Семинар 1
Тема: Методы психодиагностики
Задачи:
- познакомиться, как будущим управленцам, с различными методиками психодиагностики с целью обеспечения своей ориентации во все возрастающем потоке научных и околонаучных тестов и опросников;
- познакомиться со структурой тестов интеллекта, принципами их содержания и построения с целью развития уверенности и снижения уровня возможной тревожности в ситуациях тестирования в связи с возросшей популярностью применения данной методики при устройстве на работу;
- в связи с развитием школьной психодиагностической службы повысить компетентность, как будущих родителей, в общих процедурных вопросах психодиагностических методов, особенностях ситуаций тестирования и экспертизы.
Методическое обеспечение
Набор тестовых методик (с раздаточным материалом).
Набор детских рисунков (раздаточный материал).
План:
- Теоретическая часть
Актуализация знаний
- Обзор методов психологии.
- Понятие психодиагностики. Основные методы психодиагностики.
- Соотношение понятий «метод» и «методика».
- Понятия «валидность» и «надежность» методики.
- Проблемы и достоинства метода наблюдения.
- Особенности и различия методов наблюдения и естественного эксперимента, лабораторного и формирующего эксперимента, констатирующего и формирующего эксперимента?
- Виды проективных тестов.
- Практическая часть
Обзор тестовых методик (с элементами диагностики)
- тест интеллекта Г.Ю. Айзенка;
- тест креативности Е. Торренса;
- психогеометрический тест (Приложение 2);
- проективные тесты (тест Роршара, тест тематической апперцепции, тесты «Несуществующее животное», «Дом дерево человек», «Автопортрет», тесты «Незаконченное предложение», «Завершение истории»).
Вопросы для обсуждения:
- Что измеряет методика?
- В чем достоинства и недостатки методики?
- Работа в группах
Каждой группе выдается набор рисунков, выполненных воспитанниками социального приюта.
Задание: Внимательно рассмотрите рисунки и сделайте психологическое заключение по каждому рисунку о возможном наличии тех или иных качеств личности ребенка, выполнившего данный рисунок.
Обсуждение.
- Контроль отработки
- Определите, какие методы обозначены цифрами 1, 2, 3.
- Отличием метода (1) от иных методов выступают невмешательство исследователя в протекание изучаемых психических явлений.
- Использование метода (2) предполагает такое, хотя и незаметное для испытуемых, вмешательство ради создания условий, в которых изучаемые психические явления и механизмы предстали бы в наиболее чистом виде.
- В основном метод (3) аналогичен методу (2), однако при его использовании испытуемые знают, что являются таковыми.
- Выберите правильный ответ:
Научный метод
- Рационалистичен;
- Состоит главным образом в проверке гипотез;
- Субъективен;
- Верны все ответы.
- Определите, к какому из ниженазванных методов психологии относится положение:
Испытуемому предъявляется специально подобранное кратковременное задание, выполнение которого зависит от наличия у испытуемого определенных качеств
- Анкета
- Тест
- Интервью
- Беседа.
- Рефлексия
Литература
Обязательная:
- Гриншпун, И.Б. Введение в психологию. /И.Б. Гриншпун М., 1994.
- Дружинин, В.Н. Экспериментальная психология. /В.Н. Дружинин СПб., 2000.
- Немов, Р.С. Психология. /Р.С. Немов М., 1999.
Дополнительная:
- Столяренко, Л.Д. Основы психологии. /Л.Д. Столяренко Р н/Д., 1999.
- Современная психология: Справочное руководство. /Под ред. В.Н. Дружинина М., 1999.
- Бурдачук, Л.Ф. Справочник по психодиагностике. /Л.Ф. Бурдачук СПб., 1999.
|