Тема 12. Педагогика как наука о воспитании
12.1. Предпосылки возникновения и источники развития педагогики как науки
12.2. История педагогики
12.3. Общее представление о педагогике как науке
12.3.1. Педагогика как наука и искусство
12.3.2. Система педагогических наук
12.4. Объект и предмет педагогики
12.5. Задачи и функции педагогики
12.6. Методы педагогики
12.7. Основные категории педагогики
12.1. Предпосылки возникновения и источники развития педагогики как науки
«Педагогика» слово греческого происхождения, буквально переводится как «детовождение» или искусство воспитания (paida дитя, gogos вести).
В Древней Греции педагогом называли раба, который в буквальном смысле брал за руку ребенка своего господина и сопровождал его в школу. Учительствовал в этой школе нередко другой раб, только ученый.
Постепенно слово «педагогика» стало употребляться в более общем смысле для обозначения искусства «вести ребенка по жизни», т.е. воспитывать его и обучать, направлять духовное и телесное развитие.
В Древней Руси слова «воспитатель» и «воспитание» имели тот же смысл, что и греческие «педагог» и «педагогика».
На Руси (XII в.) первые учителя получили название «мастера». Это были свободные люди (дьячки или мирские), которые у себя или на дому учащихся обучали детей чтению, письму, молитвам.
Со временем накопление знаний, развитие и усложнение производства требовало специальной подготовки подрастающих поколений к жизни, необходимости в их специально организованном воспитании в целенаправленной передаче им опыта человечества, что и привело к возникновению особой науки о воспитании детей педагогики.
Развитие педагогики как науки определила объективная потребность в подготовке человека к жизни и труду.
Самое краткое, общее и вместе с тем относительно точное определение современной педагогики это наука о воспитании человека. Понятие «воспитание» здесь употребляется в самом широком смысле, включая образование, обучение, развитие.
В мировом педагогическом лексиконе все чаще употребляются новые термины:
«андрогогика» («андрос» мужчина, «гогос» вести);
«антропогогика» («антропос» человек, «гогос» вести);
«геронтогогика» («герон» старик, «гогос» вести).
Одним из источников возникновения и развития педагогики явилась так называемая народная педагогика (этнопедагогика). Народная мудрость и опыт воспитания нашли свое отражение в пословицах и поговорках, песнях и сказках, обрядах и обычаях, играх и загадках, мифах и сказаниях. В устном народном творчестве содержатся поучения и суждения по самым разным вопросам воспитания и взаимоотношений между людьми.
В дальнейшем с усложнением сельскохозяйственного производства и ремесла, накоплением знаний об окружающем мире овладение социальным опытом потребовало специальной и продолжительной подготовки подрастающих поколений. Воспитание выделилось как особая функция общества, т.е. появились специальные учреждения и лица, занимающиеся воспитанием детей.
В обществе стал накапливаться опыт педагогической деятельности. С усложнением и совершенствованием воспитания более интенсивно стала разрабатываться и специальная отрасль педагогического знания, относящаяся к воспитательной деятельности.
В любую историческую эпоху представители науки и искусства, мыслители, государственные деятели высказывали прогрессивные педагогические идеи, которые также являлись источником развития педагогической науки.
Еще одним источником развития педагогики является педагогический опыт. Изучение и обобщение передового педагогического опыта позволяет обогатить практику воспитательной деятельности, способствует развитию и совершенствованию педагогической науки.
12.2. История педагогики
В качестве отдельной отрасли знания педагогика была выделена из философии. Заслуга педагогики Древней Греции в том, что она заложила основы для формирования педагогической теории и практики обучения молодежи.
Сократ, Платон, Аристотель представители трех поколений одной школы, в основе которой был заложен принцип свободного общения учителя и учеников в неформальной обстановке.
В историю вошел метод поиска истины и обучения, получивший название «сократический». Сократ заставлял своего ученика развивать последовательно спорное положение и приводил его к осознанию абсурдности этого исходного утверждения, а затем наталкивал собеседника на правильный путь и приводил к выводам. Главное в методе Сократа это вопросно-ответная система обучения, сутью которой является обучение логическому мышлению.
Одним из учеников Сократа был Платон (427-348 гг. до н.э.), основавший собственную школу, которая получила название Платоновской академии (слово академия происходит от имени мифического героя Академа, в честь которого была названа местность вблизи Афин, где Платон основал свою школу), сыгравшей значительную роль в развитии математики и астрономии. В основе педагогической теории лежит идея: восторг и познание единое целое, познание он не отделяет от любви, а любовь от красоты. Если учесть, что школа в переводе с греческого означает «досуг», который связан всегда с чем-то приятным, то стоит задуматься над тем, как сделать познавательный процесс во всех отношениях приятным и полезным для учащихся.
Аристотель (384-322 гг. до н.э.) в течение 20 лет был участником Платоновской академии. В 343 г. до н.э. царь Македонии Филипп пригласил Аристотеля воспитывать своего сына Александра, будущего великого завоевателя. В 335 г. до н.э. Аристотель вернулся в Афины и создал там Ликей, так называемую перипатетическую школу (от греч. peripateo прохаживаюсь). Аристотель имел обыкновение во время лекции прогуливаться в ликее со своими слушателями, отсюда и название. Аристотель внес много нового в педагогику: впервые в истории педагогики ввел возрастную периодизацию; рассматривал воспитание как средство укрепления государства; считал, что школы должны быть только государственными, и в них граждане, исключая рабов, должны получать одинаковое воспитание. Семейное и общественное воспитание он рассматривал как части целого. Большое внимание Аристотель уделял нравственному воспитанию и считал что «из привычки так или иначе сквернословить развивается склонность к совершению дурных поступков». В целом, он рассматривал воспитание как единство физического, нравственного и умственного воспитания, причем, по его мнению, «физическое воспитание должно предшествовать интеллектуальному». Главное в его системе природолюбие. Любя природу, осмысливая отношения человека к ней, выводя их на уровень философских обобщений, Аристотель заложил основы природосообразности образования принцип, который дошел до нашего времени.
Благодаря другому философу, писателю Плутарху до нас дошла научно восстановленная им картина воспитания в Древней Спарте (VI-I вв. до н.э.): воспитание ребенка не зависело от воли отца он приносил его к старшим членам филы, которые осматривали ребенка. Если он оказывался сильным и пропорционально сложенным, его отдавали на воспитание отцу
, а слабых и уродливых детей кидали в пропасть. Спартанские дети не имели купленных или нанятых «дядек», и родители не могли воспитывать своих детей, как им хочется. Но все дети, которым только исполнилось 7 лет, собирались вместе и делились на агелы (кучки). Они жили и ели вместе, приучаясь играть и проводить время друг с другом. Начальником агелы становился тот, кто оказывался понятливей других и более смелым в гимнастических упражнениях; остальным следовало брать с него пример и исполнять его приказания и беспрекословно подвергаться от него наказанию, так что школа была школой послушания. Старики смотрели за играми детей и нарочно доводили их до драки, ссорили и при этом узнавали характер каждого храбр ли он, не побежит ли с поля битвы. В чтении и письме учились только самому необходимому, остальное одна цель: беспрекословное послушание, выносливость и наука побеждать. Термин «спартанское воспитание» стал нарицательным для обозначения строго воспитания в суровых условиях.
Спартанская и афинская системы воспринимаются как полярные в решении «вечных» педагогических вопросов: цель воспитания, соотношение воспитания и развития. Социо-ориентированная цель, внешняя по отношению к личности, характеризовала спартанскую систему, и гуманистически- (личностно-) ориентированная афинскую систему. Процесс воспитания в спартанской системе это процесс целенаправленного систематического воздействия на развитие воспитанника. Процесс воспитания в Афинах это направленное развитие физических, художественных и интеллектуальных способностей, природных сил ребенка.
В средние века проблемы воспитания разрабатывались философами-богословами, педагогические идеи которых имели религиозную окраску и были пронизаны церковной догматикой. Воспитание детей различалось в зависимости от их сословия. Дети светских феодалов получали так называемое рыцарское воспитание, программа которого сводилась к овладению «семью рыцарскими добродетелями»: умением ездить верхом, плавать, метать копье, фехтовать, охотиться, играть в шашки, слагать и петь стихи. В систему подготовки рыцаря овладение грамотой не входило. В средние века даже многие короли были неграмотны. В дальнейшем, однако, жизнь потребовала давать и светским феодалам определенную общеобразовательную подготовку с тем, чтобы они могли занимать командные государственные и церковные должности.
В период средневековья античная идея о всестороннем развитии личности была предана забвению, на первый план в воспитании стала выступать проповедь религиозного аскетизма и духовного порабощения личности как средства поддержания религиозного благочестия.
В эпоху Возрождения (XV-XVI вв.) идея о всестороннем развитии личности как цели воспитания начала разрабатываться вновь. Т. Мор, Т. Кампанелла, мечтая о создании нового общества, ставили вопрос о необходимости всестороннего развития личности, связывая его осуществление с воссоединением образования и воспитания с производительным трудом. Эпоха Возрождения дала целый ряд ярких мыслителей, педагогов-гуманистов принявших античное изречение: «Я человек, и ничто человеческое мне не чуждо». В их числе голландец Эразм Роттердамский (1466-1536), итальянец Витторино де Фельтрэ (1378-1446), французы Франсуа Рабле (1494-1553) и Мишель Монтень (1533-1592).
Педагогика XVII век. В 1623 году английский философ и естествоиспытатель Ф. Бэкон опубликовал трактат «О достоинстве и приумножении наук», в котором сделал попытку классифицировать науки и в качестве отдельной отрасли назвал педагогику, под которой понимал «руководство чтением».
Статус педагогики как самостоятельной науки был закреплен именно в этот период. Особенно трудами выдающегося чешского педагога Я.А. Коменского (1592-1670), которого можно назвать отцом педагогики. Его «Великая дидактика», «Материнская школа», «Мир чувственных вещей в картинках» известны во всем мире. Школа, по-Коменскому, дом радости. Его дидактика построена на принципе целесообразности и природосообразности. Он писал: «Академические учебные работы будут продвигаться вперед легко и успешно, если каждый посвятит себя тому виду занятий, к которому, как это можно заключить по верным признакам, его предназначила природа. Ибо по природным дарованиям один является музыкантом, поэтом, оратором, физиком и т.д., в то время как другие более склонны к богословию, медицине, юриспруденции».
Предложенные Я.А. Коменским принципы, методы, формы обучения, как, например, классно-урочная система, стали основой педагогической теории. Он выдвинул идею непрерывности образования (учить через всю жизнь), разработал систему дошкольного и школьного обучения и воспитания, говорил о том, что в каждом государстве должны быть академии высшие школы для молодежи с 18 до 24 лет, а также «школы зрелого возраста».
Коменский высоко поднимал значимость нравственного воспитания, он писал: «Надо следить за тем, чтобы академии воспитывали только трудолюбивых, честных и способных людей. Они не должны терпеть лжестудентов, которые, подавая другим вредный пример бездействия и роскоши, растачают отцовское имущество и губят свои годы. Ведь слово студент в переводе с латинского «усердно занимающийся»».
Коменский первый ввел в обучении принцип наглядности, издав иллюстрированный учебник «Мир чувственных вещей в картинках». Его идеи, высказанные много лет назад, актуальны и полезны в наше время.
Педагогика XVIII-XIX века. Вслед за Коменским в историю педагогики вошли имена ее виднейших деятелей: Джон Локк (1632-1704) в Англии, Жан-Жак Руссо (1712-1778) во Франции, Генрих Песталоцци (1746-1827) в Швейцарии, Иоганн Гербарт (1776-1841) и Адольф Дистервег (1790-1866) в Германии.
Джон Локк написал труд «Мысли о воспитании», где уделил большое внимание психологическим основам воспитания, а также нравственному формированию личности. Отрицая наличие врожденных качеств детей, он уподоблял ребенка «чистой доске» (tabula rasa), на которой можно писать что угодно, указывая тем самым на большую силу воспитания.
Жан-Жак Руссо, напротив, исходил из идеи природного совершенства детей. По его мнению, воспитание не должно мешать развитию этого совершенства, а потому следует предоставить детям полную свободу, приспосабливаясь к их склонностям и интересам. Эти идеи Руссо положили начало разработке теории «свободного воспитания» и педоцентризма в педагогической науке, согласно которым воспитание должно следовать исключительно за интересами и желаниями детей и способствовать их развитию.
Жан-Жак Руссо изложил педагогические воззрения в книге «Эмиль, или О воспитании». Руссо критикует книжный характер обучения, оторванный от жизни, предлагает учить тому, что ребенку интересно, чтобы ребенок был сам активен в процессе обучения и воспитания, надо доверять ребенку его самовоспитание. Руссо был поборником развития у детей самостоятельного мышления, настаивая на активизации обучения, его связи с жизнью, с личностным опытом ребенка, особое значение придавал трудовому воспитанию.
Иоганн Песталоцци утверждал, что цель обучения в формировании человечности, в гармоническом развитии всех сил и способностей человека. Он считал, что воспитание должно быть природосообразным: оно призвано развивать присущие человеческой природе духовные и физические силы в соответствии со свойственным ребенку стремлением к всесторонней деятельности. Главная заслуга Песталоцци в том, что он один из основоположников дидактики начального обучения (разработал методику обучения детей счету, измерению и речи, расширил элементарное содержание обучения, включив в него сведения из геометрии, географии, рисование, пение, гимнастику). Его теория элементарного образования включает умственное, нравственное, физическое и трудовое образование, которое осуществляется в тесной связи и взаимодействии, чтобы в итоге получить гармоническое развитие личности. В своем сочинении «Лингард и Гертруда» Песталоцци развивал идеи о гуманном характере воспитания, доброжелательном отношении к детям, привитии им сочувствия и сострадательности к людям как основы их нравственного развития. В практической педагогической деятельности пытался соединить обучение и воспитание детей с организацией их посильного труда, использовал воспитательную роль детского сообщества, получившего впоследствии название воспитательного коллектива.
Идеи Иоганна Гербарта частично носили консервативный характер он считал необходимым подавлять в детях «дикую резвость», используя для этого физические наказания, осуществлять неослабный надзор за их поведением и записывать их проступки в особый журнал кондуит.
С прогрессивно-демократических позиций разрабатывал педагогическую теорию Адольф Дистервег особенно полезны его идеи об активизации учебной деятельности учащихся, усиления их самостоятельной работы. Под природосообразностью он понимал возбуждение врожденных задатков ребенка в соответствии с заложенным в нем стремлением к развитию. Выдвинутый им принцип культуросообразности означал, что воспитание должно считаться не только с природой ребенка, но и с уровнем культуры данного времени и страны. Самостоятельность Дистервег считал решающим фактором, определяющим личность человека, все его поведение.
В истории педагогики наиболее известны теории формального и материального образования.
Сторонники теории формального образования (Локк, Песталоцци, Кант, Гербарт и др.) считали, что источником знаний является разум, поэтому лучшим средством развития мышления учащихся является изучение языков (особенно греческого и латинского), математики. Отсюда так называемое «классическое образование». В России в XIX в. оно нашло отражение в классических гимназиях.
Сторонники теории материального образования (Спенсер, Гексли и др.) считали, что источником знаний является опыт, поэтому необходима подготовка людей, обладающих основательной естественнонаучной и практической подготовкой. Критерием отбора содержания образования служит степень его пригодности для жизни и практической деятельности учащихся в будущем. Отсюда так называемое «реальное образование». В истории Российского образования это реальные гимназии, реальные училища, профессионально-технические училища.
Данные теории подвергались критике за свою односторонность: нельзя отрывать мышление от знаний, но в то же время знания не должны быть доминирующей целью школы. Целью школы является сам ребенок, а знания должны стать средством его развития. Школа должна не только обогащать знаниями, но и развивать индивидуальные способности детей.
Мировую славу русской педагогике принес К.Д. Ушинский (1824-1871). Он по праву считается основоположником научной педагогики в России. Стержнем его педагогической системы стали требования демократизации образования и обучения, идея народности воспитания, признания творческой силы трудового народа и его прав на образование. В своем труде «Человек как предмет воспитания. Опыт педагогической антропологии» он дал анализ психологических механизмов внимания, интереса, памяти, воображения, эмоций, воли, мышления, обосновав необходимость их учета в процессе обучения. Особое внимание обратил на влияние непреднамеренного воспитания, влияния общественной среды, «духа времени», специфики культуры и передовых общественных идеалов определенного социума в конкретно-исторический период. Цель воспитания, по-Ушинскому, формирование активной и творческой личности, подготовка человека к физическому и умственному труду как высшей форме человеческой деятельности. Считая роль религии в формировании общественной морали положительной, он выступал в то же время за независимость науки и школы от религии, выступая против руководящей роли духовенства в школе.
В нравственном воспитании Ушинский отводил одно из главных мест патриотизму, который исключает шовинизм, требует воспитания гражданского долга «высказывать смелое слово истины» против гнета и насилия.
Новой педагогической идеей Ушинского была постановка перед учителем задачи научить учеников учиться: «
следует передать ученику не только те или иные познания, но и развить в нем желание и способность самостоятельно, без учителя, приобретать новые познания».
Ушинский утвердил принцип воспитывающего обучения, который представляет собой единство обучения и воспитания.
Педагогика XX век. Большая роль в развитии педагогической мысли в России принадлежит А.В. Луначарскому, Н.К. Крупской, П.П. Блонскому, А.С. Макаренко, В.А. Сухомлинскому. В декабре 1917 г. специальным постановлением Совета народных комиссаров все учебные заведения были переданы Народному комиссариату просвещения.
В 1920 г. Наркомпрос опубликовал учебный план единой советской школы, который имел отличия от дореволюционной России:
- разносторонний состав учебных предметов, включающий гуманитарные, физико-математические и естественные науки;
- большое количество учебных часов на язык и литературу, математику и естественные науки;
- значительное количество часов на физическое воспитание.
В дальнейшем учебные планы советской школы многократно перерабатывались, но эти характерные черты оставались неизменными.
В 1930 г. было объявлено о всеобщем обязательном начальном обучении.
Школа была ориентирована на образование информационного типа, продуцирующее знания, умения, навыки.
Основная идея того времени идея трудовой школы, основанной на принципах политехничности (изучение общих основ производства) и индустриализации (тесная связь школы непосредственно с производством).
Автор первого учебного пособия по педагогике в советской России П.П. Блонский (1884-1941).
А.С. Макаренко (1888-1939) один из виднейших отечественных педагогов, связавший научную деятельность с воспитательной практикой (практически осуществлял воспитательную работу в колонии для малолетних преступников, преобразовав ее в коммуну). Он считал, что воспитание личности в коллективе и через коллектив главная задача воспитательной работы.
В.А. Сухомлинский (1918-1970) является крупнейшим педагогом прошлого столетия, его труды переведены на 40 языков народов мира, он рассматривал практически все аспекты теории и практики воспитания, дидактики и школоведения. Основное внимание Сухомлинский уделял воспитанию у подрастающего поколения гражданственности, продолжил развитие учения о воспитательном процессе в коллективе, разработал методику работы с отдельным учеником в коллективе. Важное место в его деятельности занимает проблема творческого отношения педагога к своей профессиональной деятельности, имеющей огромное социальное значение.
В конце 70 начале 80-х гг. в общественно-педагогическом сообществе выделился большой отряд педагогов-новаторов, педагогов-практиков: В.Ф. Шаталов, Е.И. Ильин, С.И. Лысенкова, Ш. Амонашвили, И.П. Волков и многие др. Педагогика сотрудничества, которую развивают педагоги-новаторы, основывается на воспитательном подходе к обучению: судить о ребенке следует не по знаниям, а по его отношению к труду, к людям, нравственным ценностям и качествам. Каждая из систем развертывает веер способов и приемов стимулирования «учения с увлечением», организации познавательной деятельности, способной обеспечить всем без исключения успех в учении.
12.3. Общее представление о педагогике как науке
Как особая наука педагогика впервые выделена из системы философских знаний в начале XVII века.
Педагогика это наука о целенаправленном процессе передачи человеческого опыта и подготовки подрастающего поколения к жизни и деятельности.
Педагогика представляет собой науку о сущности, закономерностях, принципах, методах и формах обучения и воспитания человека.
Педагогика сегодня является фундаментальной наукой по вопросам обучения и воспитания. Без умелого использования теоретических и методических идей педагогики нельзя совершенствовать систему образования, деятельность образовательных учреждений. В свою очередь, на развитие педагогики влияют идеология, политика и объективные потребности общества в воспитании и образовании молодёжи.
Народная педагогика, возникнув как ответ на объективную социальную потребность в воспитании, обусловленную развитием трудовой деятельности людей, конечно, не может заменить школу, учителей, книги, науки. Но она старше педагогической науки, образования как социального института и первоначально существовала независимо от них.
Однако педагогическая наука в отличие от житейских знаний в области воспитания и обучения обобщает разрозненные факты, устанавливает причинные связи между явлениями. Она не столько описывает их, сколько объясняет, отвечает на вопросы, почему и какие происходят изменения в развитии человека под влиянием обучения и воспитания. Эти знания необходимы, чтобы предвидеть и управлять процессом развития личности.
12.3.1. Педагогика как наука и искусство
Педагогика иногда рассматривается как наука и как искусство.
Когда речь идет о воспитании, то необходимо иметь ввиду, что оно имеет два аспекта: теоретический и практический.
Теоретический аспект является предметом научно-педагогического исследования. В этом смысле педагогика выступает как наука и представляет собой совокупность теоретических и методических идей по вопросам воспитания.
Другое дело практическая воспитательная деятельность. Ее осуществление требует от каждого педагога овладения соответствующими умениями и навыками, которые могут иметь различную степень совершенства и достигать уровня педагогического искусства.
С семантической (от греч. semantikos обозначающий) точки зрения необходимо различать педагогику как теоретическую науку и практическую воспитательную деятельность как искусство.
В свое время великий русский педагог К.Д. Ушинский предостерегал от эмпиризма в педагогике, педагогическую практику без теории он соотносил со знахарством в медицине.
12.3.2. Система педагогических наук
В систему педагогических наук входят:
- История педагогики изучает развитие педагогических идей, теорий и систем образования в различные исторические эпохи;
- Общая педагогика исследует основные закономерности воспитания как специально организованного педагогического процесса и составляет основу для разработки всех отраслей педагогических знаний, включает: общие основы педагогики, дидактику (теория обучения), теорию воспитания, школоведение (теория управления и руководства школьным делом);
- Возрастная педагогика изучает особенности и закономерности воспитания человека различного возраста: преддошкольная, дошкольная, школьная, андрогогика (обучение взрослых), геронтогогика (педагогика старости);
- Профессиональная педагогика исследует проблемы профессионального образования: педагогика учреждений начального профессионального образования, средних профессиональных учебных заведений, высшей школы, педагогика труда;
- Отраслевая педагогика изучает закономерности специальной подготовки людей к определенным видам деятельности (педагогической, инженерной, военной, юридической и др.);
- Социальная педагогика (семейная, перевоспитания, трудовых коллективов) разрабатывает проблемы внешкольного воспитания, влияния социума на формирование и развитие личности;
- Коррекционная педагогика (специальная) изучает обучение и воспитание детей с физическими и психофизиологическими недостатками в развитии: дефектология (работа с детьми, имеющими задержки в психическом развитии); логопедия (работа по исправлению дефектов речи); сурдопедагогика (работа со слабослышащими детьми); тифлопедагогика (работа со слабовидящими и незрячими детьми); олигофренопедагогика (работа с умственно отсталыми детьми);
- Этнопедагогика исследует закономерности и особенности народного, этнического воспитания;
- Сравнительная педагогика раскрывает особенности организации образования в различных странах мира путем сопоставления и нахождения сходств и различий;
- Частные (предметные) методики исследуют закономерности преподавания и изучения конкретных учебных дисциплин во всех типах учебно-воспитательных учреждений;
- Философия образования/воспитания раздел педагогики, изучающий роль философских учений для понимания сущности образования, определяющий идеологию обучения и воспитания, анализирующий основные концептуальные подходы к определению целей образования и путей их реализации.
- Педагогика неформального образования отрасль педагогической науки, изучающая неформальные (нетрадиционные) методы и способы обучения и воспитания.
12.4. Объект и предмет педагогики
Для определения педагогики как науки важно установить границы ее предметной области или ответить на вопрос: что же она изучает? В свою очередь, ответ на этот вопрос предполагает осмысление ее объекта и предмета.
А.С. Макаренко ученый и практик, которого трудно обвинить в пропаганде «бездетной» педагогики, в 1922 г. сформулировал мысль о специфике объекта педагогической науки. Он писал, что многие считают объектом педагогического исследования ребенка, но это неверно. Объектом исследования научной педагогики является «педагогический факт (явление)». При этом ребенок, человек не исключаются из внимания исследователя. Напротив, являясь одной из наук о человеке, педагогика изучает целенаправленную деятельность по развитию и формированию его личности.
Следовательно, в качестве своего объекта педагогика имеет не индивида, его психику (это объект психологии), а систему педагогических явлений, связанных с его развитием. Поэтому объектом педагогики выступают те явления действительности, которые обусловливают развитие человеческого индивида в процессе целенаправленной деятельности общества. Эти явления получили название образование. Оно и есть та часть объективного мира, которую изучает педагогика.
Предмет педагогики это образование как реальный целостный педагогический процесс, целенаправленно организуемый в специальных социальных институтах (семье, образовательных и культурно-воспитательных учреждениях).
Педагогика в этом случае представляет собой науку, изучающую сущность, закономерности, тенденции и перспективы развития педагогического процесса (образования) как фактора и средства развития человека на протяжении всей его жизни. На этой основе педагогика разрабатывает теорию и технологию его организации, формы и методы совершенствования деятельности педагога (педагогическая деятельность) и различных видов деятельности учащихся, а также стратегий и способов их взаимодействия.
12.5. Задачи и функции педагогики
Задачи педагогики:
- Научное обоснование развития систем образования, содержания обучения и воспитания.
- Исследование сущности, структуры, функций педагогического процесса.
- Выявление закономерностей и формулирование принципов процесса обучения и воспитания людей.
- Разработка эффективных форм организации педагогического процесса и методов его осуществления.
- Разработка содержания и методики самообразования и самовоспитания людей.
- Исследование особенностей и содержания деятельности педагога и путей формирования развития его профессионального мастерства.
- Разработка методологических проблем педагогики, методик ее исследования, обобщения, распространения и внедрения опыта обучения и воспитания.
Функции педагогической науки:
Функции педагогики как науки обусловлены ее предметом. Это теоретическая и технологическая функции, которые она реализует в органичном единстве.
- Теоретическая функция педагогики реализуется на трех уровнях:
- Описательном или объяснительном изучение передового и новаторского педагогического опыта;
- Диагностическом выявление состояния педагогических явлений, успешности или эффективности деятельности педагога и учащихся, установление условий и причин, их обеспечивающих;
- Прогностическом экспериментальные исследования педагогической действительности и построение на их основе моделей преобразования этой действительности. На этом уровне создаются теории обучения и воспитания, модели педагогических систем, опережающие образовательную практику.
- Технологическая функция педагогики предлагает также три уровня реализации:
- Проективный, связанный с разработкой соответствующих методических материалов (учебных планов, программ, учебников и учебных пособий, педагогических рекомендаций), воплощающих в себе теоретические концепции и определяющих «нормативный и регулятивный» план педагогической деятельности, ее содержание и характер;
- Преобразовательный, направленный на внедрение достижений педагогической науки в образовательную практику с целью ее совершенствования и реконструкции;
- Рефлексивный и корректировочный, предполагающий оценку влияния результатов научных исследований на практику обучения и воспитания и последующую коррекцию во взаимодействии научной теории и практической деятельности.
Ведущая функция: познать законы воспитания, образования и обучения и на этой основе показать педагогической практике эффективные пути и способы достижения поставленных целей.
12.6. Методы педагогики
- Методы педагогического исследования это способы изучения опыта педагогической деятельности, а также педагогических фактов и явлений, установления между ними закономерных связей и отношений с целью дальнейшей научной разработки теории воспитания и совершенствования его практики.
Эти методы можно объединить в следующие группы:
- эмпирические методы беседа, наблюдение, изучение документации и результатов деятельности, педагогический эксперимент (констатирующий, формирующий, контрольный), естественный эксперимент, социологические методы (социометрия, анкетирование и т.д.);
- теоретические методы моделирование педагогических ситуаций и процессов, теоретический анализ педагогических фактов и явлений;
- методы количественной и качественной обработки педагогической информации методы математической статистики, шкалирование, ранжирование и т.д.
- Методы воспитания (по Г.И. Щукиной):
- методы формирования сознания личности «убеждение» (рассказ, объяснение, разъяснение, лекция, этическая беседа, увещевание, внушение, инструктаж, диспут, доклад, пример);
- методы организации деятельности и формирования опыта поведения «упражнение» (упражнение, приучение, педагогическое требование, общественное мнение, поручение, воспитывающие ситуации);
- методы стимулирования поведения и деятельности «мотивация» (соревнование, поощрение, наказание).
- Методы обучения:
- по доминирующим средствам: словесные, наглядные, практические;
- по дидактическим задачам: методы приобретения новых знаний, методы формирования умений и навыков, методы проверки и оценки знаний, умений и навыков;
- по характеру учебно-познавательной деятельности: объяснительно-иллюстративный, репродуктивный, метод проблемного изложения, частично-поисковый, исследовательский.
12.7. Основные категории педагогики
Педагогические категории основные педагогические понятия, выражающие научные обобщения. К основным педагогическим категориям традиционно относят воспитание, образование, обучение.
Наша педагогическая наука широко оперирует также общенаучными категориями, такими, как развитие и формирование.
К числу основных педагогических категорий некоторые исследователи предлагают отнести и такие, достаточно общие понятия, как «педагогический процесс», «самовоспитание», «самообразование», «саморазвитие» и другие, некоторые из которых рассмотрены ниже.
Воспитание
Воспитание занимает уникальное место в развитии человека. Сегодня в педагогической науке нет более по-разному определяемого термина.
- В широком социальном значении воспитание это процесс передачи общественно-исторического опыта новому поколению с целью подготовки к жизни (образование, обучение, развитие);
- В узком социальном значении воспитание это направленное воздействие на человека со стороны общественных институтов с целью формирования у него определенных знаний, взглядов и убеждений, нравственных ценностей, политической ориентации, подготовки к жизни (семейное, религиозное, школьное воспитание);
- В широком педагогическом значении воспитание специально организованное, целенаправленное и управляемое воздействие коллектива, воспитателей на воспитуемого с целью формирования у него заданных качеств, осуществляемое в учебно-воспитательных учреждениях и охватывающее весь учебно-воспитательный процесс (физическое, нравственное, трудовое, эстетическое, патриотическое воспитание);
- В узком (локальном) педагогическом значении воспитание это процесс и результат воспитательной работы, направленной на решение конкретных воспитательных задач (воспитание определенных черт характера, познавательной, творческой активности и т.д.).
Образование
Чаще всего термин «образование» рассматривается как существительное от глагола «образовывать», и имеет значение «создавать», «формировать», «выращивать», «развивать ментально», «давать вид, образ» (В. Даль), создавать нечто новое, целое.
Понятие «образование» впервые введено в педагогическую науку И.Г. Песталоцци (1746-1827) его сущность он понимал как формирование образа.
Долгое время понятие «образование» употреблялось как синоним понятия «воспитание» в широком смысле.
В советской педагогике это понятие сузили и стали понимать под ним процесс вооружения обучающихся системой научных знаний, практических умений и навыков.
Сегодня образование понимается как:
- ценность развивающегося человека и общества;
- процесс обучения и воспитания человека;
- результат процесса обучения и воспитания человека;
- система (сеть образовательных учреждений разного типа и уровня).
Образование это процесс и результат (с акцентом на результативность) усвоения человеком опыта поколений в виде системы знаний, умений, навыков, отношений, полученных в результате обучения и самообразования (это процесс и результат обучения и воспитания).
Образование в буквальном смысле означает создание образа, некую завершенность воспитания в соответствии с определенной возрастной ступенью.
Древний афоризм гласит: «Образование есть то, что остается, когда все выученное забывается».
Образование связано со становлением способностей человека, развитием общих способностей: интеллекта, креативности, обучаемости.
Обучаемость:
- это способность учащихся овладеть содержанием образования,
- это потенциальные возможности обучаемых,
- это общие умственные способности к усвоению знаний, умений,
- это восприимчивость, податливость обучению.
Главный критерий образованности системность знаний и системность мышления, способность самостоятельно восстанавливать недостающие звенья в системе знаний.
В образовании выделяются процессы, которые обозначают непосредственно акт передачи и приема опыта поколений. Это ядро образования обучение.
Обучение
Обучение это конкретный вид педагогического процесса, в ходе которого, под руководством специально подготовленного лица, реализуются общественно обусловленные задачи образования личности в тесной взаимосвязи с ее воспитанием и развитием.
Обучение процесс непосредственной передачи и приема опыта поколений во взаимодействии педагога и учащегося.
Выделяют две его части: преподавание (деятельность учителя) и учение (деятельность ученика).
Преподавание передача (трансформация) системы знаний, умений, опыта деятельности;
Учение усвоение опыта через его восприятие, осмысление, преобразование и использование.
Существует распространенная точка зрения, что обучение это характеристика педагогического процесса со стороны деятельности учителя, а учение это характеристика педагогического процесса со стороны деятельности ученика.
Обучение особый вид педагогической деятельности (специально организованный, целенаправленный, управляемый процесс), в которой возникают типичные отношения «учитель-ученик», результат этой деятельности обогащение учащегося знаниями, достижениями, культуры, умениями и навыками.
Знания присвоенные человеком существующие представления об объективной действительности в форме фактов, понятий, законов.
Умения способность к осознанному выполнению определенных действий на основе усвоенных знаний.
Навыки умения, доведенные до автоматизма через постоянные упражнения.
Знания, умения и навыки (распространенный термин ЗУНы) человека в сумме представляют его опыт.
В процессе обучения происходит управляемое познание.
Кроме основных понятий (воспитание, образование, обучение) педагогика оперирует общенаучными категориями, такими, как развитие и формирование.
Развитие это объективный процесс и результат внутреннего последовательного количественного и качественного изменения физических и духовных сил человека (физическое развитие, психическое, социальное, духовное);
Развитие это изменение, представляющее собой переход качества от простого к более сложному, от низшего к высшему; процесс, в котором постепенное накопление количественных изменений приводит к наступлению качественных. Являясь процессом обновления, рождения нового и отмирания старого, развитие противоположно регрессу, деградации.
Развитие отличается от всяких других изменений объекта: объект может изменяться, но не развиваться.
Известный немецкий философ Адольф Дистервег говорил: «Развитие и образование ни одному человеку не могут быть даны или сообщены. Всякий, кто желает к ним приобщаться, должны достигнуть этого собственной деятельностью, собственными силами, собственным напряжением. Извне он может получить только возбуждение
».
Источником и внутренним содержанием развития является наличие противоречий между старым и новым.
Движущие силы развития это противоречия между возникающими потребностями и возможностями их удовлетворения.
Л.С. Выготский выделял два уровня развития детей:
- уровень актуального развития отражает наличные особенности психических функций ребенка, которые сложились на сегодняшний день;
- зону ближайшего развития это зона несозревших, но созревающих психических процессов, которая отражает возможности достижений ребенка в условиях сотрудничества со взрослыми. Педагоги должны видеть завтрашний день развития ребенка: то, что он сегодня может делать при помощи взрослых, завтра он должен делать сам.
Л.С. Выготскому принадлежит приоритет постановки проблемы соотношения обучения и развития в отечественной педагогической психологии: обучение должно идти впереди развития.
Формирование это процесс становления человека, как социального существа под воздействием определенных факторов: социальных, экономических, психологических, идеологических, воспитания и др.
Например, целенаправленное формирование личности (воспитание) осуществляется на основе формирования:
- определенных отношений к предметам, явлениям окружающего мира;
- мировоззрения;
- поведения (как проявление отношений и мировоззрения).
Педагогический процесс это процесс взаимодействия (взаимодеятельности) педагогов и учащихся, в процессе которого решаются главные задачи образования обучение, воспитание и развитие, овладение соответствующими знаниями, умениями, навыками, мировоззрениями и поведенческими качествами личности это реализующий этап движения от цели к результату путем обеспечения единства обучения и воспитания.
Основными компонентами педагогического процесса являются:
- Целевой компонент предполагает определение педагогами и учащимися целей своей учебной и внеучебной деятельности.
- Содержательный компонент предполагает определение содержания
педагогического процесса на основе поставленных целей.
- Операционно-деятельностный компонент предполагает организацию деятельности педагогов и учащихся.
- Аналитико-результативный компонент включает в себя анализ результатов и коррекцию педагогических задач.
Эффективность результата процессов воспитания, образования и обучения невозможна без активности самого человека, его стремления к самосовершенствованию: самовоспитанию, самообразованию, саморазвитию.
Самовоспитание целенаправленная активная деятельность человека по формированию и развитию у себя положительных и устранению отрицательных качеств (Рис. 12.1).
Рисунок 12.1 Процесс самовоспитания
Исходным компонентом самовоспитания, как любого другого вида деятельности, являются потребности и мотивы осознанные внутренние побуждения к систематической и активной работе над собой.
Содержательная сторона процесса самовоспитания включает в себя различные аспекты развития личности человека: идейно-политический, профессиональный, нравственный, этический, правовой, эстетический, физический и др.
Каждый из них требует:
- специальной практической работы по самовоспитанию у себя специфических качеств и связан с составлением программы по самовоспитанию, которая предусматривает развитие ума, чувств, воли, формирование убеждений и привычек поведения;
- самоанализа человеком своих действий, поступков, поведения, которые предполагают критическое отношение к себе, к уровню развития своих личностных качеств, к состоянию, возможностям, духовным и физическим силам.
Это, в свою очередь, связано с самооценкой, без которой невозможно самоопределиться и самоутвердиться в жизни, в социальной среде и социальных группах.
Самообразование целеустремленная работа человека по расширению и углублению своих знаний, совершенствованию имеющихся и приобретению новых знаний, умений и навыков.
Главная задача самообразования это самостоятельное развитие и совершенствование личности.
Для запуска процесса самообразования необходимо возникновение потребности в самообразовании, осознание необходимости в знаниях, далее следуют:
- самооценка подготовленности,
- постановка целей и задач самообразования,
- планирование работы по самообразованию,
- определение форм, методов и средств,
- действия,
- постоянный самоконтроль и самооценка,
- коррекция своих действий по самообразованию.
Содержание самообразования определяется индивидуально и включает: общее, профессиональное, психолого-педагогическое, художественное и т.д. образование.
К категориям педагогики относятся наиболее емкие и общие понятия, отражающие сущность науки, ее устоявшиеся и типичные свойства, они связывают все научное знание и связывают его в целостную систему. Педагогика бурно развивающаяся отрасль человеческого знания, имеющая обширный категориальный аппарат, к которому, наряду с перечисленными выше, можно отнести и следующие понятия:
- Педагогическая система соответствующие образовательные стандарты (учебный план, учебная программа), цели, содержание, методы, средства и организационные формы обучения, воспитания и развития учащихся.
Педагогическая система задает целевые, содержательные и собственно процессуальные (технологические) компоненты формирования качеств личности.
- Педагогическая деятельность управление деятельностью ученика (воспитанника) и процессом взаимодействия с ним.
К видам педагогической деятельности относится:
- практическая деятельность по обучению и воспитанию человека;
- методическая деятельность специалиста по изложению материалов педагогической науки (связана с методикой учебного предмета или методикой проведения воспитательной работы);
- управленческая деятельность (эта функция педагога, наряду с организационной, сегодня является главной);
- научно-педагогическая деятельность.
Педагогическую деятельность определяют как решение педагогических задач.
- Педагогическая задача возникает тогда, когда нужно подготовить переход человека от состояния «незнания» к состоянию «знания», от «непонимания» к «пониманию», от «неумения» к «умению», от беспомощности к самостоятельности.
Педагогическая задача это результат осознания педагогом цели обучения и воспитания, а также условий и способов ее реализации на практике.
У человека, как субъекта взаимодействия с педагогом в процессе решения педагогической задачи в результате должно появиться новообразование в форме знаний, умений или качеств личности.
Существует два класса задач:
- задачи по обучению;
- задачи по воспитанию.
- Педагогическое взаимодействие включает в себя в единстве педагогическое влияние, его активное восприятие и усвоение воспитанником и собственную активность, проявляющуюся в ответных влияниях на педагога и на самого себя (самовоспитание). Педагогическое взаимодействие по своей сути шире, чем «педагогическое воздействие», «педагогическое влияние» и даже «педагогическое отношение», которые являются следствием взаимодействия педагогов и воспитуемых (Ю.К. Бабанский).
На практике можно наблюдать дифференциацию стилей педагогического общения (В.А. Кан-Калик):
- стиль увлеченности совместной деятельностью,
- стиль дружеского расположения,
- стиль общения дистанции,
- стиль устрашения,
- стиль заигрывания.
В различных ситуациях могут проявляться такие стили поведения как:
- конфликтный,
- конфронтационный,
- сглаживающий,
- сотруднический,
- компромиссный,
- приспособленческий,
- стиль избегания,
- подавления,
- соперничества,
- защиты.
Все возможные стили поведения и общения сопутствуют какому-то виду деятельности, составляя фон и образуя соответствующую эмоционально-нравственную среду взаимодействия.
|