количество гипотез, любые фантастические, шутливые, дополняя друг друга. Идеи записываются.
- Группа экспертов оценивает гипотезы.
- Для активизации «штурма» используют приемы: инверсия(сделай наоборот), аналогия, эмпатия (выясни свои чувства), фантазия.
- Гипотезы оцениваются по 10-бальной системе.
|