Психология и педагогика

электронный учебно-методический комплекс

Модуль 2. Человек: индивид, субъект, личность
Тема 7. Становление личности в онтогенезе
Семинарские занятия

Семинар 4

Тема: Периодизация психического развития

Задачи:

  • создание представления о предмете возрастной психологии;
  • создание представлений об основных концепциях детского развития;
  • подробное ознакомление с возрастными особенностями детей с точки зрения культурно-исторической концепции.

Вопросы для обсуждения:

  1. Принципы построения разных схем возрастной периодизации (биогенетический, моносимптоматический, педагогический, исторический).
  2. Психоаналитическая теория детского развития З. Фрейда.
  3. Эпигенетическая теория развития личности Э. Эриксона (Приложение 7).
  4. Периоды и стадии детского развития по Л.С. Выготскому – Д.Б. Эльконину.

Задание 7.1

Подробно рассмотрите периодизацию Д.Б. Эльконина, соотнесите ее со схемой Л.С. Выготского. В чем вы видите сходство и различие?

Задание 7.2

Ниже приведены примеры изменений, происходящих с людьми в юношеском возрасте. Укажите, к какой категории относятся изменения – к физиологическим, социальным или интеллектуальным? Объясните.

А) Четырнадцатилетний Серж прекрасно играет на пианино. Прежде он любил похвастаться этим перед окружающими. С некоторых пор он стал съеживаться и краснеть, когда родители просят его сыграть что-нибудь для своих детей

Б) Пятнадцатилетняя Яна пулей выскочила из дома, хлопнув дверью, после того как родители попросили ее вынуть тарелки из посудомоечной машины. Она кричала: «Все указывают мне, что я должна делать! У меня не остается времени на себя!»

В) Теперь, когда Питу исполнилось 16 лет, он стал терпимее относится к людям. Прежде он был недоволен тем, что отец никогда не ходит с семьей в церковь. Вчера он заявил отцу, что люди должны всегда действовать в соответствии со своими убеждениями.

Г) Бедняга Макс! После того как ему исполнилось 13 лет, его выгнали из хора. Прежде у него был прекрасный альт, а теперь его голос то и дело «дает петуха».

Д) С тех пор как Люси стукнуло 13, она отказывается носить многие из прежних вещей. Она ходит только в джинсах с определенной наклейкой и в рубашках с надписями. Она заявляет: «Это носят все мои друзья. Я не хочу казаться «белой вороной!»

Задание 7.3

Представьте себе, что вам поручено составить программу для нового детского сада, который будет посещать ваш ребенок и другие дети в возрасте от двух до шести лет. Предложите виды деятельности, которые следует включить в программу по каждому пункту:

А. групповая деятельность

Б. Развитие двигательных функций крупных мышц

В. Развитие тонкой моторики

Г. Просмотр телепередач

Д. Питание

Е. Дисциплина

Задание 7.4

Используя модель развития взрослых Хейвигхерста в качестве примера, напишите задачи для себя периода:

  • ранней взрослости:
  • среднего возраста:
  • пожилого возраста:

Задание 7.5

Выберите любой интересующий вас период психического развития человека (младенчество, раннее детство, дошкольное детство, младший школьный возраст, подростковый период, юность и т.д.).

Опишите социальную ситуацию развития, укажите ведущий тип деятельности, основные новообразования, общую краткую характеристику возраста. Дайте комментарии к таблице «Социализация личности» в Приложении 8.

Литература

  1. Обухова Л.Ф. Детская (возрастная) психология. Учебник. – М., Российское педагогическое агентство, 1996.
  2. Цукерман Г.А. Психология саморазвития: задачи для подростков и их педагогов. – М., 1994.
  3. Выготский Л.С. Собрание сочинений в 6-ти томах. Т. 2 и Т. 4. – М., 1982.
  4. Поливанова К.Н. Психологический анализ кризисов возрастного развития. \\Вопросы психологии, 1994, № 1.
  5. Текст 7.1
  6. Текст 7.2
  7. Текст 7.3
  8. Текст 7.4
  9. Текст 7.5
  10. Текст 4.8

© ФГОУ ВПО Красноярский государственный аграрный университет

© Центр дистанционного обучения