Психология и педагогика

электронный учебно-методический комплекс

Модуль 1. Человек и его познание
Тема 3. Методы психологии
Семинарские занятия

Семинар 1

Тема: Методы психодиагностики

Задачи:

  • познакомиться, как будущим управленцам, с различными методиками психодиагностики с целью обеспечения своей ориентации во все возрастающем потоке научных и околонаучных тестов и опросников;
  • познакомиться со структурой тестов интеллекта, принципами их содержания и построения с целью развития уверенности и снижения уровня возможной тревожности в ситуациях тестирования в связи с возросшей популярностью применения данной методики при устройстве на работу;
  • в связи с развитием школьной психодиагностической службы повысить компетентность, как будущих родителей, в общих процедурных вопросах психодиагностических методов, особенностях ситуаций тестирования и экспертизы.

Методическое обеспечение

Набор тестовых методик (с раздаточным материалом).

Набор детских рисунков (раздаточный материал).

План:

  1. Теоретическая часть

    Актуализация знаний

    1. Обзор методов психологии.
    2. Понятие психодиагностики. Основные методы психодиагностики.
    3. Соотношение понятий «метод» и «методика».
    4. Понятия «валидность» и «надежность» методики.
    5. Проблемы и достоинства метода наблюдения.
    6. Особенности и различия методов наблюдения и естественного эксперимента, лабораторного и формирующего эксперимента, констатирующего и формирующего эксперимента?
    7. Виды проективных тестов.
  2. Практическая часть

    Обзор тестовых методик (с элементами диагностики)

    • тест интеллекта Г.Ю. Айзенка;
    • тест креативности Е. Торренса;
    • психогеометрический тест (Приложение 2);
    • проективные тесты (тест Роршара, тест тематической апперцепции, тесты «Несуществующее животное», «Дом – дерево – человек», «Автопортрет», тесты «Незаконченное предложение», «Завершение истории»).

    Вопросы для обсуждения:

    1. Что измеряет методика?
    2. В чем достоинства и недостатки методики?
  3. Работа в группах

    Каждой группе выдается набор рисунков, выполненных воспитанниками социального приюта.

    Задание: Внимательно рассмотрите рисунки и сделайте психологическое заключение по каждому рисунку о возможном наличии тех или иных качеств личности ребенка, выполнившего данный рисунок.

    Обсуждение.

  4. Контроль отработки
    1. Определите, какие методы обозначены цифрами 1, 2, 3.
      • Отличием метода (1) от иных методов выступают невмешательство исследователя в протекание изучаемых психических явлений.
      • Использование метода (2) предполагает такое, хотя и незаметное для испытуемых, вмешательство ради создания условий, в которых изучаемые психические явления и механизмы предстали бы в наиболее чистом виде.
      • В основном метод (3) аналогичен методу (2), однако при его использовании испытуемые знают, что являются таковыми.
    2. Выберите правильный ответ:

      Научный метод

      1. Рационалистичен;
      2. Состоит главным образом в проверке гипотез;
      3. Субъективен;
      4. Верны все ответы.
    3. Определите, к какому из ниженазванных методов психологии относится положение:

      Испытуемому предъявляется специально подобранное кратковременное задание, выполнение которого зависит от наличия у испытуемого определенных качеств

      1. Анкета
      2. Тест
      3. Интервью
      4. Беседа.
  5. Рефлексия

Литература

    Обязательная:

  1. Гриншпун, И.Б. Введение в психологию. /И.Б. Гриншпун – М., 1994.
  2. Дружинин, В.Н. Экспериментальная психология. /В.Н. Дружинин – СПб., 2000.
  3. Немов, Р.С. Психология. /Р.С. Немов – М., 1999.

    Дополнительная:

  4. Столяренко, Л.Д. Основы психологии. /Л.Д. Столяренко – Р н/Д., 1999.
  5. Современная психология: Справочное руководство. /Под ред. В.Н. Дружинина – М., 1999.
  6. Бурдачук, Л.Ф. Справочник по психодиагностике. /Л.Ф. Бурдачук – СПб., 1999.

© ФГОУ ВПО Красноярский государственный аграрный университет

© Центр дистанционного обучения