Семинар 2
Тема: Взгляд на природу человека: сравнительный анализ точек зрения ведущих теоретиков личности
Задачи:
- развитие критического мышления;
- совершенствование навыков полемико-дискутивной речи;
- изучение содержания ведущих теорий личности и научных взглядов их авторов;
- формирование собственной позиции относительно природы человека.
Методическое обеспечение (раздаточный материал)
- Файлы с кратким комментарием положений (критериев) для сравнительного анализа теорий личности.
- Таблица образец схемы работы.
- Набор ситуационных задач.
Вопросы для обсуждения:
- Основные положения, касающиеся природы человека. Какую позицию занимаете вы по каждому из 9 основных положений? Дайте объяснения.
- З. Фрейд: психодинамическая теория личности. Основные положения З. Фрейда относительно природы человека.
- А. Маслоу: гуманистическая теория личности. Основные положения Маслоу относительно природы человека.
- Беррес Фредерик Скиннер, Карл Густав Юнг, Альфред Адлер, Эрик Эриксон, Ганс Айзенк, Карл Роджерс: теория личности, взгляд на природу человека (на выбор).
- Какое из трех основных направлений психологии XX века психоанализ, бихевиоризм, гуманистическая психология наиболее адекватно отвечает вашей точке зрения на личность и поведение человека? Видите ли вы связь между вашим теоретическим предпочтением и вашими основными положениями относительно природы человека? Объясните.
- В чем вы видите принципиальное отличие в зарубежной и отечественной психологии?
- Возможно ли создание универсальной психологической теории?
- Психоанализ одно из наиболее популярных и «громких» направлений в психологии. Как вы полагаете, почему трудно выработать объективную беспристрастную точку зрения на эту теорию?
План:
- Теоретическая часть
Рассмотрение основных положений, относительно природы человека:
Свобода детерминизм,
Рациональность иррациональность,
Холизм элементаризм,
Конституционализм инвайронментализм,
Изменяемость неизменность,
Субъективность объективность,
Проактивность реактивность,
Гомеостаз гетеростаз,
Познаваемость непознаваемость.
- Практическая часть
- Самостоятельная работа: Построение профиля личности в соответствие предложенных критериев (Собственная точка зрения студентов на природу человека) работа со схемой.
Основные положения З. Фрейда и А. Маслоу относительно природы человека
| Сильная | Уме- ренная |
Слабая | Средняя | Слабая |
Уме- ренная | Сильная | |
Сво- бода | | |
| | |
| | Детер- минизм |
Рацио- нальность | | |
| | |
| | Иррацио- нальность |
Холизм | | |
| | |
| | Элемен- таризм |
Конститу- ционализм | | |
| | |
| | Инвайрон- ментализм |
Изменя- емость | | |
| | |
| | Неиз- менность |
Субъек- тивность | | |
| | |
| | Объек- тивность |
Проак- тивность | | |
| | |
| | Реак- тивность |
Гоме- остаз | | |
| | |
| | Гете- ростаз |
Позна- ваемость | | |
| | |
| | Непозна- ваемость |
- Обсуждение разных точек зрения.
- Выступления студентов по 2 и 3 вопросам. Построение профиля личности по теориям З. Фрейда и А. Маслоу работа со схемой. Сравнительный анализ.
- Дополнительные сообщения по 4 вопросу работа со схемой.
- Выводы.
- Работа в группах
Решение ситуационных задач
- Контроль отработки
- Рефлексия
Литература
- Хьелл, Л. Теории личности. /Л. Хьелл, Д.Зиглер. СПб., 1997.
- Холл, К. Теории личности. /К. Холл, Г. Линдсей. М., 1999.
- Фрейджер, Р. Личность: теории, эксперименты, упражнения. /Р. Фрейджер, Дж. Фейдимен. М., 2001.
- Гиппенрейтер, Ю.Б. введение в общую психологию. /Ю. Гиппенрейтер. М., 2000.
- Гриншпун, И.Б. Введение в психологию. /И.Б. Гриншпун. М., 1994.
- Психология личности в трудах зарубежных психологов: Хрестоматия. /Под. ред. А.А. Реана. СПб., 2000.
- Психология: Учебник. /Под. ред. А.А. Крылова. М., 1999.
- Столяренко, Л.Д. Основы психологии: Учебное пособие. /Л.Д. Столяренко. Ростов н/Д., 1999.
|