Семинар 9
Тема: Психология семейных отношений
Задачи:
- формирование основных понятий в сфере семейных отношений: супружеских и детско-родительских
- развитие и закрепление навыков эффективного поведения в конфликтных семейных ситуациях
- определение личностных параметров, влияющих на семейные отношения
Вопросы для обсуждения:
- Сформулируйте определение семьи исходя из понятий «социальная группа» и «общественный институт»?
- Дайте характеристику семьи с точки зрения понятия «групповой динамики» в социальной психологии?
- Назовите основные функции семьи и дайте им свою оценку.
- В чем состоит различие между «аномальной», «нормальной» и «псевдосемьей»?
- Нетрадиционные, альтернативные семьи это хорошо или плохо? Ваша точка зрения.
- Какие задачи должна решить молодая семья для нормального функционирования, и какие проблемы могут изначально явиться причиной дисгармонии?
- В чем заключается проблема «отцов и детей»?
- Какие внутрисемейные психологические факторы, имеют воспитательное значение для того, чтобы максимизировать положительное и свести к минимуму отрицательное влияние семьи на воспитание ребенка? Продолжите этот ряд факторов, которые Вы считаете, тоже являются значимыми.
План:
I. Теоретическая часть
А. Актуализация знаний
В жизни мы очень большое внимание уделяем построению бизнеса, работе, делам, в основном строим себя, карьеру, а над отношениями «мужчина-женщина» работаем мало.
Представьте, что противоположный пол улетел с планеты. Ваши потомки не знают, что такое противоположный пол. Вам надо их предупредить: как им надо общаться, если вдруг встретятся. Атлас по физиологии прилагается, нужны психологические рекомендации.
Задание: Напишите письмо потомкам.
Обсуждение: В чем разница в психологии между мужчиной и женщиной?
Б. Дискуссия «Семья лучше, чем свободная жизнь (или наоборот)».
Работа в командах «адвокатов», защищающих разные точки зрения плюсы семьи и минусы свободной жизни, и наоборот.
1 позиция за семью
2 позиция за свободную жизнь
Прием обсуждения: аргумент контраргумент.
Выводы.
В. Дискуссия:
«Можно ли построить партнерские отношения без любви?»
«Что разрушает отношения?»
«Что такое измена?» (ситуации для обсуждения в Приложении 29)
Обсуждение.
Выводы.
Г. Работа со схемой (Приложение 30) «Потребности, которые должны удовлетворяться в семье» (экспресс-диагностика с дальнейшей индивидуальной проработкой).
II. Практическая часть
- Упражнение. Написать 10 определений «Какая я женщина (мужчина)»
- Упражнение. Работа с образом «идеальная семья» (мозговой штурм).
- Упражнение. Составление психограммы семьи
- Упражнение. Почему люди начинают жить вместе, т.е. строят проект «Семья»?
- Упражнение. Построение модели семьи (мозговой штурм).
III. Подведение итогов
Литература
- Эйдемиллер Э.Г. Психология и психотерапия семьи. СПб., Питер, 1999.
- Браун Дж., Кристенсен Д. Теория и практика семейной психотерапии. СПб., 2001
- Шнейдер Л.Б. Психология семейных отношений. М., 2000.
- Дружинин В. Психология семьи. М., 1996.
|