Психология и педагогика

электронный учебно-методический комплекс

Приложения
Приложение 1

Тест 3.1. «Несуществующее животное»

Метод исследования построен на теории психомоторной связи. Для регистрации состояния психики используется исследование моторики (в частности моторики доминантной правой руки, зафиксированной в виде графического следа движения, рисунка). По И.М. Сеченову, всякое представление, возникающее в психике, любая тенденция, связанная с этим представлением, заканчивается движением (буквально: «Всякая мысль заканчивается движением»).

Если реальное движение по какой-то причине не осуществляется, то в соответствующих группах мышц суммируется напряжение энергии, необходимой для осуществления ответного движения (на представление – мысль). Так, например, образы и мысли-представления, вызывающие страх, суммируют напряжение в группах ножной мускулатуры и в мышцах рук, что оказалось бы необходимым в случае ответа на страх бегством или защитой с помощью рук – ударить, заслониться. Тенденция движения имеет направление в пространстве: удаление, приближение, наклон, выпрямление, подъем, падение. При выполнении рисунка лист бумаги (либо полотно картины) представляют модель пространства и, кроме состояния мышц, фиксирует отношение к пространству, т.е. возникающую тенденцию. Пространство в свою очередь связано с эмоциональной окраской переживания и временным периодом: настоящим, прошлым, будущим. Связано оно также с действенностью или идеально-мыслительным планом работы психики. Пространство, расположенное сзади и слева от субъекта, связано с прошлым периодом и бездеятельностью (отсутствием активной связи между мыслью-представлением, планированием и его осуществлением). Правая сторона, пространство спереди и вверху, связаны с будущим периодом и действенностью.

На листе (модели пространства) левая сторона и низ связаны с отрицательно окрашенными и депрессивными эмоциями, с неуверенностью и пассивностью. Правая сторона (соответствующая доминантной правой руке) – с положительно окрашенными эмоциями, энергией, активностью, конкретностью действия.

Тест по своему характеру – проективная методика. По составу – ориентировочный и как единственный метод исследования обычно не используется, а только в сочетании с другими.

Инструкция:

Придумайте и нарисуйте несуществующее животное и назовите его несуществующим названием.

Показатели и интерпретация:

Положение рисунка на листе.

В норме – по средней линии вертикально поставленного листа (лист белый, кремовый, не глянцевый, карандаш средней мягкости).

Положение рисунка ближе к верхнему краю (чем ближе, тем более выражено) трактуется как высокая самооценка, как недовольство своим положением в социуме, недостаточностью признания со стороны окружающих, как претензия на продвижение и признание, тенденция к самоутверждению.

Рисунок в нижней части – неуверенность в себе, низкая самооценка, подавленность, нерешительность, незаинтересованность в своем положении в социуме, в признании, отсутствие тенденции к самоутверждению.

Центральная смысловая часть фигуры (голова или замещающая ее деталь).

Голова повернута вправо – устойчивая тенденция к деятельности, действенности: почти все, что обдумывается, планируется – осуществляется или, по крайней мере, начинает осуществляться (даже если не доводится до конца). Активный переход к реализации своих планов, наклонностей.

Голова влево – тенденция к рефлексии, к размышлениям. Это не человек действия (отсутствие тенденции к действию или боязнь активности – следует решать дополнительно).

«Анфас» – эгоцентризм.

На голове детали: уши – заинтересованность в информации, значимость мнения окружающих о себе; приоткрытый рот в сочетании с языком при отсутствии прорисовки губ – большая речевая активность (болтливость), с прорисовкой губ – чувственность: открытый рот без прорисовки языка и губ, особенно зачерченный – легкость возникновения опасений и страхов, недоверия; рот с зубами – вербальная агрессия, в большинстве – защитная (огрызается, задирается, грубит) Для детей и подростков зачерченный рот округлой формы – боязливость, тревожность.

Глаза – символ присущего человеку переживания страха (подчеркивается резкой прорисовкой радужки).

Ресницы – истероидно-демонстративные манеры поведения (для мужчин: женственные черты характера с прорисовкой зрачка и радужки совпадают редко).

Ресницы – также заинтересованность в восхищении окружающих внешней красотой и манерой одеваться, придание этому большого значения.

Увеличенная голова – ценится рациональное начало (возможно, и эрудицию) в себе и окружающих.

Рога – защита, агрессия.

Перья – тенденция к самоукрашению и самооправданию, к демонстративности.

Грива, шерсть, подобие прически – чувственность, подчеркивание своего пола и, иногда, ориентировка на свою сексуальную роль.

Несущая, опорная часть фигуры (ноги, лапы, иногда – постамент).

Основательная прорисовка по отношению к размерам всей фигуры основательность, обдуманность, рациональность принятия решения, опора на существенные положения и значимую информацию. Либо – поверхностность суждений, легкомыслие в выводах и неосновательность суждений, иногда импульсивность принятия решений (особенно при отсутствии или почти отсутствии ног). Соединение ног с туловищем – контроль. Однотипность и однонаправленность – конформность суждений и установок в принятии решений.

Части, поднимающиеся над уровнем фигуры.

Крылья, дополнительные ноги, щупальца, детали панциря, перья, бантики вроде завитушек-кудрей, цветково-функциональные детали – энергия охвата разных областей человеческой деятельности, уверенности в себе, «самораспространение» с неделикатным и неразборчивым притеснением окружающих, либо любознательность, желание соучаствовать как можно в большем числе дел окружающих, завоевание себе места под солнцем, увлеченность своей деятельностью, смелость предприятий (деталь-символ- крылья, щупальца и т.д.).

Украшающие детали – демонстративность, склонность обращать на себя внимание, манерность.

Хвосты. Отношение к собственным действиям, решениям, выводам, к своей вербальной продукции. Повернуты вправо – отношение к своим действиям и поведению. Влево – к мыслям, решениям, к собственной нерешительности. Вверх – уверенность, положительное отношение. Вниз – недовольство собой, сомнение в правоте, сожаление о сказанном, сделанном, раскаяние и т.д.

Контуры фигуры – по наличию выступов (щиты, панцирь, иглы) – это защита от окружающих; агрессивная – острые углы; страх, тревога – затемнение, «запачкивание» контурной линии; опасение, подозрительность – поставлены щиты, «заслоны», линия удвоена.

Направленность защиты: верхний контур фигуры – против вышестоящих, старших, могущих запретить, принудить; нижний контур – защита против насмешек, непризнания, отсутствия авторитета у нижестоящих подчиненных, младших, боязнь осуждения; боковые – недифференцированная опасливость и готовность к самозащите любого порядка и в разных ситуациях (то же, если «защиты» на корпусе внутри контура; справа – больше в процессе деятельности, слева – защита от мнений убеждений, вкусов.

Чем больше составных частей, элементов, тем больше энергия. Тонкая линия – экономия энергии, астеничность, хроническое соматическое заболевание. Жирная – тревожность – прорисованная так деталь – к чему привязана тревога.

Тематически делятся на угрожаемых, угрожающих, нейтральных (лев, бегемот, волк или птица, улитки и т.д.) это отношение к собственной персоне, к «Я».

Похожесть на человека (прямохождение, 2 лапы, одежда) – инфантильность, эмоциональная незрелость.

Степень агрессивности – количество углов, когтей, зубов, клюва. Сексуальные признаки – соски, вымя, грудь при человекоподобной фигуре – отношение к полу, фиксация на проблеме секса.

Фигура круга (особенно незаполненного) – тенденция к скрытности, замкнутость, закрытость внутреннего мира.

Вмонтирование механических частей (постамент, тракторные гусеницы, треножник, пропеллер, винт к голове, вмонтирование в глаз лампочки, в тело антенн, рукояток, клавиш) часто наблюдается у больных шизофренией и глубоких шизоидов.

Творческие возможности – существующее, плюс элемент (кошка с крыльями, рыба с перьями и т.п.).

Название:

Рациональность – соединение смысловых частей: летающий заяц, бегекот, мухожер); демонстративность – словообразование с книжнонаучным, иногда с латинским суффиксом или окончанием (ратолетиус); легкомысленное отношение к окружающим, наличие аффективных критериев в основе мышления – названия поверхностно-звуковые, без осмысления (лялие, лиошана, гратекер); иронически-снисходительное отношение к окружающим – иронически-юмористические названия (риночурка, пузыренд); инфантильные названия – повторяющиеся элементы (тру-тру, лю-лю, кус-кус); склонность к фантазированию (чаще защитного порядка) выражена удлиненными названиями (аберосинотиклирон, гулобарниклетамиешиния).

© ФГОУ ВПО Красноярский государственный аграрный университет

© Центр дистанционного обучения