Тема 15. МЕТОДОЛОГИЧЕСКАЯ КУЛЬТУРА ПЕДАГОГА
План
1. Понятие методологической культуры.
2. Источники знаний методологии.
3. Модель педагогической культуры.
Д.С. Лихачёв писал, что культура движется вперед не путем перемещения в пространстве, а путем накопления ценностей.
Каждого педагога характеризует определенный уровень методологической культуры.
Методология педагогической науки учение о структуре, логической организации, методах и средствах деятельности в области педагогической Формирование методологической культуры во многом зависит от способностей педагога и от его желания овладеть новыми знаниями.
Методология, как отрасль педагогической науки, раскрывает понятие «методологическая деятельность» в двух формах: методологическое обеспечение и методологическое исследование.
Формирование методологической культуры во многом зависит от способностей педагога и от его желания овладеть новыми знаниями.
Способности необходимы педагогу для того, чтобы успешно справляться со своей работой.
В число общих способностей входят те, которые определяют высокие результаты в любой человеческой деятельности.
К специальным относятся те, от которых зависит успех именно педагогической деятельности, обучения и воспитания детей.
Среди специальных способностей можно выделить способности:
- видеть и чувствовать, понимает ли учащийся изучаемый
материал, устанавливать степень и характер такого понимания;
- самостоятельно подбирать учебный материал, определять
оптимальные средства и эффективные методы обучения;
- по-разному излагать, доступным образом объяснять один
и тот же учебный материал, с тем, чтобы обеспечить его
понимание и усвоение всеми учащимися;
- строить обучение с учетом индивидуальности учащихся,
обеспечивая быстрое и глубокое усвоение ими знаний, умений и навыков;
- за сравнительно короткий срок добиваться усвоения значительного объема информации, ускоренного интеллектуального и нравственного развития всех учащихся;
- правильно строить урок, совершенствуя свое преподавательское мастерство от занятия к занятию;
- передавать свой опыт другим учителям и в свою очередь
учиться на их примерах;
- к самообучению, включая поиск и творческую переработку
полезной для обучения информации, а также ее непосредственное использование в педагогической деятельности;
- формировать у учащихся нужную мотивацию и структуру
учебной деятельности (учения).
Можно выделить ряд способностей, которые помогают правильно воспитывать детей. Это способности:
- правильно оценивать внутреннее состояние другого человека, чувствовать, сопереживать ему (способность к эмпатии);
- быть примером и образцом для подражания со стороны
детей в мыслях, чувствах и поступках;
- вызывать у ребенка благородные чувства, желание и стремление становиться лучше, делать людям добро, добиваться высоких нравственных целей;
- приспосабливать воспитательные воздействия к индивидуальным особенностям воспитываемого ребенка;
- вселять в человека уверенность, успокаивать его, стимулировать к самосовершенствованию;
- находить нужный стиль общения с каждым ребенком, добиваться его расположения и взаимопонимания;
- вызывать к себе уважение со стороны воспитываемого,
пользоваться неформальным признанием с его стороны,
иметь авторитет среди детей.
Особой спецификой отличается научно-исследовательская деятельность, требующая определенной подготовки, освоения знаний о методах исследования.
Принадлежность какого-либо произведения к науке определяется по следующим признакам:
- характеру целеполагания;
- выделения специального объекта исследования;
- применения специальных средств познания.
Методы исследования в педагогике служат для исследования научно-педагогических задач. Для решения любой научной проблемы используется не один, а несколько методов.
Основными методами педагогического исследования являются:
метод наблюдения;
опросные методы;
методы тестирования;
эксперимент;
социологические методы;
изучение школьной документации и продуктов деятельности учащихся;
изучение и обобщение передового педагогического опыта.
Как и любая деятельность, научное исследование имеет цель, средства,
Методы исследования в педагогике служат для исследования научно-педагогических задач.
Для решения любой научной проблемы используется не один, а несколько методов.
Основными методами педагогического исследования являются:
метод наблюдения;
опросные методы;
методы тестирования;
эксперимент;
социологические методы;
изучение школьной документации и продуктов деятельности учащихся;
изучение и обобщение передового педагогического опыта. Как и любая деятельность, научное исследование имеет цель, средства, результат, свою логику, что входит в методологическую культуру педагога.
Одним из центральных принципов педагогической науки является принцип связи теории с практикой. В основе данного принципа лежит методологическое искусство педагога эффективность и качество обучения подтвердить и направить практикой.
Реализация данного принципа состоит в следующем:
- постоянном, глубоком и диалектическом раскрытии связи
теории с практикой. Любая наука развивается под влиянием человеческих потребностей;
- общественно-исторической практикой доказывается необходимость изучаемых научных знаний. Учащийся должен быть уверен, что его знания найдут свое применение в жизни;
- учащийся должен уметь проверять и применять свои знания на практике, осознавать жизненное значение своей
работы;
- обучение должно иметь связь с перспективой развития раз
личных сфер общества;
- общественно полезный труд должен быть правильно организован, необходимо воспитывать на практике сознательное и положительное отношение к труду;
- общественно полезный труд должен быть подчинен учебным и воспитательным целям;
В учебном процессе необходимо применять педагогические и экономически методы, анализировать и прогнозировать свою деятельность, соединять умственную деятельность с практикой. В развитии вариативного образования важную роль играют «авторские школы». По существу авторские школы выступают как поисковые механизмы, апробирующие разные пути образования в культуре. Инновационные авторские школы при всем их многообразии можно подразделить на два типа:
- инструментальные;
- культурологические
В фокусе внимания инструментальных школ находится, как правило, тот или иной конкретный метод, найденный в практической деятельности благодаря таланту педагога-новатора. Этот метод как инструмент педагогического труда может быть освоен и включен и в традиционную систему образования, и в педагогику развития.
Иное происхождение имеют культурологические, в широком смысле слова авторские школы. Они рождаются, как правило, на стыке мировоззренческих концепций с инновационными технологиями.
Особо следует обратить внимание на такие культурологические авторские школы, как:
- «Дидактическая система обучения» Л.В. Занкова;
- «Система развивающего обучения» Д.Б. Эльконина В.В. Давыдова;
- программа «Развитие» А.В. Запорожца Л.А. Венгера;
- «Деятельностная теория обучения» П.Я. Гальперина Н.Ф. Талызиной;
- «Школа диалога культур» B.C. Библера.
Весь спектр указанных инновационных направлений гуманистического мышления восходит к таким источникам, как культурно-историческая психология и деятельностный подход Л.С. Выготского и А.Н. Леонтьева и методологии гуманитарного знания М.М. Бахтина. Во всех этих подходах преодолен долгие годы существовавший научно-практический параллелизм: теория отдельно, технология отдельно. В связи с этим как одна из важных задач при анализе дальнейшей судьбы вариативного образования стоит задача синтеза этих направлений в контексте систем.
Деятельность педагога может быть творческой, если она создает творческие продукты, отличающиеся новизной, оригинальностью, общественной значимостью.
При традиционном обучении преподаватель сообщает готовые знания. Ученик воспринимает, осмысливает, запоминает. При инновационном преподавании знания даются не в готовом виде, а через задачу, через игру , проблему и т.д. Главное заинтересовать обучающихся в поиске знаний, в средствах их постижения.
|