Текст 4.5
Л.С. Выготский о преодолении кризиса в психологии
О кризисе в психологии говорят уже давно, о том же свидетельствует неадекватное осознание психологами и своих экспериментов. Нельзя ли предположить, что кризис в психологии, наряду с другими причинами, вызван также неадекватным осознанием психологами своей собственной деятельности? Л.С. Выготский специально занимался методологическими проблемами психологической науки и рассматривал кризис в психологии.
З. Фрейд и К. Левин, ориентируясь на естественнонаучный идеал, ввели в психологию практику моделирования и построения идеальных объектов. Однако и то и другое предполагает упрощение, идеализацию психики. Действительно, представив психику в теоретической схеме трех инстанций (то есть, построив соответствующий идеальный объект), Фрейд, с одной стороны, конечно, мог рассуждать строго теоретически (как в естественной науке), но с другой «оставил за бортом» массу эмпирических и теоретических представлений о психике, которые не укладывались в построенную схему. Тем самым теория Фрейда выделила из психики человека лишь один, узкий, план определенную сторону. Кстати, это вообще особенно характерно для ранних стадий развития естественной науки: сначала в ней создаются отдельные научные предметы, именно на базе определенных моделей и идеальных объектов. Например, в физике сначала отдельно создавалось учение о движении (статика, динамика), тепле, свете, об электричестве, о магнитах и т.д. Лишь на втором этапе развития физики были поставлены задачи синтеза этих теорий: статики и динамики, электричества и магнетизма, и т.д.
В психологии же всегда существовала еще одна традиция изучения, идущая от античной и современной философии, ставящая своей целью научно описать психику во всей ее сложности: интегрируя ее различные стороны, аспекты. С появлением научной психологии (начиная с Вундта) эти два подхода к изучению психики один условно назовем «модельно-операциональным» (частичным), а другой «понятийно-описательным» (целостным) пришли не только во взаимодействие, но и в определенное противоречие в том смысле, что они ориентировали исследователя на разные научные ценности и способы работы. Это противоречие подтверждается первой программой построения психологии как науки Л.С. Выготского. Речь идет о работе 1927 года «Исторический смысл психологического кризиса (методологическое исследование)».
Л.С. Выготский отталкивается в своей работе «от признания кризиса». Он пишет: «Современная научная психология переживает глубочайший кризис своих методологических основ, подготовленный всем ходом исторического развития науки и охвативший всю область психологических исследований с такой полнотой и силой, что он непреложно знаменует начало новой эпохи в психологии и невозможность ее дальнейшего развития на старых путях». Кризис, с точки зрения Выготского, заключается в двух моментах: во-первых, в гипертрофировании значимости идей каждой отдельной психологической школы (обобщивших свои идеи и объяснительные принципы до масштаба «мировых законов») и, во-вторых, что является даже более важным, в противостоянии естественнонаучной (материалистической) и спиритуалистической (идеалистической) психологий. Так, анализируя идеи психоанализа, рефлексологии, гештальтпсихологии и персонализма, Выготский пишет: «Каждая из этих четырех идей на своем месте чрезвычайно содержательна, полна значения и смысла, полноценна и плодотворна. Но возведенные в ранг мировых законов, они стоят друг от друга, они абсолютно равны между собой как круглые и пустые нули; личность Штерна, по Бехтереву, есть комплекс рефлексов, по Вертгеймеру гештальт, по Фрейду сексуальность». Кроме того, Выготский отмечает, что все эти идеи встречают совершенно одинаковую критику: каждая из них объясняет лишь определенный аспект психики, не более того. Соглашается он также с тезисом Н.Н. Ланге: «
отсутствие общепризнанной системы науки. Каждое изложение психологии у виднейших авторов построено по совершенно иной системе. Все основные понятия и категории толкуются по-разному. Кризис касается самих основ науки».
Второе положение Выготским формулируется так: «Существуют две психологии естественнонаучная, материалистическая, и спиритуалистическая: этот тезис вернее выражает смысл кризиса, чем тезис о существовании многих психологий; именно психологий существует две, то есть есть два разных, непримиримых типа науки, две принципиально разные конструкции системы знания
Все согласны с тем, что именно эти два элемента лежат в основе обеих наук, что, следовательно, одна есть естественнонаучная психология, другая идеалистическая, как бы ни называли их разные авторы. Вслед за Мюнстербергом все видят различие не в материале или объекте, а в способе познания, в принципе понимать ли явления, в категории причинности, в связи и в принципиально тождественном смысле как и все прочие явления или понимать их интенционально, как духовную деятельность, направленную к цели и отрешенную от всяких материальных связей.»
Чтобы понять, как Л.С. Выготский считает необходимым преодолевать кризис в психологии, нужно учесть его методологические установки. С одной стороны, он был высокообразованным, гуманитарно ориентированным человеком, достаточно вспомнить его ранние исследования в области театроведения, политэкономии, углубленные занятия немецкой классической философией, литературоведческие исследования. С другой стороны, Выготский принял марксистскую методологию и серьезно старался провести ее в жизнь, построить на ее основе новую психологическую науку. Кроме того, он не сомневался в естественнонаучной парадигме, считая ее единственно приемлемой для науки; да и саму марксистскую идеологию Л.С. Выготский понимает в естественнонаучном ключе.
Л.С. Выготский формулирует три важных тезиса, которые, по его мнению, должны вывести психологию из кризиса.
Во-первых, он указывает практическую цель психологической практики («психотехники») «подчинение и овладение психикой».
Во-вторых, подчинение целей развития психологической науки прикладным задачам психологии (то есть психологической практике).
В-третьих, безусловное превращение психологии в естественную науку.
«Не Шекспир в понятиях, как для Дильтея, пишет Выготский, но психотехника в одном слове, то есть научная теория, которая бы привела к подчинению и овладению психикой, к искусственному управлению поведением». «Скажем сразу: развитие прикладной психологии во всем ее объеме главная движущая сила кризиса в его последней фазе
Психология, которая призвана практикой подтвердить истинность своего мышления, которая стремится не столько объяснить психику, сколько понять ее и овладеть ею, ставит в принципиально иное положение практические дисциплины во всем строе науки, чем прежняя психология
Психотехника поэтому не может колебаться в выборе той психологии, которая ей нужна (даже если ее разрабатывают последовательные идеалисты), она имеет дело исключительно с казуальной, с психологией объективной; неказуальная психология не играет никакой роли для психотехники
Мы исходили из того, что единственная психология, в которой нуждается психотехника, должна быть описательно-объяснительной наукой. Мы можем теперь добавить, что эта психология, кроме того, есть наука эмпирическая, сравнительная, наука, пользующаяся данными физиологии и, наконец, экспериментальная наука.»
Выготский мыслил научно-инженерно. Человек понимается им практически как артефакт, как искусственное сооружение. Выготский пишет: «В этом смысле прав Павлов, называя нашу науку последней наукой о самом человеке. Она действительно будет последней наукой в исторический период человечества или в в предистории человечества. Новое общество создает и нового человека. Когда говорят о переплавке человека как о несомненной черте нового человечества и об искусственном создании нового биологического типа, то это будет единственный и первый вид в биологии, который создаст сам себя
В будущем обществе психология действительно будет наукой о новом человеке. Без этого перспектива марксизма и истории науки была бы неполной».
Задачу синтеза отдельных психологических теорий (фрейдизм, бихевиоризм, рефлексология, гештальттерапия и т.д.), школ и направлений Л.С. Выготский решает в том же естественнонаучном ключе. Он предлагает над этими частными психологическими теориями развернуть «общую психологию», которая будет выступать в роли своеобразной «философии психологии». При этом Выготский полемизирует с Бинсвангером, предлагавшим объединить (синтезировать) частные психологические теории на методологической основе. «Общая психология, пишет Л.С. Выготский, следовательно, определяется Бинсвангером как критическое осмысление основных понятий психологии, кратко как «критика психологии». Она есть ветвь общей методологии
Это рассуждение, сделанное на основе формально-логических предпосылок, верно только наполовину. Верно, что общая психология есть учение о последних основах, общих принципах и проблемах данной области знания и что, следовательно, ее предмет, способ исследования, критерии, задачи иные, чем у специальных дисциплин. Но неверно, будто она есть только часть логики, только логическая дисциплина, что общая биология уже не биологическая дисциплина, а логическая, что общая психология перестает быть психологией
даже самому отвлеченному, последнему понятию соответствует какая-то черта действительности».
И понятно, почему Л.С. Выготский возражает Бинсвангеру: с точки зрения естественнонаучного идеала, синтез отдельных научных теорий осуществляет не методология, а «основания науки», то есть дисциплина предметная, естественнонаучная, однако более общего (самого общего) порядка.
Именно этот вариант синтеза психологических знаний и предметов реализовал А.Н. Леонтьев построив психологическую науку на основе представлений о деятельности. Деятельность в концепции Леонтьева это и есть как раз та самая идея и объяснительный принцип, которым все еще соответствует «психологическая черта действительности».
Библиография:
- Гиппенрейтер Ю.Б. введение в общую психологию: Курс лекций. М., 1988.
- Гриншпун И.Б. Введение в психологию. М., 1994.
- Выготский Л.С. Исторический смысл психологического кризиса. //Собр. соч. Т. 1. М., 1982.
- Уотсон Д. Бихевиоризм: Хрестоматия по истории психологии. М., 1980.
- Гальперин П.Я. Введение в психологию. М., 1999.
|