Психология и педагогика

электронный учебно-методический комплекс

Модуль 4. Человек и педагогическая практика
Тема 17. Семья как социокультурная среда формирования личности

Тема 17. Семья как социокультурная
среда формирования личности

17.1. Семья как социальная группа и общественный институт

17.1.1. Психология семейных отношений

17.1.2. Функции семьи

17.1.3. Нормально функционирующая и дисфункциональная семья

17.1.4. Типы семьи

17.1.5. Молодая семья

17.1.6. Жизненный цикл семьи

17.2. Влияние семьи на становление личности

17.2.1. Стили родительского поведения

17.2.2. Классификация стилей воспитания

17.3. Психологическое здоровье современной семьи

17.1. Семья как социальная группа
и общественный институт

Семья – малая социальная группа людей, связанных между собой отношениями, проживающих вместе и ведущих совместное хозяйство.

«Семья – ячейка общества (малая социальная группа), важнейшая форма организации личного быта, основанная на супружеском союзе и родственных связях, т.е. отношениях между мужем и женой, родителями и детьми, братьями и сестрами и другими родственниками, живущими вместе и ведущими общее хозяйство» (Соловьев Н.Я., 1977).

«Семья есть необходимый социальный институт и подчинена тем же законам, что и государство, хозяйство и пр. Семья очень связана с хозяйственным строем и имеет мало отношения к любви, вернее имеет отношение к каритативной любви и лишь косвенное отношение к полу. Элементы рабства всегда были сильны в семье, и они не исчезли и до настоящего времени. Семья есть иерархическое учреждение, основанное на господстве и подчинении. В ней социализация любви означает ее подавление» (Бердяев Н.А., 1989).

Семья является не только социальной группой, но и общественным институтом.

По определению социологов, «институтом» называется совокупность социальных ролей и статусов, предназначенная для удовлетворения определенной социальной потребности.

Под статусом понимается позиция человека в обществе с определенными правами и обязанностями, а роль – это ожидаемое поведение, связанное с определенным статусом.

Семья как сложное образование становится объектом внимания различных разделов психологии: социальной, возрастной, клинической, педагогической и др. Предметом изучения становится семья как социальный институт, малая группа и система взаимоотношений.

17.1.1. Психология семейных отношений

С психологической точки зрения, семейные отношения – это отношения, объединенные деятельностью людей, регулируемые моральными ценностями и нормами.

Семья и брак возникли на довольно позднем этапе развития общества. Наиболее ранней формой брачно-семейных отношений был групповой брак. Формой общежития являлась родовая коммуна. Она состояла из мужской и женской групп и обеспечивала не только биологическое воспроизводство, но также вскармливание и воспитание детей. Помимо мужской и женской групп в коммуне выделялась детская группа, которая была более тесно связана с женской. Пространство психологической близости строилось следующим образом (Рис. 17.1).


Рисунок 17.1 – Структура психологической близости в коммуне

Отношения не были персонифицированы: существовали отношения не «личность-личность», а «группа-группа».

В первобытном периоде типичными были следующие виды брачно-семейных отношений:

  1. неделимая семья, состоящая из группы родственников; женщины и дети не имеют определенного мужа и отца;
  2. сегментарная семья: глава семьи имеет отдельных жен, у братьев – общие жены, а все сестры имеют несколько общих мужей;
  3. индивидуальная семья: общность жен уничтожена, каждый мужчина имеет одну или несколько жен (моногиния, полигиния), или женщина имеет несколько мужей (полиандрия).

Следующим этапом развития брачных отношений является моногамный брак в его современном виде. На первый план выдвигается мужчина. Патриархат по своей психологической сущности выражает не власть мужа, а власть отца, поскольку связан с наследственным правом.

За несколько тысячелетий до нашей эры в кодексе вавилонского царя Хаммурапи было закреплено неравенство супругов – кодекс признает моногамию, но разрешает мужу брать наложниц, а за неверность особо строго карает жену. Подобные законы издавались и в древние и в средние века во всех странах. И в России, где женщина была в полной зависимости от мужа, эта зависимость закреплялась законодательством.

Однако все чаще встречи мужчин и женщин стали носить избирательный характер, что постепенно вылилось в создание семьи. Постепенно моногамия из доминирующего поведения становится доминирующей ценностью.

В моногамных парах большое значение имеет выбор, семьи строятся на основе любви, ценится супружеская верность.

Впервые в истории равенство мужчин и женщин перед законом провозгласила Французская революция 1793 г., когда были введены брак по взаимному согласию, система разводов, отменено различие детей на законных и незаконных.

Традиционно «ядром» семьи считают супружескую пару с добавлением к нему детей, родственников, родителей супругов.

Среди определений семьи, построенных по категориям семейных отношений, выделяется определение, данное А.Г. Харчевым: семья – это «исторически конкретная система взаимоотношений между супругами, между родителями и детьми, как малой группы, члены которой связаны брачными или родственными отношениями, общностью быта и взаимной моральной ответственностью и социальная необходимость в которой обусловлена потребностью общества в физическом и духовном воспроизводстве населения».

Среди семьеобразующих отношений выделяют различные стороны семейной жизнедеятельности. Так, А.И. Антонов утверждает, что семью создает отношение родители-дети, а брак оказывается легитимным признанием тех отношений между мужчиной и женщиной, тех форм сожительства или сексуального партнерства, которые сопровождаются рождением детей. Он обращает внимание на пространственную локализацию семьи – жилище, дом, собственность – и экономическую основу семьи – общесемейную деятельность родителей и детей, выходящую за узкие горизонты быта и потребительства.

Антонов определяет семью как общность людей, основанную на единой общесемейной деятельности, связанных узами супружества – родительства – родства, и тем самым осуществляющую воспроизводство населения и преемственность семейных поколений, а также социализацию детей и поддержание существования членов семьи. Основной структурой в этом варианте выступает семья, представленная в триединстве отношений супружества – родительства – родства. Выпадение одного из звеньев, по Антонову, характеризует фрагментарность семейных групп, в полном смысле слова семьями не являющихся: это молодые супруги без детей, разведенные пары, пожилые люди, проживающие без взрослых детей, овдовевшие супруги с детьми, проживающие в фактическом браке пары, имеющие детей и т.д. Удовлетворенность браком – это реализация образа идеальной семьи.

Между понятиями «брак» и «семья» существует тесная взаимосвязь, но и немало особенного. Так брак и семья возникли в разные исторические периоды. А.Г. Харчев определяет брак «как исторически меняющуюся социальную форму отношений между мужчиной и женщиной, посредством которой общество упорядочивает и санкционирует их половую жизнь и устанавливает их супружеские и родительские права и обязанности».

По мнению Харчева, семья представляет собой более сложную систему отношений, чем брак, поскольку она, как правило, объединяет не только супругов, но и их детей, а также других родственников или просто близких супругам и необходимым им людей.

17.1.2. Функции семьи

В отечественной науке понятие функций семьи соотносится с понятиями семейной роли и структуры семьи. Васильева Э.К., Харчев А.Г., Мацковский М.С. и др. определяют функции семьи как основное содержание совокупности социальных ролей в семье.

По мнению Н.Я. Соловьева, функций семьи столько, сколько видов потребностей в устойчивой, повторяющейся форме она удовлетворяет.

Специфические функциирепродуктивная), содержание (экзистенциональная), и воспитание детей (функция социализации), которые сохраняются при всех изменениях общества.

Неспецифические – накопление и передача собственности, статуса, организация производства и потребления, отдых и досуг, забота о здоровье и благополучии членов семьи, создание микроклимата, способствующего снятию напряжения и самосохранению «Я» каждого члена семьи и др. Эти функции раскрывают исторически преходящую картину жизнедеятельности семьи.

И.В. Гребенников относит к функциям семьи:

  • репродуктивную,
  • экономическую,
  • воспитательную,
  • коммуникативную функцию организации досуга и отдыха.

Э.Г. Эйдемиллер и В.В. Юстицкис относят к функциям семьи:

  • воспитательную,
  • хозяйственно-бытовую,
  • эмоциональную,
  • духовного общения, первичного социального контроля
  • сексуально-эротическую.

Нарушение нормального функционирования семьи, как правило, возникает при ослаблении хотя бы одной функциональной линии (Рис. 17.2). Данное явление называется дисфункцией семьи. Если в семейных отношениях возникают напряжения, психологи советуют «прогнать себя» по всем функциям и установить, какая линия ослаблена (натянута).


Рисунок 17.2 – Дисфункция семьи

Исследователи единодушны в том, что функции отражают исторический характер связи между семьей и обществом, динамику семейных изменений на разных исторических этапах. Современная семья утратила многие функции, цементировавшие ее в прошлом: производственную, охранительную, образовательную и др.

Однако часть функций являются устойчивыми к изменениям и в этом смысле их можно назвать традиционными (Л.Б. Шнейдер).

Традиционные функции семьи:

  • Хозяйственно-экономическая функция – связана с питанием семьи, приобретением и содержанием домашнего имущества, одежды, организацией жизни и быта семьи, формированием и расходованием бюджета. В сфере «домашних дел» формируются внутрисемейные отношения, содержание которых определяется видом хозяйственной деятельности. В последние годы наметилась тенденция к активизации собственно экономической функции семьи: появились семейные предприятия в различных сферах деятельности.
  • Репродуктивная функция – связана с воспроизводством рода. Супружеская любовь в значительной мере зависит от характера удовлетворения сексуальных потребностей, особенностей их регулирования и отношения супругов к проблеме деторождения, самим детям. В нынешних условиях проблема деторождения сопряжена с противоречием: с одной стороны, дети – это фактор стабилизации семьи, а с другой – это масса проблем для их жизнеобеспечения.
  • Регенеративная функция (от лат. regeneratio – возрождение, возобновление) – связана с наследованием статуса, фамилии, имущества, социального положения. Сюда можно отнести передачу фамильных драгоценностей (не только ювелирные украшения, но и альбом с семейными фотографиями).
  • Образовательно-воспитательная функция (социализация) – связана с удовлетворением потребности в отцовстве и материнстве, контактах с детьми, их воспитании, самореализации в детях. Семейное воспитание более эмоционально по своему характеру, чем любое другое воспитание, ибо проводником его является родительская любовь, вызывающая ответные чувства (А.И. Захаров).
  • Рекреативная функция (от лат. rekreatio – восстановление) – связана с отдыхом, организацией досуга, заботой о здоровье и благополучии членов семьи.

Кроме традиционных можно выделить функцию, возникшую в современной семье – это психотерапевтическая функция.

В настоящее время семейное существование в значительной степени зависит от стабильности близких эмоциональных отношений. Психотерапевтическая функция семьи позволяет ее членам удовлетворять потребности в симпатии, уважении, признании, эмоциональной поддержке, психологической защите.

По мнению А.И. Захарова, в семье, как в интимной первичной группе, предполагается эмоциональное влечение ее членов друг к другу – уважение, преданность, симпатия, любовь. Именно эти чувства способствуют интимности, доверительности в семейных отношениях, прочности семейного очага.

17.1.3. Нормально функционирующая
и дисфункциональная семья

Нормально функционирующая семья (гармоничная семья) – это семья, которая ответственно и дифференцированно выполняет свои функции, вследствие чего удовлетворяется потребность в росте и изменениях семьи в целом, так и каждого ее члена.

Нормальная семья – понятие условное. Таковой считают семью, которая обеспечивает требуемый минимум благосостояния, социальной защиты ее членам и создает потребные условия для социализации детей до достижения ими психологической и физической зрелости.

С точки зрения М. Мид, мужчина – наследник традиций, должен обеспечивать женщин и детей. С ее точки зрения не столь важно, чьи дети, является ли мужчина биологическим отцом или нет, однако, во всем мире существует представление о долге и семье, за которую ответственен мужчина. Муж приносит пищу в дом, жена ее готовит, муж обеспечивает семью, жена воспитывает детей. М. Мид считает, что требуются особые социальные усилия, чтобы мужчина выполнял обязанность кормить семью и детей, поскольку у этой социальной обязанности нет биологического механизма, между тем как материнская привязанность к ребенку – природная.

Поэтому каждое поколение молодых мужчин должно учиться родительскому поведению в семье: их биологическая роль дополняется социальной, выученной родительской ролью.

Мужчина может доминировать в семье, может занимать подчиненное положение, он может быть психологически быть близок к жене и ребенку, может быть эмоционально отдален от них, может любить или не любить жену и, соответственно, быть любимым или не любимым, но он всегда должен нести ответственность за семью.

Если мужчина несет ответственность за себя и за семью, ее настоящее и будущее, семью можно считать «нормальной».

Э. Эриксон считал, что главной причиной прихода Гитлера к власти в Германии являлась потеря авторитета отцов в глазах сыновей. Гитлер выступал в качестве «идеального» заменителя отца.

Хорошим браком считается тот, который характеризуется следующими признаками (Ледерер, Джексон):

  • толерантность;
  • уважение друг к другу;
  • честность;
  • желание быть вместе;
  • сходство интересов и ценностных ориентаций.

Стабильный брак обусловливается совпадением интересов и духовных ценностей супругов и контрастностью их личностных качеств (А.Н. Обозова) в сочетании с умением членов семьи вести переговоры по всем аспектам совместной жизни.

Дисфункциональные семьи оказываются неспособными удовлетворять потребности друг друга в личностном и духовном росте.

В результате исследования мотивов вступления в брак (Э.Г. Эйдемиллер, В. Юстицкис) в дисфункциональных семьях удалось выявить следующие:

  1. Мотив «бегство от родителей», как пассивный протест против власти родителей. Такой брак скорее является попыткой компенсировать собственную пустоту, нежели способом обогатить жизнь (Э. Фром) – 50%.
  2. Заключение брака по мотиву «долженствования» (например, партнерша забеременела или же половая близость сопровождалась переживанием вины) – 49%.
  3. Мотив «одиночество» встречается у людей, которые переехали на новое место жительства. Они заключили брак с теми людьми, которых знали ранее или которых рекомендовали сослуживцы. Либо это следствие переживания экзистенциональной пустоты – 26,6%.
  4. Следование традиции (инициатива родителей) – 25%.
  5. Любовь – 0%.
  6. Престиж, поиск материальных благ – 0%.
  7. Месть – 3,1%.

Наиболее часто в работе с дисфункциональными семьями встречаются следующие проблемы:

  1. Ошибочный выбор партнера. Самыми частыми были ожидания, что муж/жена будут напоминать мать/отца.
  2. Незавершенные отношения с родительской семьей. Супруги вместо того, чтобы советоваться друг с другом при решении проблем, обращаются за советом к своим родителям.
  3. Утрата иллюзий («синдром утопий») . Супруги считали, что они женились по любви и ради любви, но ожидаемого счастья нет. На самом деле в их отношениях преобладает не реальная оценка эмоциональной составляющей, а преувеличенные сексуальные фантазии. Потребность в опеке и доминировании оказалась важнее реальных сексуальных отношений.
  4. Переживание растерянности. Типичный вопрос при этом: почему мы живем вместе? Потому что хотим этого, или потому, что обязаны?
  5. Гражданский брак как попытка избежать ответственности – юридической, финансовой и т.д. Под влиянием феминистских организаций стали популярны идеи, что семья устарела, что на смену ей должен прийти гражданский или «пробный» брак. Эта ситуация соответствует немецкой поговорке: не обязательно покупать корову, чтобы пить молоко. Отказ от семьи как формы регуляции социальных отношений создает тревожную ситуацию. Не случайно Джей Хэйли говорит, что наличие свекров и тестей – единственное, что отличает людей от животных: для многих главными ценностями семейной жизни является уважение традиций и связь с родительскими семьями. Среди сексуальных меньшинств наоборот преобладают требования узаконить их браки и разрешить им усыновление детей.

Мешает установлению гармоничных семейных отношений иррациональность мышления, которая проявляется в наличии неких предубеждений и «семейных мифов» у членов семьи.

Миф о вечной любви;

Миф о волшебной силе любви;

Миф о внешней детерминации эмоции;

Миф об абсолютности понятий (категоричность);

Миф о «злой судьбе», «злой воле»;

Миф о постоянстве супружеского счастья;

Миф о том, что члены семьи досконально знают друг друга;

Миф о необходимости жертвовать друг для друга;

Миф о том, что супруги – это «одно тело и одна душа».

Для реального достижения счастья в семейной жизни, гармонии семейных отношений необходима замена мифологического мышления на практическое решение актуальных проблем. Как правило, в семейных отношениях возникают 5 проблемных сфер, к которым относятся:

  • домашнее хозяйство и распределение бюджета,
  • воспитание детей,
  • организация и проведение досуга,
  • сексуальная жизнь супругов,
  • общение.

Асоциальными причинами, вызывающими дисфункцию семейных отношений можно назвать жестокость, агрессивность, психические и сексуальные отклонения, низкий прожиточный уровень, безработицу членов семьи, нарушение связи между поколениями, отсутствие одного из родителей, конфликты между родителями и т.д., но важнейшими являются алкоголизм родителей, наркомания, проституция, детская безнадзорность.

17.1.4. Типы семьи

По структурному составу различают (Е.А. Личко) следующие типы семьи:

  • полная семья (есть мать и отец);
  • неполная семья (есть только мать или отец);
  • искаженная или деформированная семья (наличие отчима вместо отца или мачехи вместо матери).

По функциональным особенностям (см. выше):

  • гармоничная семья,
  • дисгармоничная (дисфункциональная) семья.

Е.А. Личко выделяет следующие причины дисгармонии:

  1. нет партнерства между родителями (один из них доминирует, другой – только подчиняется),
  2. деструктурированная семья (нет взаимопонимания между членами семьи, существует излишняя автономия, нет эмоциональной привязанности и солидарности между членами семьи в решении жизненных проблем),
  3. распадающаяся семья (конфликтная, с высоким риском развода),
  4. ригидная псевдосоциальная семья (доминирование одного члена семьи с чрезмерной зависимостью других, жесткая регламентация семейной жизни, нет двусторонней эмоциональной теплоты, ведет к автономизации духовного мира членов семьи от вторжения властного лидера).

По типу власти в семье существует:

  • матриархальная семья,
  • патриархальная семья,
  • эгалитарная (от франц. аgalite – равенство).

Социологи различают следующие основные формы семьи:

  1. Нуклеарная семья – состоит из родителей и детей, которые от них зависят.
  2. Расширенная семья включает нуклеарную семью и родственников (бабушек, дедушек, внуков, сестер, братьев и др.).
  3. Элементарная семья – семья, состоящая из трех членов: муж, жена, ребенок.

С точки зрения В. Сатир, Э.С. Спиваковской семья рассматривается как социальная среда, способствующая личностному росту.

Огромное значение имеет внутрисемейное общение:

  • однозначное – общение, в котором человек проявляет то, что чувствует реально, истинные эмоции (содержание всех коммуникативных каналов одинаково);
  • двусмысленное – противоречивое содержание коммуникативных каналов (партнер находится в растерянности: чему верить?).

Характеристика семьи по критерию «благополучная, неблагополучная»:

  • благополучная – особая жизненная сила и комфорт в семье; уверенность в себе характерна для членов семьи; общение однозначное, открытое. Благополучная семья – образцами ее являются люди зрелые в личностном плане, и дети тоже зрелые, соответственно своему возрасту.
  • неблагополучная – печать несчастья на лицах; общение двусмысленное, спутанное, нечестное, страх быть отвергнутым, наказанным. Неблагополучная семья – незрелая – встречаются две «полуличности» в надежде что-либо «путное» сделать.

17.1.5. Молодая семья

Молодой считается семья, начиная с момента заключения брака и до рождения первого ребенка.

Несмотря на то, что многие решают отложить заключение брака, по-видимому, существует некий оптимальный возраст для этого. Глик и Нортон отмечают, что женщины, вышедшие замуж до достижения 20-летнего возраста, разводятся в 2 раза чаще, чем заключившие брак в 20-29-летнем возрасте. Если же вступить в брак после 30 лет, то шансы развестись увеличиваются в 1,5 раза по сравнению с предыдущей возрастной группой. В связи с этим Моника Мак-Голдрик заключает, что «хотя заключить брак лучше позже, чем раньше, однако слишком сильное отклонение в ту или другую сторону одинаково неблагоприятно сказывается на преодолении переходных состояний».

Первая важнейшая задача семьи заключается в том, чтобы супруги функционировали в рамках семейной системы. Супругам следует установить новые отношения с расширенными семьями; их роли сына и дочери должны стать вторичными, уступив место ролям мужа и жены.

Способность пары к близким и независимым отношениям зачастую определяется тем, насколько каждому из супругов удалось стать самостоятельной личностью в родительской семье. Тех же, кому не удалось обрести автономию в рамках родительской семьи, отличает эмоциональная холодность или же они склонны формировать парные отношения, доминирующие над их личными интересами. Прежде, чем объединиться и создать пару, каждый человек должен стать самостоятельным «Я».

Супруги, не сумевшие достичь самостоятельности в собственной семье, продолжают сохранять зависимость от расширенной семьи. Зачастую супруги формируют отношения псевдонезависимости от родительской семьи. Боуэн подчеркивает, что супруг склонен дистанцироваться от родительской семьи с тем, чтобы избежать интенсивных эмоциональных переживаний, однако неудовлетворенная потребность в близости заставляет интенсифицировать супружеские отношения. Когда же напряжение в супружеских отношениях достигает определенного уровня, супруг вновь может эмоционально отдалиться. Таким образом, причиной эмоционального разрыва может послужить потребность семьи в близости и неразрешимая проблема тесных взаимоотношений одного из супругов с родительской семьей.

По мнению Мак-Голдрик, ряд перечисленных ниже факторов могут осложнить начальную фазу развития семьи:

  1. Пара встречается или заключает брак вскоре после утраты значимого человека.
  2. Супружеские отношения формируются на фоне стремления дистанцироваться от родительской семьи.
  3. Семейные традиции и происхождение супругов (например, религиозные убеждения, образование, социальный класс, национальная принадлежность, возраст и т.д.) существенно различаются.
  4. Супруги выросли в семьях с разным составом (например, многодетная семья и семья с одним ребенком).
  5. Пара проживает слишком близко или слишком далеко от хотя бы одной из родительских семей.
  6. Пара зависит от членов расширенной семьи материально, физически или эмоционально.
  7. Брак заключается в возрасте до 20 или после 30 лет.
  8. Брак после периода ухаживания продолжительностью менее 6 мес. или свыше 3-х лет.
  9. Свадьба в отсутствие членов семьи или друзей.
  10. Беременность жены до свадьбы или в течение первого года после замужества.
  11. Плохие отношения одного из супругов со своими сиблингами или родителями.
  12. Собственное несчастливое, по мнению хотя бы одного из супругов, детство или отрочество.
  13. Нестабильность брачных паттернов в одной из расширенных семей.

Каким образом воспроизводятся отношения родителей к детям в новой семье?

  • Исходя из гипотезы подражания, молодые супруги должны воспроизводить в новой семье те способы воспитания, которые применяли их родители к их братьям и сестрам, а не к ним самим. Наибольшие трудности должны возникать у родителей, бывших единственными детьми. Они не получили образца для подражания и должны переносить на детей способы поведения своих родителей по отношению друг к другу. Следовательно, они должны относится к детям как к взрослым, более того – как к своим партнерам: мать должна одинаково вести себя по отношению к мужу и сыну, а муж сходно вести себя с женой и дочерью.
  • По другой гипотезе «воспроизводства отношений» – ребенок относится к другим, так же как родители относились к нему. И более того, сам относится к себе, как относились родители к нему в детстве. Ребенок интериоризирует (переносит внутрь своей психики) способы родительского отношения и управления поведением ребенка: доминирование становится жестким саморуководством; пристыживание преобразуется в самообвинение и т.д.

17.1.6. Жизненный цикл семьи

В отечественной психологии известна периодизация Э.К. Васильевой, которая выделяет 57nbsp;стадий жизненного цикла семьи:

  1. Зарождение семьи до рождения ребенка,
  2. Рождение и воспитание детей,
  3. Окончание выполнения семьей воспитательных функций,
  4. Дети живут с родителями и хотя бы один из них не имеет собственной семьи,
  5. Супруги живут одни или с детьми, имеющими собственные семьи.

По мере роста каждого члена семейного коллектива семья должна пройти определенные этапы, которые сопровождаются кризисом и повышенной тревожностью.

Нормативный кризис – это период семейной истории, во время которой в семье возрастает эмоциональный дискомфорт и появляется необходимость изменений сложившихся взаимоотношений вследствие того, что семья проходит события естественные практически для каждой семьи.

Дюваль предложил следующую периодизацию жизненного цикла семьи:

Нулевая стадия – период ухаживания.

Нормативный кризисначало семейной жизни, заключение брака (распределение обязанностей).

1 стадия – от начала совместной жизни до рождения ребенка. На этой стадии возникает множество задач, которые предстоит решить.

  1. Выработка взаимоудовлетворяющего распределения обязанностей и ролей.

    Семейная роль определяет модель ролевого поведения в семье и соответствующие ей ролевые ожидания или наоборот. Наиболее существенная роль – главы семьи.

    Т.С. Яценко выделяет 4 основные супружеские роли, которые подразумевают под собой комфортное общение и взаимопонимание:

    • друг;
    • сексуальный партнер;
    • опекун;
    • покровитель (материальное обеспечение и принятие наиболее важных решений).

    У супругов не может быть только одного типа роли, важно выбрать смешанный тип роли и взаимодополняющий. Нежелательно, когда супруг выбирает роль «родителя» или «ребенка».

    К. Киркпатрик выделяет 3 типа ролей:

    • традиционная – муж является главой, принимает решения;
    • товарищеская – общение, секс;
    • партнерские – экономически равноправные, и в плане семейных обязанностей тоже равноправные.

    Супружеские роли формируются под влиянием семейной истории.

    Аспекты семейной истории:

    • положение ребенка в подсистеме детей. У более младших детей больше развито чувство неполноценности (А. Адлер). Психологическая разница между детьми в том, что младший ребенок более инфантилен, чем старший;
    • семейная жизнь самих родителей – некоторые сценарные модели поведения заимствованы у родителей. У родителей также заимствуется модель и стереотип общения, который переносится на свою семью;
    • структурные особенности родительской семьи.
  2. Необходимость сформировать коммуникативные средства, позволяющие выработать чувства и не задевать самолюбие других, а также для совместного принятия решения, касающегося всей семьи.
  3. Необходимость сформировать с родителями отношения, которые находятся в золотой середине от полного разрыва до полной подчиненности родителям.
  4. Чтобы партнеры приняли другого, какой он есть, и отказаться от попыток перевоспитать друг друга.

Динамика взаимоотношений: важно, чтобы влюбленность переросла в любовь – более эмоционально стабильное и зрелое состояние. Для данного периода характерен феномен «идеализации партнера». Период заканчивается рождением чувства «Мы».

Нормативный кризисрождение первого ребенка:

  1. Система распределения обязанностей оказывается непригодной, все надо менять;
  2. Требуется перестройка взаимоотношений с прародителями;
  3. И мужчины и женщины испытывают определенные негативные переживания, состояние фрустрации (уход с работы, декретный отпуск и т.д.).

Необходимо найти варианты, благодаря которым удовлетворяются потребности общения у женщин. Для мужчин необходимо принять активное участие в уходе за ребенком.

Закономерности развития семьи, цикличность развития семьи – индивидуальны.

2 стадия – рождение первого ребенка. Нормативный кризис после 3-5 лет совместной жизни. Если в семье не разрешены проблемы первого года жизни или остались неразрешенные вопросы по перестройке семьи после рождения первого ребенка – возможен развод. Период рождения ребенка характеризуется оформлением образов отца и матери.

3 стадия – семья и ребенок дошкольник. Появление второго ребенка. Если в семье есть дети в возрасте от рождения до школы – это «семья с маленьким ребенком». Для такой семьи характерны проблемы с формированием новых взаимоотношений. Критический момент в жизни семьи – ребенок идет в детский сад. Это приводит к перестройке семейных отношений.

Очередной кризис возможен, когда первый ребенок идет в первый класс. По сравнению с детским садом – опять перераспределение обязанностей по отношению к ребенку.

4 стадия – период, когда первый ребенок пошел в первый класс и до подросткового возраста – называется «семья со школьниками».

Возникают проблемы в родительско-детских отношениях, конфликты «отцов и детей». Этот период заканчивается после подросткового возраста.

Переходный возраст – нормативный кризис семьи. Перераспределение власти в семье – нужно поделиться с ребенком. Как правило, семьи держатся за стереотип. Возникает страх изменений. (Мы лучше пострадаем, но будет все по старому). От родителей требуется перестройка способов общения с ребенком. Желательно отойти от стереотипов.

5 стадия – семья и рождение новой семьи. Уход первого ребенка из семьи, начало его самостоятельной жизни. Это «семья с взрослеющими детьми» – от автономизации старшего ребенка до автономизации младшего ребенка. Воспитательная миссия по отношению к ребенку исчерпана. Особенно сложно тем родителям, между которыми ребенок – основа отношений.

6 стадия – семья в период ухода детей. Очередной нормативный кризис семьи – синдром «опустевшего гнезда». Для прародителей тоже кризисная ситуация, когда у их детей рождаются дети. «Синдром опустевшего гнезда» – может и не наступить, если прародители участвуют активно в воспитании внуков.

7 стадия – геронтологический период. Последний нормативный кризис в жизни семьи – уход одного из родителей.

Считается, что срок от 0 до 22 лет является «золотым сечением» – события семьи повторяются.

17.2. Влияние семьи
на становление личности

Традиционно главным институтом воспитания является семья. То, что ребенок в детские годы приобретает в семье, он сохраняет в течение всей последующей жизни. В семье закладываются основы личности ребенка, и к поступлению в школу он уже более чем на половину сформировался как личность.

Семья может выступать в качестве как положительного, так и отрицательного фактора воспитания.

Семья – это особого рода коллектив, играющий в воспитании основную, долговременную и важнейшую роль. У тревожных матерей часто вырастают тревожные дети; честолюбивые родители нередко так подавляют своих детей, что это приводит к появлению комплекса неполноценности; несдержанный отец, нередко, сам того не ведая, формирует подобный тип поведения у своих детей.

По мнению Э. Арутюнянц существует три варианта семьи:

  1. Традиционная – воспитывается уважение к старшим, педагогическое воздействие осуществляется сверху-вниз, основным требованием является подчинение. Итогом социализации ребенка в такой семье является способность легко вписаться в вертикально организованную структуру общества. Дети из таких семей легко усваивают традиционные нормы, но испытывают трудности в формировании собственных семей. Они неинициативны, негибки в общении, действуют исходя из представления о должном.
  2. Детоцентрическая – главной задачей родителей считается обеспечение счастья ребенка. Воздействие осуществляется, как правило, снизу-вверх. Существует «симбиоз» ребенка и взрослого. В результате у ребенка формируется высокая самооценка, ощущение собственной значимости, но возрастает вероятность конфликта с социальным окружением за пределами семьи. Поэтому ребенок из такой семьи может оценивать мир как враждебный. Очень велик риск социальной дезадаптации и, в частности, учебной дезадаптации ребенка после поступления в школу.
  3. Супружеская – (расписывается розовыми красками) цель в этой семье: взаимное доверие, принятие и автономность ее членов. Воспитательное воздействие – горизонтальное, диалог – равных (родителя и ребенка). В семейной жизни всегда учитываются взаимные интересы, причем, чем старше ребенок, тем больше. Итогом такого воспитания является усвоение ребенком демократических ценностей, гармонизация его представлений о правах и обязанностях, свободе и ответственности, развитие активности, самостоятельности, доброжелательности, адаптивности, уверенности в себе и эмоциональной устойчивости. Вместе с тем, у этих детей может отсутствовать навык подчинения социальным требованиям. Они плохо адаптируются к среде, построенной по вертикальному принципу.

Для того чтобы максимизировать положительное и свести к минимуму отрицательное влияние семьи на воспитание ребенка необходимо помнить внутрисемейные психологические факторы, имеющие воспитательное значение:

  • Принимать активное участие в жизни семьи;
  • Всегда находить время, чтобы поговорить с ребенком;
  • Интересоваться проблемами ребенка, вникать во все возникающие в его жизни сложности и помогать развивать свои умения и таланты;
  • Не оказывать на ребенка психологического давления;
  • Не оказывать на ребенка никакого нажима, помогая ему тем самым самостоятельно принимать решения;
  • Иметь представление о различных возрастных этапах в жизни ребенка;
  • Уважать право ребенка на собственное мнение;
  • Уметь сдерживать собственнические инстинкты и относиться к ребенку как к равноправному партнеру, который просто пока что обладает меньшим жизненным опытом;
  • С уважением относиться к стремлению всех остальных членов семьи делать карьеру и самосовершенствоваться.

17.2.1. Стили родительского поведения

Характеристика стилей родительского поведения представлена в таблице 17.1.

Таблица 17.1

Стили родительского поведения
Стиль Уровень
контроля
Отно-
шения
Характеристика
Автори-
тетный
Высокий Теплые Признают и поощряют растущую автономию своих детей. Открыты для общения и обсуждения с детьми установленных правил поведения, допускают изменения своих требований в разумных пределах, дети адаптированы: уверены в себе, у них развит самоконтроль и социальные навыки, хорошо учатся, обладают высокой самооценкой.
Автори-
тарный
Высокий Холодные Отдают приказания и ждут, что они будут в точности выполнены. Закрыты для постоянного общения с детьми, устанавливают жесткие требования и правила, не допускают их обсуждения, позволяют детям лишь в незначительной степени быть независимыми от них, их дети, как правило, замкнуты, боязливы и угрюмы, непритязательны и раздражительны. Девочки обычно остаются пассивными и зависимыми на протяжении подросткового и юношеского возрастов, мальчики могут стать неуправляемыми и агрессивными.
Либе-
ральный
Низкий Теплые Слабо или совсем не регламентируют поведение ребенка, безусловная родительская любовь. Открыты для общения, однако доминирующее направление коммуникации – от ребенка к родителям, детям предоставлен избыток свободы при незначительном руководстве родителей, родители не устанавливают каких-либо ограничений, дети склонны к непослушанию и агрессивности, на людях ведут себя неадекватно и импульсивно, нетребовательны к себе, в некоторых случаях дети становятся активными, решительными и творческими людьми.
Индиффе-
рентный
Низкий Холодные Не устанавливают для детей никаких ограничений, безразличны к своим детям. Закрыты для общения, из-за обремененности собственными проблемами не остается сил на воспитание детей, если безразличие родителей сочетается с враждебностью (как у отвергающих родителей), ребенка ничто не удерживает от того, чтобы дать волю своим самым разрушительным импульсам и проявить склонность к делинквентному поведению.

Д. Боумрин выделил 4 параметра родительского поведения:

  1. родительский контроль;
  2. родительские требования, побуждающие к зрелости;
  3. способы общения с детьми;
  4. эмоциональная поддержка.

17.2.2. Классификация стилей воспитания

Существует несколько типологий воспитания.

Курт Левин выделил 3 типа воспитания (аналогия – стили руководства):

  1. авторитарное;
  2. демократическое;
  3. попустительское (либеральное).

Оказалось, что авторитарный и демократический стили готовят ребенка к разным взаимоотношениям в социуме. Они взаимодополняемы. Демократический стиль – взаимоотношения по горизонтали, например, дети в саду, сослуживцы. Авторитарный стиль – взаимоотношения по вертикали – с начальником, со старшим.

Семейное воспитание, как любая деятельность, имеет свою мотивацию:

  1. воспитание – как удовлетворение потребности в общении
  2. воспитание – как реализация потребности в смысле жизни
  3. воспитание – как формирование определенных качеств
  4. воспитание – как потребность в реализации определенной системы (воспитание по Споку, православное воспитание и т.д.)

Наиболее желательная для ребенка мотивация воспитания – это счастливая, творческая и полезная людям жизнь самого ребенка.

Родитель выступает для ребенка:

  • как источник эмоционального тепла и поддержки
  • как властная инстанция
  • как образец для подражания
  • как друг и советчик

В разном возрасте ребенку нужны в большей мере те или иные выступления взрослого:

  • как источник власти – родитель для ребенка в дошкольном возрасте
  • как образец для подражания – для старших дошкольников и младших школьников
  • для подростков – родитель может быть другом и советчиком.

Взаимоотношения родителей с подростками

Задача – перераспределение полномочий в семье. Типично – родители дают детям больше обязанностей, но прав остается столько же. Дети добиваются своего, но и обязанностей по дому прибавляется. Характерна фрустрация чувства взрослости. У фрустрации есть источники – те формы, в которых протекают детско-родительские отношения. Родители меняют эти формы с большим трудом. Те формы, в которых родитель говорит о достижении своих детей в 5 и 9 классах одинаковы. Но описание недостатков все более тонкие и точные. Слова в позитиве и в негативе должны быть одинаковы.

Насколько чувство взаимоотношения общения ребенка (подростка) с родителями удовлетворено, настолько будет проявляться подростковый кризис.

Проблема автономизации решается настолько легко, насколько подростку удалось решить задачи взаимоотношений в подростковом возрасте.

Э.Г. Эйдемиллер выделила основные характеристики типов воспитания ребенка:

  • степень гиперпротекции,
  • удовлетворенность потребностей,
  • требования, предъявляемые ребенку,
  • санкции, накладываемые на него,
  • воспитательная неуверенность родителей

Помимо этого выделяют следующие отклонения в стиле воспитания:

  • предпочтение женских качеств,
  • предпочтение мужских качеств,
  • предпочтение детских качеств,
  • расширение сферы родительских чувств,
  • страх утраты ребенка,
  • неразвитость родительских чувств,
  • проекция собственных нежелательных качеств,
  • внесение конфликта между супругами в сферу воспитания.

Классификация стилей воспитания (точнее аномалий воспитания), предложенная А.Е. Личко и Е.Г. Эйдемиллер:

  1. Гипопротекция (безнадзорность). Недостаток опеки и контроля. Ребенок остается без надзора. При скрытой гипопротекции контроль и забота носят формальный характер, родители не включаются в жизнь ребенка. Не включенность ребенка в жизнь семьи приводит к асоциальному поведению из-за неудовлетворенности потребности в любви и привязанности.
  2. Доминирующая гиперпротекция (опека). Повышенное, обостренное внимание и забота к ребенку, чрезмерная опека и мелочный контроль поведения, слежка, запреты и ограничения. Ребенка не приучают к самостоятельности, подавляют развитие его чувства самостоятельности и ответственности. Это приводит либо к реакции эмансипации, либо к безинициативности, неумению постоять за себя.
  3. Потворствующая гиперпротекция. Воспитание «кумира семьи». Результат такого воспитания проявляется в высоком уровне притязаний, стремлении к лидерству при недостаточных упорстве и опоре на свои силы.
  4. Эмоциональное отвержение. Ребенком тяготятся. Его потребности игнорируются. Иногда с ним жестко обращаются. Ребенка считают обузой и проявляют общее недовольство ребенком. Часто встречается скрытое эмоциональное отвержение: родители стремятся завуалировать реальное отношение к ребенку повышенной заботой и вниманием к нему. Этот стиль воспитания оказывает наиболее отрицательное воздействие на развитие ребенка.
  5. Жестокие взаимоотношения. Могут проявляться открыто, когда на ребенке срывают зло, применяя насилие, или быть скрытыми, когда между родителями и ребенком стоит «стена» эмоциональной холодности и враждебности.
  6. Повышенная моральная ответственность. От ребенка требуют честности, порядочности, чувства долга не соответственно его возрасту. Игнорируя интересы и возможности подростка, возлагают на него ответственность за благополучие близких. Ему насильно приписывается роль «главы семьи». Родители надеются на особое будущее своего ребенка, а ребенок боится их разочаровать.

17.3. Психологическое здоровье
современной семьи

Психологическое здоровье современной семьи – это комплексный обобщенный показатель социально-психологической активности ее членов во внутрисемейных отношениях, в социальной среде и профессиональной сфере их деятельности. Это состояние душевного психологического благополучия семьи, обеспечивающее адекватную их жизненным условиям регуляцию поведения и деятельности всех членов семьи.

К основным критериям психологического здоровья семьи В.С. Торохтий относит:

  1. Сходство семейных ценностей отражает совпадение, ориентационное единство взглядов, отношений членов семьи к общечеловеческим нормам, правилам, принципам формирования, развития и функционирования семьи как малой социальной группы. В настоящее время в динамике этого показателя наблюдаются две тенденции. Первая – поляризация ценностных ориентаций среди членов семьи, как правило, родителей и детей. Вторая – деформация семейных ценностей и появление отличных от традиционного сложившихся целей, идеалов, интересов и убеждений членов семьи. Каждая из этих тенденций оказывает дестабилизирующее воздействие на психологическое здоровье семьи.
  2. Функционально-ролевая согласованность представляет собой динамический показатель психологического здоровья семьи и отражает уровень развития таких социально-психологических механизмов внутрисемейного взаимодействия, как взаимопонимание, взаимопомощь, взаимодоверие, взаимотерпение между членами семьи. Этот показатель предполагает высокую степень синхронности действий членов семьи, самостоятельно включающихся в реализацию той или иной функции в силу ее целесообразности и необходимости для всей семьи.
  3. Социально-ролевая адекватность обусловливается ролевой структурой семьи, которая в процессе ее жизнедеятельности складывается более жесткой по сравнению с большинством малых групп. Она отражает уровень реализации межличностных, внутрисемейных ожиданий: от каждого члена семьи ожидают исполнения определенной роли (отец – мужчина, лидер, добытчик, опора в трудной ситуации и т.п.; жена – заботливая мать, хозяйка, хранительница домашнего очага и т.п.; дочь, сын – помощники родителей, опора в будущем, наследник и т.д.). Однако при усвоении социального опыта каждым членом семьи как личностью сегодня все больше обнаруживается противоречие между ее внутренней позицией по отношению к прописанной роли и нормативно одобряемым образцом поведения в ней. Под воздействием различных факторов современной жизни все чаще возникают конфликты между ролью и личностью, что характеризует падение уровня развития семьи.
  4. Эмоциональная удовлетворенность показывает характер эмоционального принятия друг друга и уважение в семье. «Пристрастное отношение» друг к другу – составляет особое качество здоровой семьи, источник психологической разрядки и поддержки всех ее членов. Определяется уровнем образования родителей, мотивами заключения брака, характером супружеских отношений, целями воспитания детей, методами достижения результата и т.д.
  5. Адаптивность в семейных отношениях характеризуется способностью, прежде всего, взрослых членов семьи приспосабливаться к социально-психологической атмосфере семьи после трудового дня. На адаптивность оказывает влияние «синдром сгорания». Всякое превышение нормы профессиональных контактов, что чаще наблюдается у представителей профессии типа «человек-человек» (врачи, педагоги, менеджеры, священники, общественные деятели психологи, социальные работники и т.д.), приводит к коммуникативному пресыщению, сопровождающемуся со временем нарастанием раздражительности, усталости, переходом на «силовые методы» воздействия на окружающих (чаще детей или супруга, супругу). Способность члена семьи оставить все эти состояния «при входе в семью» и принять ее законы жизнедеятельности составляет важный показатель психологического здоровья семьи.
  6. Устремленность на семейное долголетие. Неотъемлемым атрибутом являются ближайшие и перспективные семейные цели.
  7. Идентичность и стабильность семьи. Эти понятия ввел один из основателей семейной терапии Н. Аккерман. Семейную идентичность он определял как содержание ценностей, устремлений, экспектаций, тревог и проблем адаптации, разделяемых членами семьи или взаимодополняемых ими в процессе выполнения семейных ролей. Другими словами – это эмоциональное и когнитивное «МЫ» данной семьи. Семейная идентичность связана с самосознанием личности и может характеризоваться различной степенью включения или противопоставления «Я» и «МЫ». Стабильность семьи, которую точнее было бы обозначить как «сохранение в изменении», предполагает сохранение идентичности во времени, контроль над конфликтами и способность семьи к изменению и дальнейшему развитию.

© ФГОУ ВПО Красноярский государственный аграрный университет

© Центр дистанционного обучения