Приложение 20
Тест. Методика на определение психологических свойств человека, препятствующих лидерству
С помощью этой методики можно оценить уровень развития таких особенностей поведения или черт характера, при наличии которых человек вряд ли сможет стать хорошим лидером, если вовремя не избавиться от них. К таким качествам относятся:
- неумение бороться со стрессами и управлять собой в напряженных, эмоциональных ситуациях;
- отсутствие системы ценностей, устоявшихся норм морали и правил поведения;
- отсутствие четко поставленных целей, особенно на перспективу;
- неспособность оперативно и правильно решать возникающие проблемы, находить выход из сложных ситуаций;
- отсутствие заботы о личностном и профессиональном росте (развитии);
- неумение творчески подходить к делу, оказывать влияние на людей, иметь и поддерживать свой авторитет и ряд других.
Методика представляет собой опросник, включающий 110 вопросов-утверждений. Ответы на них могут быть двух видов: «да» или «нет». Ответ «да» выбирается в том случае, если соответствующий вопрос-утверждение справедлив отношении вас, в противоположном случае выбирается ответ «нет». Ответы вписываются в специальный бланк для ответов, форма которого показаны ниже (при ответе «да» номер утверждения остается без изменения, а при ответе «нет» перечеркивается).
Инструкция
Внимательно прочтите утверждения, описывающие реакции на некоторые ситуации. Каждое из них должны оценить как верное или неверное применительно к себе. Если утверждение кажется вам верным или преимущественно верным, то в специальном бланке для ответов номер утверждения оставьте без изменений, если вы не согласны с утверждением, расцениваете его как неверное номер ответа перечеркните.
Текст опросника
- Я хорошо справляюсь с трудностями в своей работе.
- По наиболее важным вопросам я всегда имею свое собственное мнение.
- Когда необходимо принимать важные решения в своей жизни, я их принимаю сразу и действую решительно.
- Я прилагаю большие усилия для саморазвития.
- Я способен эффективно решать проблемы.
- Я часто экспериментирую, высказывая новые идеи и пытаясь их реализовать.
- Мои взгляды часто принимаются другими людьми, и я часто оказываю на них воздействие.
- Руководя людьми, я сознательно строю свое поведение по принятым мною правилам и следую своим принципам.
- Мне трудно добиться хорошей работы от людей, которвми приходится руководить.
- Я считаю себя хорошим руководителем.
- На собраниях, если мне приходится их вести, я хорошо справляюсь с этим.
- Я постоянно забочусь о своем здоровье, чтобы быть в форме и не терять работоспособность.
- Я интересуюсь тем, как люди оценивают меня и мои организаторские способности.
- Я всегда точно могу сказать, к чему я стремлюсь и чего добиваюсь в жизни.
- У меня есть большие возможности для того, чтобы добиться значительных успехов в жизни.
- Приступая к решению проблем, я всегда имею план их решения.
- Я нахожу удовольствие от разного рода перемен.
- Я обычно успешно воздействую на других людей.
- Мой стиль руководства я считаю правильным.
- Я вкладываю немало сил в развитие тех людей, которые от меня зависят.
- Люди, которые от меня зависят, полностью меня поддерживают.
- Я уверен, что те усилия, которые человек предпринимает для того, чтобы чему-то полезному научить зависящих от него людей, в конечном счете принесут пользу и ему самому.
- Если нужно, я готов в общении и обращении с людьми пойти на непопулярные меры.
- Я предпочитаю более сложное, но правильное решение тому, которое является более легким, но сомнительным с точки зрения его правильности.
- Моя работа, дела и цели жизни не противоречат, а дополняют друг друга.
- Моя работа и жизнь часто связаны с волнениями.
- Я регулярно критически переоцениваю свою работу.
- Я себе кажусь достаточно изобретательным человеком, превосходящим в этом отношении многих других людей.
- Первое впечатление, которое я произвожу на людей, обычно бывает хорошим.
- Я опережаю своих критиков и обычно сам первым начинаю открыто признавать и обсуждать свои недостатки, ошибки и промахи. Я заинтересован в том, чтобы окружающие люди чаще говорили мне об этом.
- Мне всегда удается создавать и поддерживать отношения с теми людьми, которыми я руковожу.
- Я посвящаю достаточно времени тому, чтобы обдумывать то, что нужно для развития зависимых от меня людей.
- Я зная, как организовать эффективную совместную работу людей.
- Я рационально распределяю свое время.
- В принципиальных вопросах я обычно проявляю твердость.
- Я стараюсь объективно оценивать свои успехи.
- Я постоянно стремлюсь ко всему новому, к получению нового опыта.
- Я хорошо разбираюсь в сложных делах.
- Ради проверки новой идеи я готов пойти на риск.
- Я считаю себя человеком, уверенным в себе.
- Я верю в возможность изменения отношения людей к своей работе.
- Мои подчиненные обычно делают все возможное для организации хорошей совместной работы.
- Я регулярно оцениваю работу своих подчиненных.
- Среди людей, которыми я руковожу, я стараюсь создать атмосферу доверия и открытости.
- На мою личную жизнь моя работа не оказывает отрицательного влияния.
- Я редко поступаю вразрез с моими убеждениями.
- Моя работа вносит значительный вклад в получение удовольствия от жизни.
- Я постоянно стремлюсь к тому, чтобы люди как можно больше говорили мне о том, какие у меня имеются достоинства и недостатки.
- Я хорошо составляю разного рода планы
- Я не теряюсь и не сдаюсь, если сразу не удается найти решение какой-либо сложной проблемы.
- Мне относительно легко удается установить нормальные взаимоотношения с окружающими людьми.
- Я знаю, чем можно заинтересовать людей и добиться того, чтобы они хорошо работали.
- Я умею хорошо распределять обязанности среди людей.
- Я способен установить доверительные отношения между мной и теми людьми, которые находятся в моем подчинении.
- Между теми людьми, которыми я обычно руковожу, и другими группами рядом работающих людей устанавливаются обычно хорошие взаимоотношения.
- Я не позволяю себе перенапрягаться в работе.
- Время от времени я пересматриваю свои жизненные ценности.
- Для меня важно всегда и во всем добиваться успеха.
- Вызов на соревнование я принимаю СС удовольствием.
- Я регулярно оцениваю свою работу.
- Я уверен в себе.
- Я оказываю положительное влияние на поведение окружающих людей.
- В руководстве людьми я всегда ищу новые приемы и методы.
- Я поощряю хорошо работающих людей.
- Я считаю, что важная часть работы руководителя это советы и рекомендации, которые он дает своим подчиненным.
- Я считаю, что руководитель необязательно должен быть лидером во всех делах, которые возникают в руководимом им коллективе.
- В интересах своего здоровья и сохранения работоспособности я могу соблюдать диету.
- Я почти всегда действую в соответствии со своими убеждениями.
- У меня хорошее взаимопонимание с товарищами по работе.
- Я часто думаю над тем, что не позволяет мне добиваться больших успехов в работе, и далее действую в соответствии со сделанными выводами.
- Я сознательно использую других людей для того, чтобы решить возникшую проблему, если в этом есть необходимость.
- Я могу руководить высокотворческими людьми, которые независимы и с трудом подчиняются другим.
- Мое участие в работе разного рода собраний и в обсуждении на них разнообразных вопросов обычно бывает удачным.
- Я разными способами могу добиться того, чтобы люди, которыми я руковожу, были заинтересованы в работе.
- У меня редко возникают проблемы во взаимоотношениях с подчиненными.
- Я не упускаю любую возможность для того, чтобы оказать воспитательное влияние на зависящих от меня людей.
- Я добиваюсь того, чтобы те, кем я руковожу, ясно понимали цели своей работы.
- Чаще всего я чувствую себя жизнерадостным и энергичным.
- Я часто занимаюсь психологическим анализом своего развития.
- У меня имеется четкий план личной карьеры.
- Когда дела идут плохо, я не сдаюсь.
- Я чувствую себя уверенно, возглавляя группу людей, занятых решением какой-либо сложной проблемы.
- Выработка и предложение новых идей не составляют для меня особого труда.
- Мое слово никогда не расходится с делом.
- Я считаю, что подчиненные имеют право критически оценивать принимаемые мною решения.
- Я прилагаю немало усилий для того, чтобы точно определить цели и задачи каждого человека в совместной работе той группы людей, которой я руковожу.
- Мои подчиненные находятся в процессе постоянного личного и профессионального самосовершенствования.
- Я располагаю всеми необходимыми навыками для того, чтобы организовать успешную совместную работу людей.
- Я имею немалые материальные притязания и рассчитываю добиться в этом успеха за счет работы.
- Я всегда готов обсуждать с окружающими людьми свои убеждения.
- Свои долгосрочные планы я также обсуждаю с людьми.
- Меня называют открытым человеком, который легко и быстро приспосабливается к окружающей обстановке.
- В целом я придерживаюсь последовательногоподхода в решении разнообразных проблем.
- Я спокойно отношусь к своим ошибкам и не особенно расстраиваюсь из-за них.
- Я умею выслушивать других людей.
- Я готов при необходимости передать свои полномочия по руководству людьми другому человеку и способен научить его это делать.
- Я уверен в поддержке меня в трудной ситуации со стороны людей, которыми я руковожу.
- Я обычно даю хорошие советы людям.
- Я всеми мерами стараюсь сделать работу зависимых от меня людей более успешной.
- Я знаю, как справляться со своими собственными эмоциональными проблемами.
- Я стараюсь делать так, чтобы мои собственные цели не расходились с целями той организации, в которой я работаю.
- Я обычно достигаю того, к чему стремлюсь.
- Я нахожусь в процессе постоянного личностного и профессионального роста.
- Сейчас у меня не больше проблем и они в целом не более сложные, чем были год назад.
- Я ценю нестандартный подход к работе.
- Окружающие меня люди серьезно воспринимают мои взгляды на жизнь.
- Я уверен в эффективности применяемых мною методов руководства людьми.
- Зависимые от меня люди с уважением относятся ко мне, как к руководителю.
- Я считаю важным, чтобы умениями и навыками руководства людьми обладал не только я, но и другие мои подчиненные.
- Я уверен, что в хорошо организованной групповой работе можно достичь большего, чем в индивидуальной работе.
Бланк для ответов
А | Б | В | Г |
Д | Е | Ж | З |
И | К | Л |
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 |
7 | 8 | 9 | 10 | 11 |
12 | 13 | 14 | 15 | 16 | 17 |
18 | 19 | 20 | 21 | 22 |
23 | 24 | 25 | 26 | 27 | 28 |
29 | 30 | 31 | 32 | 33 |
34 | 35 | 36 | 37 | 38 | 39 |
40 | 41 | 42 | 43 | 44 |
45 | 46 | 47 | 48 | 49 | 50 |
51 | 52 | 53 | 54 | 55 |
56 | 57 | 58 | 59 | 60 | 61 |
62 | 63 | 64 | 65 | 66 |
67 | 68 | 69 | 70 | 71 | 72 |
73 | 74 | 75 | 76 | 77 |
78 | 79 | 80 | 81 | 82 | 83 |
84 | 85 | 86 | 87 | 88 |
89 | 90 | 91 | 92 | 93 | 94 |
95 | 96 | 97 | 98 | 99 |
100 | 101 | 102 | 103 | 104 | 105 |
106 | 107 | 108 | 109 | 110 |
| | | | | |
| | | | |
В этом бланке-таблице вверху условно буквами обозначены те качества личности, черты характера и формы поведения, которые оцениваются и далее кратко описываются в ключе для расшифровки ответов. Цифры в протоколе соответствуют номерам вопросов суждений, имеющихся в методике.
Обработка и интерпретация результатов
Прежде чем воспользоваться ключом, необходимо подсчитать результаты. В каждом столбце бланка для ответов определяется число перечеркнутых цифр. Если оно находится в пределах 9-10, то считается, что соответствующее качество выражено очень сильно, при результате 7-8 качество развито сильно, 4-6 качество развито средне, 2-3 слабая развитость соответствующего качества и 0-1 качество выражено очень слабо.
Ниже приведен ключ для расшифровки ответов, в соответствии с которым оценивается степень развитости тех черт характера, качеств и форм поведения, которые препятствуют тому, чтобы вы в настоящее время были хорошим лидером.
Ключ
Буквенное обозначение свойства | Название соответствующего свойства |
А | Неспособность управлять собой, своими мыслями, чувствами и поведением |
Б | Отсутствие твердо устоявшейся системы жизненных ценностей |
В | Неопределенность личных жизненных целей |
Г | Остановка в саморазвитии |
Д | Неумение решать проблемы, отсутствие соответствующих навыков |
Е | Нетворческий подход к делу |
Ж | Неумение влиять на людей |
З | Недостаточное понимание особенностей работы руководителя |
И | Отсутствие способности руководить людьми |
К | Неумение обучать людей, оказывать на них воспитательное влияние |
Л | Неспособность организовать эффективную совместную работу людей |
|