Приложение 1
Тест 3.1. «Несуществующее животное»
Метод исследования построен на теории психомоторной связи. Для регистрации состояния психики используется исследование моторики (в частности моторики доминантной правой руки, зафиксированной в виде графического следа движения, рисунка). По И.М. Сеченову, всякое представление, возникающее в психике, любая тенденция, связанная с этим представлением, заканчивается движением (буквально: «Всякая мысль заканчивается движением»).
Если реальное движение по какой-то причине не осуществляется, то в соответствующих группах мышц суммируется напряжение энергии, необходимой для осуществления ответного движения (на представление мысль). Так, например, образы и мысли-представления, вызывающие страх, суммируют напряжение в группах ножной мускулатуры и в мышцах рук, что оказалось бы необходимым в случае ответа на страх бегством или защитой с помощью рук ударить, заслониться. Тенденция движения имеет направление в пространстве: удаление, приближение, наклон, выпрямление, подъем, падение. При выполнении рисунка лист бумаги (либо полотно картины) представляют модель пространства и, кроме состояния мышц, фиксирует отношение к пространству, т.е. возникающую тенденцию. Пространство в свою очередь связано с эмоциональной окраской переживания и временным периодом: настоящим, прошлым, будущим. Связано оно также с действенностью или идеально-мыслительным планом работы психики. Пространство, расположенное сзади и слева от субъекта, связано с прошлым периодом и бездеятельностью (отсутствием активной связи между мыслью-представлением, планированием и его осуществлением). Правая сторона, пространство спереди и вверху, связаны с будущим периодом и действенностью.
На листе (модели пространства) левая сторона и низ связаны с отрицательно окрашенными и депрессивными эмоциями, с неуверенностью и пассивностью. Правая сторона (соответствующая доминантной правой руке) с положительно окрашенными эмоциями, энергией, активностью, конкретностью действия.
Тест по своему характеру проективная методика. По составу ориентировочный и как единственный метод исследования обычно не используется, а только в сочетании с другими.
Инструкция:
Придумайте и нарисуйте несуществующее животное и назовите его несуществующим названием.
Показатели и интерпретация:
Положение рисунка на листе.
В норме по средней линии вертикально поставленного листа (лист белый, кремовый, не глянцевый, карандаш средней мягкости).
Положение рисунка ближе к верхнему краю (чем ближе, тем более выражено) трактуется как высокая самооценка, как недовольство своим положением в социуме, недостаточностью признания со стороны окружающих, как претензия на продвижение и признание, тенденция к самоутверждению.
Рисунок в нижней части неуверенность в себе, низкая самооценка, подавленность, нерешительность, незаинтересованность в своем положении в социуме, в признании, отсутствие тенденции к самоутверждению.
Центральная смысловая часть фигуры (голова или замещающая ее деталь).
Голова повернута вправо устойчивая тенденция к деятельности, действенности: почти все, что обдумывается, планируется осуществляется или, по крайней мере, начинает осуществляться (даже если не доводится до конца). Активный переход к реализации своих планов, наклонностей.
Голова влево тенденция к рефлексии, к размышлениям. Это не человек действия (отсутствие тенденции к действию или боязнь активности следует решать дополнительно).
«Анфас» эгоцентризм.
На голове детали: уши заинтересованность в информации, значимость мнения окружающих о себе; приоткрытый рот в сочетании с языком при отсутствии прорисовки губ большая речевая активность (болтливость), с прорисовкой губ чувственность: открытый рот без прорисовки языка и губ, особенно зачерченный легкость возникновения опасений и страхов, недоверия; рот с зубами вербальная агрессия, в большинстве защитная (огрызается, задирается, грубит) Для детей и подростков зачерченный рот округлой формы боязливость, тревожность.
Глаза символ присущего человеку переживания страха (подчеркивается резкой прорисовкой радужки).
Ресницы истероидно-демонстративные манеры поведения (для мужчин: женственные черты характера с прорисовкой зрачка и радужки совпадают редко).
Ресницы также заинтересованность в восхищении окружающих внешней красотой и манерой одеваться, придание этому большого значения.
Увеличенная голова ценится рациональное начало (возможно, и эрудицию) в себе и окружающих.
Рога защита, агрессия.
Перья тенденция к самоукрашению и самооправданию, к демонстративности.
Грива, шерсть, подобие прически чувственность, подчеркивание своего пола и, иногда, ориентировка на свою сексуальную роль.
Несущая, опорная часть фигуры (ноги, лапы, иногда постамент).
Основательная прорисовка по отношению к размерам всей фигуры основательность, обдуманность, рациональность принятия решения, опора на существенные положения и значимую информацию. Либо поверхностность суждений, легкомыслие в выводах и неосновательность суждений, иногда импульсивность принятия решений (особенно при отсутствии или почти отсутствии ног). Соединение ног с туловищем контроль. Однотипность и однонаправленность конформность суждений и установок в принятии решений.
Части, поднимающиеся над уровнем фигуры.
Крылья, дополнительные ноги, щупальца, детали панциря, перья, бантики вроде завитушек-кудрей, цветково-функциональные детали энергия охвата разных областей человеческой деятельности, уверенности в себе, «самораспространение» с неделикатным и неразборчивым притеснением окружающих, либо любознательность, желание соучаствовать как можно в большем числе дел окружающих, завоевание себе места под солнцем, увлеченность своей деятельностью, смелость предприятий (деталь-символ- крылья, щупальца и т.д.).
Украшающие детали демонстративность, склонность обращать на себя внимание, манерность.
Хвосты. Отношение к собственным действиям, решениям, выводам, к своей вербальной продукции. Повернуты вправо отношение к своим действиям и поведению. Влево к мыслям, решениям, к собственной нерешительности. Вверх уверенность, положительное отношение. Вниз недовольство собой, сомнение в правоте, сожаление о сказанном, сделанном, раскаяние и т.д.
Контуры фигуры по наличию выступов (щиты, панцирь, иглы) это защита от окружающих; агрессивная острые углы; страх, тревога затемнение, «запачкивание» контурной линии; опасение, подозрительность поставлены щиты, «заслоны», линия удвоена.
Направленность защиты: верхний контур фигуры против вышестоящих, старших, могущих запретить, принудить; нижний контур защита против насмешек, непризнания, отсутствия авторитета у нижестоящих подчиненных, младших, боязнь осуждения; боковые недифференцированная опасливость и готовность к самозащите любого порядка и в разных ситуациях (то же, если «защиты» на корпусе внутри контура; справа больше в процессе деятельности, слева защита от мнений убеждений, вкусов.
Чем больше составных частей, элементов, тем больше энергия. Тонкая линия экономия энергии, астеничность, хроническое соматическое заболевание. Жирная тревожность прорисованная так деталь к чему привязана тревога.
Тематически делятся на угрожаемых, угрожающих, нейтральных (лев, бегемот, волк или птица, улитки и т.д.) это отношение к собственной персоне, к «Я».
Похожесть на человека (прямохождение, 2 лапы, одежда) инфантильность, эмоциональная незрелость.
Степень агрессивности количество углов, когтей, зубов, клюва. Сексуальные признаки соски, вымя, грудь при человекоподобной фигуре отношение к полу, фиксация на проблеме секса.
Фигура круга (особенно незаполненного) тенденция к скрытности, замкнутость, закрытость внутреннего мира.
Вмонтирование механических частей (постамент, тракторные гусеницы, треножник, пропеллер, винт к голове, вмонтирование в глаз лампочки, в тело антенн, рукояток, клавиш) часто наблюдается у больных шизофренией и глубоких шизоидов.
Творческие возможности существующее, плюс элемент (кошка с крыльями, рыба с перьями и т.п.).
Название:
Рациональность соединение смысловых частей: летающий заяц, бегекот, мухожер); демонстративность словообразование с книжнонаучным, иногда с латинским суффиксом или окончанием (ратолетиус); легкомысленное отношение к окружающим, наличие аффективных критериев в основе мышления названия поверхностно-звуковые, без осмысления (лялие, лиошана, гратекер); иронически-снисходительное отношение к окружающим иронически-юмористические названия (риночурка, пузыренд); инфантильные названия повторяющиеся элементы (тру-тру, лю-лю, кус-кус); склонность к фантазированию (чаще защитного порядка) выражена удлиненными названиями (аберосинотиклирон, гулобарниклетамиешиния).
|