Тема 2.3 Современный ВУЗ как открытая образовательная система
Структура
высшего учебного заведения, как и структура любой организации, не может быть
чем-то статичным, не подлежащим изменению и развитию. Особенно динамично должна
совершенствоваться структура вуза в современной ситуации: условиях переходного
периода. Высокий уровень динамики структурных перестроек связан со следующими
факторами:
- Повышение самостоятельности вузов в
решении своих проблем, обусловленное развитием многоканального
финансирования, а в правовом плане - появлением нормативных актов (Закон
«Об образовании», Закон «О высшем и послевузовском профессиональном
образовании»), создающих правовую основу самостоятельности вуза в решении
вопросов структурных преобразований;
- Изменение запроса на
образовательные и научно - исследовательские услуги и работы.
В
перечне вузовских специальностей и направлений появилось большое количество
новых, нередко не укладывающихся в сложившуюся структуру, факультетов и других
образовательных подразделений вуза. Многие вузы создали школы бизнеса,
факультеты и институты, пошли по пути выделения новых специальностей в
самостоятельные подразделения или, наоборот, укрупнения факультетов,
объединения их в институты.
На
современном этапе ВУЗ не может успешно функционировать, будучи закрытой
системой. Поэтому большое значение приобретает изучение ВУЗа как открытой
образовательной системы, ее целей, задач и структуры.
Понятие открытой системы, ее свойства
В
теории управления можно выделить три основных и наиболее общих подхода:
функциональный, процессный, системный и ситуационный.
Согласно
функциональному (процессному) подходу управление образовательным учреждением
есть совокупность управленческих функций.
В
рамках системного подхода (С.И. Архангельский, В.П. Беспалько,
В.И. Зверева, Ю.А. Конаржевский, П.И. Третьяков,
Т.К. Чекмарева, Т.И. Шамова, С.В. Яблонский и др.)
образовательное учреждение рассматривается как сложная социально-педагогическая
система, т. е. как совокупность взаимосвязанных между собой элементов. В этом
случае деятельность руководителя есть построение целостной модели управления
школой с учетом всего многообразия субъективных и объективных факторов ее
развития, а также модели управления ее разнообразными компонентами, как
совокупностью взаимозависимых подсистем, с учетом того, что неправильное
функционирование одной из них может повлиять на систему управления в целом.
Ситуационный
подход (М.Альберт, С.Доннел, Ю.Ю. Екатеринославский, Г. Кунц, М.Х. Мескон,
Т. Питерс, Р.Уотерман, Ф.Хедоури и др.) есть управление образовательным
учреждением в зависимости от особенностей конкретной ситуации.
В
специальной литературе (В.Г. Афанасьев, П.К. Анохин,
Н.В. Кузьмина, Ю.А. Конаржевский, В.А. Якунин и др.) отмечается,
что любая система имеет: цель, задачи, функции, признаки, структуру, атрибуты,
отношения или взаимодействия, наличие двух или более типов связи (прямой и
обратной), уровни иерархии.
Различают
закрытые и открытые системы, отражающие характер связи системы и среды. Системы
считаются открытыми, когда между системой и средой происходит обмен
(ввод, вывод), или закрытыми, когда такого обмена не происходит. Под вводом
подразумевается все, что поступает в систему извне. Речь в этом случае может
идти о материалах, энергии и информации. Путем переработки материала,
поступившего в систему, вырабатывается новый материал, передаваемый во внешний
мир (вывод).
Педагогическая
система есть «социально обусловленная целостность взаимодействующих на основе
сотрудничества между собой, окружающей средой и ее духовными и материальными
ценностями участников педагогического процесса, направленная на формирование и
развитие личности». Это «относительно устойчивая совокупность элементов,
организационное соединение людей, сфер их действия, порядка выполнения функций,
пространственно-временных связей, отношений, способов взаимодействия и
структуры деятельности в интересах достижения определенных
воспитательно-образовательных целей и результатов, решения запланированных
культурно-развивающих задач воспитания и обучения человека».
Каждая
отдельно взятая педагогическая система (в частности, ВУЗ как образовательная
система) является сложной потому, что сама в своем составе имеет подсистемы в
виде групп, классов и т.п., но и сама эта система входит в качестве подсистемы
в систему образования.
Педагогическую
систему относительно закрытого типа характеризует четко выраженная внутренняя
структура, часто иерархическая; она строится по определенным правилам, и
индивид подчиняется в ней группе.
Наоборот,
для открытой педагогической системы характерны высокая степень индивидуализма,
минимум стремления членов коллектива к поддержанию как внутренних, так и
внешних границ.
Под
внутренними границами могут подразумеваться, например, границы между
администрацией и сотрудниками, между старшими и младшими сотрудниками и т.д.
Под
внешними границами имеется в виду то, что отделяет коллектив от остального
общества.
Относительная
открытость и относительная закрытость влияют на процессы, происходящие в
системе. В рамках образовательных учреждений это видно довольно отчетливо.
ВУЗ,
имеющий характер сравнительно замкнутой системы с четко очерченными границами
по отношению к окружению, характеризуется, в частности тем, что имеет слабые
контакты с внешним миром, редкую смену персонала, редко или никогда не
участвует в обмене опытом, отвергает новые идеи, идеологии и методы обучения.
Образовательная
структура открытого типа динамична, открыта опыту, имеет широкие контакты с
внешним миром.
Внутренняя структура
ВУЗа
Образовательная
система, будучи неотъемлемой частью общества, выполняет его социальный заказ.
Все это дает основания рассматривать систему управления образовательным
учреждением с позиций современного менеджмента. В случае рассмотрения системы
управления высшим учебным заведением с позиций менеджмента представляется
целесообразным говорить о многоуровневом образовательном менеджменте.
Охарактеризуем кратко основные «этажи» этого управления.
Ректорат
вырабатывает стратегию развития вуза и концептуальные принципы его
деятельности, опираясь на которые организует, руководит работой по подготовке
специалистов. Именно на этом управленческом уровне формируются философия и
идеология образовательного учреждения на основе общечеловеческих ценностей и
принятых в обществе норм морали, по аналогии с философией любой стремящейся к
успеху организации.
Учебно-методическое
управление - уровень, на котором обеспечивается организация
учебного процесса и его оснащение учебно-методическими материалами путем
координации деятельности кафедр и деканатов. Одной из главных задач работы
управления является задача распространения философии и идеологии вуза. На этом
же управленческом уровне функционируют научно-исследовательский сектор,
структура по международным контактам и другие подразделения.
Деканат
осуществляет административно-организационную работу, как со студентами, так и с
профессорско-преподавательским составом кафедр. И этот управленческий уровень
опирается в своей деятельности на принципы и нормы идеологии вуза, что особенно
важно в процессе работе со студентами. Здесь же, наряду с учебной работой,
имеет место деятельность научно-исследовательской части факультета, отдела по
работе с иностранными студентами.
Кафедры
являются основными учебно-научными структурными подразделениями вуза,
осуществляющими учебную, методическую, научно-исследовательскую, воспитательную
работу среди студентов, а также подготовку научно-педагогических кадров и
повышение их квалификации. Кафедра организует и координирует работу группы
преподавателей, объединенных образовательным направлением, например,
социально-гуманитарных дисциплин. Кафедра строит свою работу, исходя из
концептуальных основ идеологии вуза.
Преподаватель
обеспечивает управление и организацию на уровне непосредственного проведения
занятий - лекций, семинаров, практических занятий и внеаудиторного общения.
Помимо занятий он ведет, как правило, научно-исследовательскую работу, поэтому
должен быть компетентен в вопросах воспитания, социально-экономической, политической
и культурной жизни общества, владеть социальной психологией и навыками
управления коллективом, поскольку именно на этом уровне происходит разъяснение
жизненных норм, философии и идеологии образовательного учреждения.
Внешняя структура ВУЗа
Образовательные учреждения развивают свою инфраструктуру,
создавая повсеместно свои представительства, филиалы, учебно-консультативные
пункты, сети дистантного образования по месту жительства студентов в больших и
малых городах регионов, которые и образуют внешнюю структуру ВУЗа.
К
числу наиболее существенных факторов, определяющих возможности того или иного
учреждения образования в проектировании структурных подразделений относятся
состояние внешней среды, стратегия вуза в выборе модели своего развития,
уровень подготовленности персонала к инновационному процессу в сфере
организационного развития. Состояние внешней среды вуза может быть оценено по
двум параметрам:
- степень
сложности внешнего окружения;
- степень
динамизма внешнего окружения.
Ситуация
низкой неопределенности характеризуется стабильностью жизнедеятельности
организации, в том числе и оргструктуры.
Все
другие ситуации, особенно высокой неопределенности, требуют от руководителя и
самой организации достаточной гибкости. Существуют две основные стратегии
поведения организаций в позициях достаточно высокого динамизма или сложности
окружающей среды.
1.
Усложнение структуры самой организации, выделение в ней специализированных
отделов и служб, чьей задачей является преодоление сложности окружающей среды.
Так, сложность рыночных отношений привела к гигантскому росту разнообразных
органов, призванных осуществлять функцию контроля за предприятиями и
организациями; в вузах это выразилось в увеличении отделов, управлений, служб,
а также появлению вместо классической тройки проректоров (учебы, науке, АХЧ)
целого ряда руководителей, ведущих вопросы финансов, экономики, безопасности и
т.д.
2.
Другая стратегия носит принципиально другой характер: преодоление сложности
происходит путем распределения полномочий и делегирования ответственности.
Данная стратегия строится на признании того факта, что неопределенность
окружающей среды наилучшим способом преодолевается на первичном, низовом уровне
организации.
Действующее
законодательство об образовании предоставляет широкие возможности в этом плане.
В
соответствии со ст.7 Закона «Об образовании» (1992) образовательные учреждения
могут создавать филиалы, отделения, структурные подразделения, которые по
доверенности головной организации могут осуществлять полностью или частично
правомочия юридического лица, в т.ч. иметь самостоятельный баланс и собственные
счета в банковских и других кредитных организациях.
В
принятом в 1996 г. ФЗ от 22.08.96 г. № 125-ФЗ «О высшем и послевузовском
профессиональном образовании» была предпринята попытка конкретизации понятия
филиала. В соответствии с п.2 ст.7 вышеуказанного закона филиалами вуза
являются обособленные структурные подразделения, расположенные вне места его
нахождения. В соответствии с п.3 ст.8 вузы самостоятельны в формировании своей
структуры; структурные подразделения вуза могут наделяться по доверенности
полностью или частично правомочиями юридического лица в порядке,
предусмотренном уставом вуза.
Информационные
технологии в открытых образовательных системах
В
последние годы все большее значение в развитии ВУЗов как открытых
образовательных систем приобретает использование современных информационных
технологий. Для этого необходимо создать систему информационной поддержки всех
процессов, выполняемых в образовательных учреждениях.
Если
использовать системный подход и рассматривать вуз как открытую образовательную
систему, то можно выделить пять подсистем информационной системы:
- систему
обеспечения доступа к глобальным информационным ресурсам (ворота в мир
информации); - систему удаленного доступа; - образовательную систему;
- административную систему; - транспортную систему.
Рис. 1. Вуз как открытая образовательная система
Основное
назначение системы обеспечения доступа к глобальным информационным ресурсам -
подключение вуза на программном уровне к глобальным информационным ресурсам.
Система удаленного доступа обеспечивает, в свою очередь, аппаратное подключение
вуза к глобальным информационным ресурсам.
Образовательная
система предназначена для управления образовательными процессами в вузе.
Административная система управляет управленческими процессами в вузе. А
транспортная система обеспечивает транспорт для информационных потоков внутри
вуза.
Для
эффективного функционирования этих систем необходимо разработать и внедрить
аппаратно-программные средства, обеспечивающие информационную поддержку и
корректную передачу информации, являющуюся результатом работы системы, между
системами.
К
компонентам информационных технологий, используемым в настоящее время в вузах,
относятся:
- научно-образовательные
порталы, обеспечивающие доступ как глобальным информационным ресурсам со
стороны вуза, так и доступ к внутренним информационным ресурсам вуза;
- системы
дистанционного обучения, обеспечивающих экспорт образовательных процессов во
внешний мир;
- системы
автоматизации документооборота вуза, предназначенные для управления
административной информации;
- сетевые
технологии, обеспечивающие доступ на аппаратном уровне к глобальным
информационным ресурсам и транспортную систему для внутренней информации вуза.
Для
эффективного функционирования этих компонент необходимо использовать три уровня
администрирования:
- нижний
уровень - сетевое администрирование;
- средний
уровень - администрирование системы дистанционного обучения и администрирование
системы документооборота;
- верхний
уровень - администрирование научно-образовательного портала.
Вывод
Произошедшие
в последнее десятилетие преобразования, попытки проведения экономических
реформ, инволюция административно-командной системы - все это и многое другое
явилось предпосылками для возрождения интереса к богатому мировому опыту
управления.
Современная
ситуация в теории и практике мирового менеджмента характеризуется синтезом и
развитием разработанных ранее взглядов основных «школ управления», а также
разработкой новых представлений об управлении, на основе взаимодействия трех
основных подходов: системного, процессного и ситуационного, согласно которому
любая организация есть открытая система, взаимодействующая со средой.
Мы
рассмотрели характеристики ВУЗа как открытой образовательной системы, а также
внешнюю и внутреннюю структуру ВУЗа.
Интенсивному
развитию ВУЗа как открытой образовательной системы в современных условиях
способствует широкое внедрение информационных технологий.
Вопросы для самостоятельной проверки данной темы 2.3:
- Понятие открытой системы, ее свойства для понимания специфики вузовского пространства.
- Внутренняя структура ВУЗа.
- Внешняя структура ВУЗа.
- Информационные технологии в открытых образовательных системах
|