Вопросы для итогового контроля
- Наука и другие способы познания (обыденное, художественное, религиозное). Место психологии и педагогики в классификации наук. Отрасли психологии и педагогики. Естественнонаучная и гуманитарная парадигма в науке.
- Направления научной психологии в Западной Европе и США (психология сознания, бихевиоризм, гештальтпсихология, гуманистическая психология, трансперсональная психология).
- Основные направления отечественной психологии (культурно-историческая концепция Л.С. Выготского, теория деятельности, теория установки).
- Методы психологии и педагогики.
- Объект и предмет психологии. Психологические явления и психологические факты.
- Понятие психики. Структура психики. Функции психики. Развитие психики в онтогенезе и филогенезе.
- Сознание и бессознательное. Психологические защиты. Состояния сознания.
- Человек: индивид, личность, индивидуальность.
- Индивидные свойства человека (возрастно-половые, индивидуально-типические). Половой диморфизм. Мозг и психика.
- Понятие темперамента. Учет свойств темперамента в индивидуальной деятельности.
- Потребности и мотивы. Иерархия потребностей (А. Маслоу).
- Чувства и эмоции человека. Функции эмоций. Формы эмоций. Роль эмоций в регуляции деятельности человека. Приемы психической саморегуляции.
- Ощущения и восприятие. Виды. Понятие чувствительности и порогов ощущений.
- Определение мышления. Виды мышления. Мышление при решении задач. Творческое и критическое мышление.
- Определение памяти. Виды памяти. Процессы памяти (запечатление, сохранение, воспроизведение). Тренировка и воспитание памяти.
- Определение внимания. Свойства внимания. Виды внимания. Факторы, определяющие направление внимания.
- Понятие о воображении. Виды воображения. Развитие воображения.
- Понятие личности. Структура личности (экспрессивно-инструментальный уровень, содержательно-смысловой, экзистенциональный).
- Способности и задатки. Влияние наследственности и среды. Виды способностей. Развитие способностей.
- Характер. Типы характера. Акцентуации и психопатии. Характер и темперамент. Формирование характера.
- Периодизация психического развития. Понятие возраста. Возрастные кризисы. Трудности воспитания ребенка в кризисе.
- Понятие ведущей деятельности, новообразования. Факторы развития личности.
- Понятие деятельности. Индивидуальный стиль деятельности.
- Понятие общения в психологии. Психологические механизмы взаимопонимания в процессе общения (социальная рефлексия, эмпатия, идентификация).
- Общение как коммуникация. Вербальная и невербальная информация.
- Феномены лидерства и руководства. Стили руководства.
- Межличностное взаимодействие. Понятие малой группы. Референтная группа. Феномен конформизма.
- Определение семьи. Виды семьи. Функции семьи. Понятие нормальной семьи. Стили семейного воспитания.
- Конфликты (типология, структура, динамика). Стили и стратегии поведения в конфликтных ситуациях.
- Основные категории педагогики.
- Объект и предмет, задачи педагогики.
- Понятие педагогической технологии, педагогической задачи.
- Образование как общечеловеческая ценность.
- Образование как социокультурный феномен и педагогический процесс.
- Образовательная система России.
- Цели, структура, содержание непрерывного образования и самообразования.
- Педагогический процесс. Образовательная, воспитательная и развивающая функции обучения.
- Общие формы организации учебной деятельности.
- Методы, приемы, средства организации и управления педагогическим процессом.
- Воспитание в целостном педагогическом процессе: задачи, принципы, закономерности, виды, методы воспитания
- Управление образовательными системами: государственно-общественный характер управления, функции, принципы управления.
- Педагогический менеджмент. Педагог как субъект педагогической деятельности.
|