Психология и педагогика

электронный учебно-методический комплекс

Приложения
Приложение 20

Тест. Методика на определение психологических
свойств человека, препятствующих лидерству

С помощью этой методики можно оценить уровень развития таких особенностей поведения или черт характера, при наличии которых человек вряд ли сможет стать хорошим лидером, если вовремя не избавиться от них. К таким качествам относятся:

  • неумение бороться со стрессами и управлять собой в напряженных, эмоциональных ситуациях;
  • отсутствие системы ценностей, устоявшихся норм морали и правил поведения;
  • отсутствие четко поставленных целей, особенно на перспективу;
  • неспособность оперативно и правильно решать возникающие проблемы, находить выход из сложных ситуаций;
  • отсутствие заботы о личностном и профессиональном росте (развитии);
  • неумение творчески подходить к делу, оказывать влияние на людей, иметь и поддерживать свой авторитет и ряд других.

Методика представляет собой опросник, включающий 110 вопросов-утверждений. Ответы на них могут быть двух видов: «да» или «нет». Ответ «да» выбирается в том случае, если соответствующий вопрос-утверждение справедлив отношении вас, в противоположном случае выбирается ответ «нет». Ответы вписываются в специальный бланк для ответов, форма которого показаны ниже (при ответе «да» номер утверждения остается без изменения, а при ответе «нет» перечеркивается).

Инструкция

Внимательно прочтите утверждения, описывающие реакции на некоторые ситуации. Каждое из них должны оценить как верное или неверное применительно к себе. Если утверждение кажется вам верным или преимущественно верным, то в специальном бланке для ответов номер утверждения оставьте без изменений, если вы не согласны с утверждением, расцениваете его как неверное – номер ответа перечеркните.

Текст опросника

  1. Я хорошо справляюсь с трудностями в своей работе.
  2. По наиболее важным вопросам я всегда имею свое собственное мнение.
  3. Когда необходимо принимать важные решения в своей жизни, я их принимаю сразу и действую решительно.
  4. Я прилагаю большие усилия для саморазвития.
  5. Я способен эффективно решать проблемы.
  6. Я часто экспериментирую, высказывая новые идеи и пытаясь их реализовать.
  7. Мои взгляды часто принимаются другими людьми, и я часто оказываю на них воздействие.
  8. Руководя людьми, я сознательно строю свое поведение по принятым мною правилам и следую своим принципам.
  9. Мне трудно добиться хорошей работы от людей, которвми приходится руководить.
  10. Я считаю себя хорошим руководителем.
  11. На собраниях, если мне приходится их вести, я хорошо справляюсь с этим.
  12. Я постоянно забочусь о своем здоровье, чтобы быть в форме и не терять работоспособность.
  13. Я интересуюсь тем, как люди оценивают меня и мои организаторские способности.
  14. Я всегда точно могу сказать, к чему я стремлюсь и чего добиваюсь в жизни.
  15. У меня есть большие возможности для того, чтобы добиться значительных успехов в жизни.
  16. Приступая к решению проблем, я всегда имею план их решения.
  17. Я нахожу удовольствие от разного рода перемен.
  18. Я обычно успешно воздействую на других людей.
  19. Мой стиль руководства я считаю правильным.
  20. Я вкладываю немало сил в развитие тех людей, которые от меня зависят.
  21. Люди, которые от меня зависят, полностью меня поддерживают.
  22. Я уверен, что те усилия, которые человек предпринимает для того, чтобы чему-то полезному научить зависящих от него людей, в конечном счете принесут пользу и ему самому.
  23. Если нужно, я готов в общении и обращении с людьми пойти на непопулярные меры.
  24. Я предпочитаю более сложное, но правильное решение тому, которое является более легким, но сомнительным с точки зрения его правильности.
  25. Моя работа, дела и цели жизни не противоречат, а дополняют друг друга.
  26. Моя работа и жизнь часто связаны с волнениями.
  27. Я регулярно критически переоцениваю свою работу.
  28. Я себе кажусь достаточно изобретательным человеком, превосходящим в этом отношении многих других людей.
  29. Первое впечатление, которое я произвожу на людей, обычно бывает хорошим.
  30. Я опережаю своих критиков и обычно сам первым начинаю открыто признавать и обсуждать свои недостатки, ошибки и промахи. Я заинтересован в том, чтобы окружающие люди чаще говорили мне об этом.
  31. Мне всегда удается создавать и поддерживать отношения с теми людьми, которыми я руковожу.
  32. Я посвящаю достаточно времени тому, чтобы обдумывать то, что нужно для развития зависимых от меня людей.
  33. Я зная, как организовать эффективную совместную работу людей.
  34. Я рационально распределяю свое время.
  35. В принципиальных вопросах я обычно проявляю твердость.
  36. Я стараюсь объективно оценивать свои успехи.
  37. Я постоянно стремлюсь ко всему новому, к получению нового опыта.
  38. Я хорошо разбираюсь в сложных делах.
  39. Ради проверки новой идеи я готов пойти на риск.
  40. Я считаю себя человеком, уверенным в себе.
  41. Я верю в возможность изменения отношения людей к своей работе.
  42. Мои подчиненные обычно делают все возможное для организации хорошей совместной работы.
  43. Я регулярно оцениваю работу своих подчиненных.
  44. Среди людей, которыми я руковожу, я стараюсь создать атмосферу доверия и открытости.
  45. На мою личную жизнь моя работа не оказывает отрицательного влияния.
  46. Я редко поступаю вразрез с моими убеждениями.
  47. Моя работа вносит значительный вклад в получение удовольствия от жизни.
  48. Я постоянно стремлюсь к тому, чтобы люди как можно больше говорили мне о том, какие у меня имеются достоинства и недостатки.
  49. Я хорошо составляю разного рода планы
  50. Я не теряюсь и не сдаюсь, если сразу не удается найти решение какой-либо сложной проблемы.
  51. Мне относительно легко удается установить нормальные взаимоотношения с окружающими людьми.
  52. Я знаю, чем можно заинтересовать людей и добиться того, чтобы они хорошо работали.
  53. Я умею хорошо распределять обязанности среди людей.
  54. Я способен установить доверительные отношения между мной и теми людьми, которые находятся в моем подчинении.
  55. Между теми людьми, которыми я обычно руковожу, и другими группами рядом работающих людей устанавливаются обычно хорошие взаимоотношения.
  56. Я не позволяю себе перенапрягаться в работе.
  57. Время от времени я пересматриваю свои жизненные ценности.
  58. Для меня важно всегда и во всем добиваться успеха.
  59. Вызов на соревнование я принимаю СС удовольствием.
  60. Я регулярно оцениваю свою работу.
  61. Я уверен в себе.
  62. Я оказываю положительное влияние на поведение окружающих людей.
  63. В руководстве людьми я всегда ищу новые приемы и методы.
  64. Я поощряю хорошо работающих людей.
  65. Я считаю, что важная часть работы руководителя – это советы и рекомендации, которые он дает своим подчиненным.
  66. Я считаю, что руководитель необязательно должен быть лидером во всех делах, которые возникают в руководимом им коллективе.
  67. В интересах своего здоровья и сохранения работоспособности я могу соблюдать диету.
  68. Я почти всегда действую в соответствии со своими убеждениями.
  69. У меня хорошее взаимопонимание с товарищами по работе.
  70. Я часто думаю над тем, что не позволяет мне добиваться больших успехов в работе, и далее действую в соответствии со сделанными выводами.
  71. Я сознательно использую других людей для того, чтобы решить возникшую проблему, если в этом есть необходимость.
  72. Я могу руководить высокотворческими людьми, которые независимы и с трудом подчиняются другим.
  73. Мое участие в работе разного рода собраний и в обсуждении на них разнообразных вопросов обычно бывает удачным.
  74. Я разными способами могу добиться того, чтобы люди, которыми я руковожу, были заинтересованы в работе.
  75. У меня редко возникают проблемы во взаимоотношениях с подчиненными.
  76. Я не упускаю любую возможность для того, чтобы оказать воспитательное влияние на зависящих от меня людей.
  77. Я добиваюсь того, чтобы те, кем я руковожу, ясно понимали цели своей работы.
  78. Чаще всего я чувствую себя жизнерадостным и энергичным.
  79. Я часто занимаюсь психологическим анализом своего развития.
  80. У меня имеется четкий план личной карьеры.
  81. Когда дела идут плохо, я не сдаюсь.
  82. Я чувствую себя уверенно, возглавляя группу людей, занятых решением какой-либо сложной проблемы.
  83. Выработка и предложение новых идей не составляют для меня особого труда.
  84. Мое слово никогда не расходится с делом.
  85. Я считаю, что подчиненные имеют право критически оценивать принимаемые мною решения.
  86. Я прилагаю немало усилий для того, чтобы точно определить цели и задачи каждого человека в совместной работе той группы людей, которой я руковожу.
  87. Мои подчиненные находятся в процессе постоянного личного и профессионального самосовершенствования.
  88. Я располагаю всеми необходимыми навыками для того, чтобы организовать успешную совместную работу людей.
  89. Я имею немалые материальные притязания и рассчитываю добиться в этом успеха за счет работы.
  90. Я всегда готов обсуждать с окружающими людьми свои убеждения.
  91. Свои долгосрочные планы я также обсуждаю с людьми.
  92. Меня называют открытым человеком, который легко и быстро приспосабливается к окружающей обстановке.
  93. В целом я придерживаюсь последовательногоподхода в решении разнообразных проблем.
  94. Я спокойно отношусь к своим ошибкам и не особенно расстраиваюсь из-за них.
  95. Я умею выслушивать других людей.
  96. Я готов при необходимости передать свои полномочия по руководству людьми другому человеку и способен научить его это делать.
  97. Я уверен в поддержке меня в трудной ситуации со стороны людей, которыми я руковожу.
  98. Я обычно даю хорошие советы людям.
  99. Я всеми мерами стараюсь сделать работу зависимых от меня людей более успешной.
  100. Я знаю, как справляться со своими собственными эмоциональными проблемами.
  101. Я стараюсь делать так, чтобы мои собственные цели не расходились с целями той организации, в которой я работаю.
  102. Я обычно достигаю того, к чему стремлюсь.
  103. Я нахожусь в процессе постоянного личностного и профессионального роста.
  104. Сейчас у меня не больше проблем и они в целом не более сложные, чем были год назад.
  105. Я ценю нестандартный подход к работе.
  106. Окружающие меня люди серьезно воспринимают мои взгляды на жизнь.
  107. Я уверен в эффективности применяемых мною методов руководства людьми.
  108. Зависимые от меня люди с уважением относятся ко мне, как к руководителю.
  109. Я считаю важным, чтобы умениями и навыками руководства людьми обладал не только я, но и другие мои подчиненные.
  110. Я уверен, что в хорошо организованной групповой работе можно достичь большего, чем в индивидуальной работе.

Бланк для ответов

ФИО  
Возраст   Дата  

А Б В Г Д Е Ж З И К Л
1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11
12 13 14 15 16 17 18 19 20 21 22
23 24 25 26 27 28 29 30 31 32 33
34 35 36 37 38 39 40 41 42 43 44
45 46 47 48 49 50 51 52 53 54 55
56 57 58 59 60 61 62 63 64 65 66
67 68 69 70 71 72 73 74 75 76 77
78 79 80 81 82 83 84 85 86 87 88
89 90 91 92 93 94 95 96 97 98 99
100 101 102 103 104 105 106 107 108 109 110
                     

В этом бланке-таблице вверху условно буквами обозначены те качества личности, черты характера и формы поведения, которые оцениваются и далее кратко описываются в ключе для расшифровки ответов. Цифры в протоколе соответствуют номерам вопросов суждений, имеющихся в методике.

Обработка и интерпретация результатов

Прежде чем воспользоваться ключом, необходимо подсчитать результаты. В каждом столбце бланка для ответов определяется число перечеркнутых цифр. Если оно находится в пределах 9-10, то считается, что соответствующее качество выражено очень сильно, при результате 7-8 – качество развито сильно, 4-6 – качество развито средне, 2-3 – слабая развитость соответствующего качества и 0-1 – качество выражено очень слабо.

Ниже приведен ключ для расшифровки ответов, в соответствии с которым оценивается степень развитости тех черт характера, качеств и форм поведения, которые препятствуют тому, чтобы вы в настоящее время были хорошим лидером.

Ключ

Буквенное
обозначение
свойства
Название соответствующего свойства
А Неспособность управлять собой, своими мыслями, чувствами и поведением
Б Отсутствие твердо устоявшейся системы жизненных ценностей
В Неопределенность личных жизненных целей
Г Остановка в саморазвитии
Д Неумение решать проблемы, отсутствие соответствующих навыков
Е Нетворческий подход к делу
Ж Неумение влиять на людей
З Недостаточное понимание особенностей работы руководителя
И Отсутствие способности руководить людьми
К Неумение обучать людей, оказывать на них воспитательное влияние
Л Неспособность организовать эффективную совместную работу людей

© ФГОУ ВПО Красноярский государственный аграрный университет

© Центр дистанционного обучения