Иванова В.А., Левина Т.В. ПЕДАГОГИКА

электронный учебно-методический комплекс

Тема 12. Гуманизация и гуманитаризация
образования и воспитания

Тест самоконтроля

Время выполнения – 25 минут. На каждый вопрос может один, два или более правильных ответов.

  1. Гуманизм в переводе с латинского означает:
    ценностный;
    человечный;
    нравственный;
    человеколюбивый.

  2. Принцип гуманизации образования положен в основу перестройки отечественного образования:
    в 1917 г.;
    в 1953 г.;
    в 1984 г.;
    в 1992 г.

  3. Принцип гуманизации образования реализуется через:
    усиление внимания к личности каждого ребенка как к высшей ценности общества;
    установку на формирование гражданина с высокими интеллектуальными, моральными и физическими качествами;
    гуманитаризацию образовательного процесса.

  4. Гуманитаризация – это:
    проникновение гуманитарного знания и его методов в содержание естественнонаучных дисциплин;
    увеличение количества часов на изучение естественно-научных дисциплин;
    увеличение количества дисциплин гуманитарного цикла;
    принцип отбора содержания образования.

  5. Из предложенного перечня дисциплин, выберите те, которые относятся к гуманитарным наукам:
    филология, история, политология;
    физика, математика, химия;
    право, экономика, философия;
    искусствоведение, этика, эстетика.

  6. Новая парадигма образования утверждает:
    «субъект-субъектные» отношения в системе «учитель и ученик»;
    «субъект-объектные» отношения в системе «учитель и ученик»;
    «субъект-субъектные» отношения в системе «учитель и родители»;
    «субъект-объектные» отношения в системе «учитель и родители».

  7. Система субъект-субъектных отношений предполагает, что:
    учитель и ученик являются сотрудниками и партнерами в учебно-воспитательном процессе;
    процесс обучения должен иметь диалогичный характер;
    процесс обучения должен иметь монологичный характер;
    ученик – это личность, а не объект педагогических воздействий;
    только учитель знает, каким должен стать ученик в результате процесса обучения;
    ученик – «приемник» информации;
    ученик – активный «добытчик» знаний;
    учитель – «передатчик» информации;
    отношения учителя и ученика из авторитарных превращаются в демократические, гуманизируются.

  8. Гуманитаризация образования проявляется в следующих ситуациях:
    при разработке учебного плана на новый учебный год в школе была введена для изучения этика и психология семейных отношений;
    учитель математики во время доказательства теоремы о параллельности прямых, обратил внимание на существование параллельных миров и вовлек учащихся в дискуссию;
    на уроке физики был сделан доклад о жизни и деятельности А. Эйнштейна;
    учитель химии на своих уроках постоянно обращается в вопросам истории развития своей науки;
    при изучении ядерной физики учитель поднял вопрос об этике своей науки;
    на лекции преподаватель доказывал теорему Гаусса, студенты добросовестно записывали ход его рассуждений.

  9. Гуманистический подход к воспитанию человека состоит в том, что:
    педагоги хорошо знают свой предмет и добросовестно передают знания ученикам, формируя их научное мировоззрение;
    человек есть самоценность;
    в природе человека заложен потенциал к непрерывному развитию, стремление к самоактуализации;
    главное в любой личности – устремленность в будущее;
    внешний мир, внешние воздействия в большей степени влияют на поведение человека, чем внутренний феноменальный мир.

  10. Мотивы деятельности педагога с точки зрения гуманитарного подхода можно охарактеризовать как:
    желание развивать у учащихся эмпатию, толерантность;
    желание способствовать формированию позитивных форм поведения;
    желание повысить успеваемость учащихся;
    стремление повысить свою квалификацию;
    желание сообщить учащимся как можно больше информации по своему предмету;
    создание благоприятной «социальной ситуации развития личности».

  11. Гуманистический характер содержания и форм поведения учителя основываются на нормах:
    общечеловеческой морали;
    законов общества;
    педагогической этики.

  12. Конвенция о правах ребенка принята в России:
    в 1989 г.;
    в 1990 г.;
    принята только ООН, в России еще не принята.

  13. Конвенция о правах ребенка имеет:
    универсальный (всеобщий) характер;
    провозглашает стандарты (нормы) международного признания идей педагогики ненасилия;
    ценностный ориентир для каждого человека, входящего и живущего в мире детей.

  14. Декларации прав ребенка принята ООН:
    в 1959 г.;
    в 1989 г.;
    в 1990 г.

  15. Система воззрений, предусматривающая постоянный контроль над личностью, подавление, которые создают препятствие на пути к самореализации личности, называется термином:
    шовинизм;
    фундаментализм;
    авторитаризм.

  16. Система воззрений, признающая ценность человека, его право на свободу, счастье, развитие и проявление своих способностей, считающаяся благом человека и критерием оценки справедливости общества, обозначается термином:
    гуманистическая педагогика;
    гуманизм;
    демократизм.

  17. Воспитательный процесс, основанный на принципах уважения в ребенке растущего человека, стимулирования в ходе воспитания естественного развития ребенка, ориентированный на самореализацию личности, обозначается термином:
    гуманистическая педагогика;
    гуманизм;
    гуманитаризм.

  18. Воспитательный процесс, основанный на принципах монотонного заучивания материала, лишающий воспитанника способности рассуждать, ориентированный на подавление личности получил название:
    педагогика принуждения;
    педагогика насилия;
    авторитарная педагогика.

  19. Принцип субординации соответствует положению о том, что:
    мир детства – это часть мира взрослых, его несамостоятельный придаток, часть, неравноценная целому и подчиненная ему;
    мир детства – это мир учеников и воспитанников, мир взрослых – мир учителей и воспитателей, иодержание взаимодействия транслируется только в одном направлении – от взрослых к детям;
    мир взрослых всегда навязывал свои законы миру детей, мир детства всегда был беззащитным по отношению к миру взрослых;
    мир детства всегда деформирован вторжением взрослых.

  20. Принцип сосуществования соответствует положению о том, что:
    мир детства и мир взрослости – совершенно равноправные части мира человека, их «достоинства» и «недостатки» гармонично дополняют друг друга;
    мир детства так же, как и мир взрослости, обладает своим собственным содержанием, взаимодействие этих двух миров должно строиться как диалогичный и целостный учебно-воспитательный процесс;
    мир детства и мир взрослости должны поддерживать обоюдный суверенитет: дети не должны страдать от действия взрослых, какими бы побуждениями эти действия ни мотивировались;
    мир взрослости должен исключить все виды контроля над миром детства (кроме охранения жизни и здоровья), предоставить миру детства возможность выбирать свой путь.

  21. Принцип принятия соответствует положению о том, что:
    развитие мира детства – это процесс, параллельный развитию мира взрослости, цель развития человека – гармонизация внешнего и внутреннего «я»;
    мир детства и мир взрослости не образуют двух разграниченных (имеющих границы перехода) миров, составляют единый мир людей;
    человек должен приниматься другими людьми таким, какой он есть, безотносительно к нормам, оценкам взрослости и детскости;
    мир взрослости должен исключить все виды контроля над миром детства (кроме охранения жизни и здоровья), предоставить миру детства возможность выбирать свой путь.

  22. Принцип свободы соответствует положению о том, что:
    развитие мира детства – это процесс, параллельный развитию мира взрослости, цель развития человека – гармонизация внешнего и внутреннего «я»;
    мир детства и мир взрослости не образуют двух разграниченных (имеющих границы перехода) миров, составляют единый мир людей;
    человек должен приниматься другими людьми таким, какой он есть, безотносительно к нормам, оценкам взрослости и детскости;
    мир взрослости должен исключить все виды контроля над миром детства (кроме охранения жизни и здоровья), предоставить миру детства возможность выбирать свой путь.

  23. Авторитарная педагогика основывается на принципах:
    субординации;
    равенства;
    монологизма;
    произвола;
    контроля;
    соразвития;
    взросления;
    инициации;
    деформации.

  24. Гуманистическая педагогика основывается на принципах:
    равенства;
    диалогизма;
    сосуществования;
    инициации;
    свободы;
    деформации;
    соразвития;
    единства;
    принятия.

  25. Учителем гуманизма называют:
    Абрахама Маслоу;
    Карла Роджерса;
    Л.Н. Толстого;
    К.Д. Ушинского.


© ФГОУ ВПО Красноярский государственный аграрный университет

© Центр дистанционного обучения