Семинар 4
Тема: Периодизация психического развития
Задачи:
- создание представления о предмете возрастной психологии;
- создание представлений об основных концепциях детского развития;
- подробное ознакомление с возрастными особенностями детей с точки зрения культурно-исторической концепции.
Вопросы для обсуждения:
- Принципы построения разных схем возрастной периодизации (биогенетический, моносимптоматический, педагогический, исторический).
- Психоаналитическая теория детского развития З. Фрейда.
- Эпигенетическая теория развития личности Э. Эриксона (Приложение 7).
- Периоды и стадии детского развития по Л.С. Выготскому Д.Б. Эльконину.
Задание 7.1
Подробно рассмотрите периодизацию Д.Б. Эльконина, соотнесите ее со схемой Л.С. Выготского. В чем вы видите сходство и различие?
Задание 7.2
Ниже приведены примеры изменений, происходящих с людьми в юношеском возрасте. Укажите, к какой категории относятся изменения к физиологическим, социальным или интеллектуальным? Объясните.
А) Четырнадцатилетний Серж прекрасно играет на пианино. Прежде он любил похвастаться этим перед окружающими. С некоторых пор он стал съеживаться и краснеть, когда родители просят его сыграть что-нибудь для своих детей
Б) Пятнадцатилетняя Яна пулей выскочила из дома, хлопнув дверью, после того как родители попросили ее вынуть тарелки из посудомоечной машины. Она кричала: «Все указывают мне, что я должна делать! У меня не остается времени на себя!»
В) Теперь, когда Питу исполнилось 16 лет, он стал терпимее относится к людям. Прежде он был недоволен тем, что отец никогда не ходит с семьей в церковь. Вчера он заявил отцу, что люди должны всегда действовать в соответствии со своими убеждениями.
Г) Бедняга Макс! После того как ему исполнилось 13 лет, его выгнали из хора. Прежде у него был прекрасный альт, а теперь его голос то и дело «дает петуха».
Д) С тех пор как Люси стукнуло 13, она отказывается носить многие из прежних вещей. Она ходит только в джинсах с определенной наклейкой и в рубашках с надписями. Она заявляет: «Это носят все мои друзья. Я не хочу казаться «белой вороной!»
Задание 7.3
Представьте себе, что вам поручено составить программу для нового детского сада, который будет посещать ваш ребенок и другие дети в возрасте от двух до шести лет. Предложите виды деятельности, которые следует включить в программу по каждому пункту:
А. групповая деятельность
Б. Развитие двигательных функций крупных мышц
В. Развитие тонкой моторики
Г. Просмотр телепередач
Д. Питание
Е. Дисциплина
Задание 7.4
Используя модель развития взрослых Хейвигхерста в качестве примера, напишите задачи для себя периода:
- ранней взрослости:
- среднего возраста:
- пожилого возраста:
Задание 7.5
Выберите любой интересующий вас период психического развития человека (младенчество, раннее детство, дошкольное детство, младший школьный возраст, подростковый период, юность и т.д.).
Опишите социальную ситуацию развития, укажите ведущий тип деятельности, основные новообразования, общую краткую характеристику возраста. Дайте комментарии к таблице «Социализация личности» в Приложении 8.
Литература
- Обухова Л.Ф. Детская (возрастная) психология. Учебник. М., Российское педагогическое агентство, 1996.
- Цукерман Г.А. Психология саморазвития: задачи для подростков и их педагогов. М., 1994.
- Выготский Л.С. Собрание сочинений в 6-ти томах. Т. 2 и Т. 4. М., 1982.
- Поливанова К.Н. Психологический анализ кризисов возрастного развития. \\Вопросы психологии, 1994, № 1.
- Текст 7.1
- Текст 7.2
- Текст 7.3
- Текст 7.4
- Текст 7.5
- Текст 4.8
|