Семинарское занятие
Тема: "Формы воспитания".
Коллективно творческие дела (КТД).
Те, кто впервые пробует применить методику КТД в своей работе и не имеет личного опыта участия в такой деятельности, а знакомиться с ней лишь со стороны или по описанию, часто испытывают различного рода затруднения. Это происходит от того, что улавливается лишь внешняя сторона некоторых конкретных форм и ускользает от понимания сама методика сам алгоритм организации воспитательного процесса. А чтобы организовать процесс, нужно научиться самостоятельно его детализировать в соответствии с имеющимися условиями, особенностями состояния развития коллектива, собственными возможностями. Рассмотрим последовательно каждую стадию КТД.
Предварительная подготовка. Для начала необходимо найти для себя ответы на следующие вопросы:
- Что должна включать подготовка?
- Каков порядок, последовательность действий?
Ответ на первый вопрос может быть следующим:
во-первых, педагогические задачи;
во-вторых, идею-замысел дела и различные варианты форм его воплощения;
в-третьих, четкие представления об организации его подготовки и проведения.
Теперь каков порядок действий?
Например, последовательность действий может быть такой:
- Обратиться к перспективным педагогическим задачам , которые выдвинуты на весь период работы с коллективом. Выделить из них те, на решение которых будет направленно данное дело.
- Проанализировать сложившуюся ситуацию в коллективе на данный момент. Уточнить, какие к этому времени обнаружились проблемы, скажем, в отношениях ребят друг к другу, к коллективу в целом, к деятельности, к общественным ценностям и т.п.
- Определить место данного дела. Будет ли оно продолжением цикла уже прошедших дел, положит ли оно начало работе по какому-нибудь направлению, станет ли завершающим этапом в решение какой-нибудь практической задачи и т.д.
- Конкретизировать педагогические задачи на данное дело. Задачи это принципиальный момент. Важно понять, что задачи нужны для того, чтобы их целенаправленно решать, т.е. добиваться положительных результатов воспитания. И чем точнее определен предполагаемый результат, т.е. сформулирована задача, тем реальнее достижение цели.
- Подумать над общей идеей, замыслом дела. Что это будет? Непосредственное состязание в знаниях с помощью взаимных вопросов и ответов? Дискуссионный обмен мнениями? Защита каких-либо идей? Или еще что-то?
Допустим, вы решили остановиться на состязании. Тогда нужно подумать и решить для себя:
- стоит ли ребятам предлагать определенные темы, или пусть они выберут их для себя сами;
- как целесообразно организовать состязание: между постоянными группами или временными командами;
- как будет лучше: готовить вопросы и ответы на них ребятам заранее или предпочесть экспромт;
- нужен ли какой-нибудь общий игровой сюжет или нет;
- надо ли выявлять лучших или поискать способ отметить всех участников;
- стоит ли компетентный орган для оценки или пусть в этом процессе принимают участие все.
Определившись, вы создадите для себя "образ" будущего дела и сумеете правильно выбрать тактические позиции.
- Составить свой план организации подготовки этого дела в коллективе. Смысл такого плана продумать и расписать по времени и содержанию все моменты организации дела, т.е. весь последующий алгоритм своих действий.
Коллективное планирование. Это пожалуй самая трудная с методической точки зрения стадия. В то же время именно она оказывается решающей и во многом определяющей успех. Последовательность действий на этом этапе может быть такой:
- Побеседовать с председателем совета коллектива о том, как организовать коллективное планирование дела, какая нужна предварительная работа: совет коллектива по этому вопросу, инструктаж групп, объявление о сборе и т.п.
- Принять участие в сборе совета коллектива. Помочь ребятам выбрать ту или иную форму коллективного планирования (сбора-старта) из предложенных вам, например, таких вариантов:
- Коллективу сообщается, что через несколько дней состоится сбор-старт по подготовке к делу. Каждой группе совет поручает подумать над предложением и выбрать представителя в совет дела. На самом сборе группы высказывают и отстаивают свои предложения, избирается совет дела, который затем из этих предложений составит конкретный план дела и подготовиться к нему.
- Обсуждение и выдвижение предложений в группах происходит прямо на общем сборе, после чего избирается совет дела.
Первый вариант может обеспечить тщательное продумывание предложений, т.к. у ребят больше времени и возможностей для поиска интересных идей. Но он требует дополнительных педагогических усилий в работе с группами. Второй экономичнее по времени, более интенсивен.
- Проинструктировать групоргов о том, как вести обсуждение в группах. Особенно это необходимо, если у ребят недостаточный опыт работы.
- Проинструктировать ведущего сбора-старта. Обговорить с ним , как рассадить ребят, как начать, что сказать, как вести обсуждение,
кто и как будет фиксировать
предложения и т.п.
- Принять участие в сборе-старте. Тут надо для себя решить вопросы, где следует находиться, что делать и чего не делать. Возьмем вопрос: "Где находиться?" Если ведущий неопытен и очень волнуется хорошо бы быть поближе к нему, чтобы иметь возможность что-то потихоньку подсказать, в чем-то тактично поправить. Если в коллективе существует группа "возмутителей спокойствия", надо бы оказаться рядом с ними. Одним словом, удачно тактически определить свое место на сборе не последний вопрос для воспитателя. Теперь вопрос: "Что делать?" Внимательно слушать, следить за ходом и ведением сбора, участвовать в обсуждении предложений на правах старшего товарища. При необходимости вносить свои предложения для общего обсуждения. Ну и последний вопрос: "Чего не делать?" Стоять все время без надобности рядом с ведущим или в другой точке помещения; расхаживать по кабинету; одергивать ребят, даже если они чересчур возбуждены; заниматься делами, не имеющими отношения к делу; сидеть с отсутствующим видом.
- Провести первый сбор совета дела. Сначала нужно предложить ребятам выбрать представителя совета дела, который возглавит организацию подготовки. Затем вместе вернуться к предложениям групп. Отобрать из них те, которые можно реализовать в данном деле. Составить план проведения дела и подготовки к нему. В нем определить: что сделать, как кто сделает, в какое время, к какому сроку. Поручения по подготовке распределить между группами - лучше всего по принципу равного участия в подборе содержания и организационных моментах. На первом сборе важно не забыть проинструктировать его членов о том, как организовать коллективную подготовку в своих группах, чтобы в них обязательно принял участие каждый. Подсказать, где искать нужный материал, к кому нужно обратиться за помощью.
- Побеседовать отдельно с председателем совета дела. Очень важно обсудить с ним, как распределить время и силы, чтобы все успеть и ничего не упустить. За период до следующего сбора совета дела ему необходимо узнать, как начали работу группы, так ли начали, не нужна ли им какая-либо помощь.
Коллективная подготовка. На этой стадии все внимание сосредотачивается на работе микроколлективов. От того, как справиться каждый из них со своим участком общего дела, будет зависеть успех дела, его качество и результат. Тут важно не потерять из виду ни одного человека, так организовать работу, чтобы каждому нашлось конкретное дело, важное и посильное для него. Порядок действий на этой стадии возможен такой:
- Помощь микроколлективам в подготовительной работе. Желательно побывать на сборах групп, обратить внимание на какие-то упущенные детали, поддержать их и т.д.
- Поговорить с председателем совета дела о том, как идет подготовка, нет ли каких-то проблем, затруднений. Если есть, обсудить с ним, как выйти из положения.
- Принять участие в промежуточном совете дела. Провести его председатель совета должен сам. Ваша задача быть рядом, участвовать.
- Организовать репетиции фрагментов проведения дела, если нужно.
- Принять участие в проверке готовности . Как правило, она проходит накануне назначенной даты проведения дела.
Проведение дела. На стадии проведения КТД можно выделить три основных момента:
во -первых, это приготовления непосредственно перед началом;
во-вторых, само проведение дела;
в-третьих, его завершение (подведение итогов, определение победителей, вручение призов).
На этой стадии, главное своим участием, отношением, переживаниями подчеркнуть, что все происходящее это общее дело и оно вам также дорого, как и ребятам.
Коллективный анализ. Всегда ли нужно непременно коллективно анализировать проведенное дело? Всегда. Потому что анализ заставляет оглянуться на прожитые дни и часы, осмыслить сделанное как удачи, так и ошибки, осознать накопленный опыт, а главное извлечь уроки на будущее. Существуют общие правила коллективного анализа:
- сначала вопросы обсуждаются в микроколлективах, а потом их представители высказывают общее мнение всему коллективу;
- в микрогруппе разговор ведет его организатор или член совета дела;
- прежде выбирается тот, кто будет выступать перед всеми с общим мнением;
- затем каждый по очереди высказывает свои суждения, а выступающий фиксирует их;
- начинать говорить нужно с положительного отметить достижения, а потом остановиться на ошибках;
- после того как выступит представитель, другие ребята могут при желании дополнить его;
- можно задавать вопросы друг другу;
- в своих высказываниях не нужно повторять то, что уже сказали другие, можно просто согласиться с ними, сослаться на них;
- когда кто-то говорит, все внимательно слушают, не перебивая, до конца.
И вновь перед вами встает вопрос о выборе собственной позиции, места и роли при проведении коллективного анализа. Можно взять на себя роль ведущего в разговоре, учитывая, что эта роль достаточно сложна. Но можно быть и помощником ведущего, которым станет кто-то из ребят. Когда обсуждение идет в группах, желательно принять в нем участие , уделив внимание каждой. Свои собственные суждения и оценки стоит высказать после выступления ребят. Не нужно говорить много, важнее сказать самое главное, а еще важнее поддержать ребячье мнение.
|