Словарь основных понятий с расшифровкой:
А
В Д И
К Л М
О П Р
С Т У
Э
Аккредитация,
от слова аккредитировать (от лат. accredere -
доверять):
а) финанс.
Уполномочить кого - либо на получение денег или на осуществление торговых
операций;
б) Назначить -
назначить кого - либо представителем при иностранном правительстве,
общественной организации, пресс - центре и т. п.
Аккредитация испытательной
лаборатории - в РФ - процедуры, посредством которой уполномоченный орган
официально признает возможность выполнения испытательной лабораторией работ в
заявленной области.
Воспитание - с точки зрения
педагогики это, прежде всего передача старшими поколениями и активное усвоение,
и воспроизводство новыми поколениями социального опыта (знаний, практических
умений и навыков, способов творческой деятельности, социальных и духовных
отношений). Воспитание - целенаправленный организационный процесс формирования
у личности социально ценных, позитивных качеств.
Верификация
(от лат. verus - истинный и tacio
- делаю), проверка, эмпирическое подтверждение теоретических положений науки
путем сопоставления их с наблюдаемыми объектами, чувствительными данными,
экспериментом. Принцип верификации (или верифицируемости) - одно из основных
понятий логического позитивизма.
Верификация -
проверка истинности теоретических положений, установление их достоверности.
лат.Verificare - проверять
Диагностика - (греч.
diagnostikos - способный распознавать) - процесс
распознавания и оценки свойств, особенностей и состояний человека,
заключающийся в целенаправленном исследовании, истолковании полученных
результатов и их обобщении в виде заключения (диагноза). Диагностика
используется для оценки здоровья, физического и психического развития,
профессиональной пригодности, а также и в других сферах деятельности человека.
Психологическая диагностика (психодиагностика) - оценка
индивидуально-психологических особенностей личности и психической деятельности
человека. Психофизиологическая диагностика - оценка особенностей развития познавательных
функций и физиологических процессов, обеспечивающих их реализацию, включает
инструментальный метод ЭЭГ, компьютерную томографию, методы оценки вегетативной
нервной системы, сенсомоторики, нейропсихологическое тестирование, тестирование
уровней развития познавательной деятельности. Широкое употребление получил
термин "педагогическая диагностика", нередко говорят о
"технической диагностике". Логическими продолжениями диагностики
являются прогнозирование, профилактика, оптимизация, коррекция (в медицине -
лечение), программы развития (например, программа развития ребенка до школы).
Достоверность- термин, применяемый в теории вероятностей, логике,
гносеологии и праве (теория судебных доказательств). Чаще всего в философских и
логико-методологических исследованиях употребляется в качестве характеристики
знания как обоснованного, доказательного, бесспорного и как синоним истины. В
экспериментальном естествознании достоверными нередко называют события,
суждения о которых рассматриваются как эмпирически подтверждённые специальными
экспериментами или, шире, - общественно-производственной практикой.
Несколько особый смысл этот термин приобретает в вероятностей теории. В
так называемой субъективной, или персональной, вероятности Д. чаще всего
трактуется как понятие, отражающее уверенность субъекта в правильности своей
оценки вероятности наступления того или иного события. С этой точки зрения Д.
также выражает степень осведомлённости данного лица об условиях и факторах,
содействующих или противодействующих наступлению событий. В этом смысле, за
исключением предельно идеализированных и упрощённых случаев, Д. включает в себя
значительный элемент неопределённости, поскольку исчерпывающая
осведомлённость о подобных условиях и факторах практически неосуществима.
ИННОВАЦИЯ -(позднелат. innovatio, англ. innovation - нововведение) - явления культуры, которых не
было на предшествующих стадиях ее развития, но которые появились на данной
стадии и получили в ней признание ("социализировались");
закрепившиеся (зафиксированные) в знаковой форме и (или) в деятельности
посредством изменения способов, механизмов, результатов, содержаний самой этой
деятельности.
Качество, философская категория, выражающая существенную
определенность объекта, благодаря которой он является именно этим, а не иным.
Конкурентоспособность-
Конкурентоспособность - способность товара или услуги выдержать сравнение
с аналогичными товарами и услугами других производителей при сохранении
среднерыночной цены.
Конкурентоспособность от
слова конкуренция (позднелат. Concurentia;
от concurrere - сталкиваться),
соперничество, соревнование людей, групп, организаций в достижении исходных
целей, лучших результатов в определенной общественной сфере. Конкуренция -
существенная черта различных видов деятельности, в которых происходит
сталкивание интересов (политика, экономика, наука, спорт и др.). Конкуренция
получает широкое распространение после ликвидации наследственных, сословных
привилегий и средневековых регламентаций, утверждения принципов демократии и
рыночной экономики; вырабатываются нормы и правила конкуренции. В экономике
различают совершенную (чистую, идеальную), монополистическую,
олигополистическую, несовершенную, ценовую, неценовую, недобросовестную
конкуренции.
Консалтинг
- консультирование производителей, продавцов, покупателей в сфере
технологической, технической, экспертной деятельности. Услуги по исследованию и
прогнозированию рынка, разработке маркетинговых программ и т.п. предоставляют
специализированными консалтинговыми компаниями.
Консалтинговые
услуги от слова консалтинг (англ. consulting,
буквально консультирование, деятельность фирм по оказанию консультационных
услуг предприятиям, организациям, физическим лицам по широкому кругу вопросов
экономики и права (создание и регистрация фирм, маркетинговые исследования,
инновации, инвестиции и др.).
Культура
- совокупность материальных и духовных ценностей, жизненных представлений,
образцов поведения, норм, способов и приемов человеческой деятельности:
- отражающая определенный уровень исторического развития общества и
человека;
- воплощенная в предметных, материальных носителях; и
- передаваемая последующим поколениям.
лат.Cultura - возделывание
Культура
(от лат. сultura-возделывание, воспитание, образование,
развитие, почитание) - исторически определенный уровень развития общества,
творческих сил и способностей человека, выраженный в типах и формах организации
жизни и деятельности людей, в их взаимоотношениях, а также в создаваемых ими
материальных и духовных ценностях.
Культура
- (от лат. cultura - возделывание, воспитание,
образование, развитие, почитание), совокупность созданных человеком в ходе его
деятельности и специфических для него жизненных форм, а также самый процесс их
созидания и воспроизводства. В этом смысле понятие культуры - в отличие от
понятия природы - характеризует мир человека и в включает в себя ценности и
нормы, верования и обряды, знания и умения, обычаи и установления (включает
такие социальные институты, как право и государство), язык и искусство, технику
и технологию и т. д. Различные типы культуры характеризуют определенные
исторические эпохи (античная культура, конкретные общества, народности и нации
(культура майя), а также специфические сферы деятельности (культура труда,
политическая культура, художественная культура).
ЛИЦЕНЗИРОВАНИЕ-
мероприятия, связанные с предоставлением лицензий, переоформлением документов,
подтверждающих наличие лицензий, приостановлением и возобновлением действия
лицензий, аннулированием лицензий и контролем лицензирующих органов за соблюдением
лицензиатами при осуществлении лицензируемых видов деятельности соответствующих
лицензионных требований и условий (ФЗ "О лицензировании отдельных видов
деятельности" от 8 августа 2001 г.).
Лицензирование - от слова
лицензия (лат. licentia
- свобода, право), разрешение:
а) на существование определенного вида коммерческой
деятельности;
б) на пользование результатами интеллектуальной
деятельности и приравненными к ним средствами юридического лица, его продукции
и выполняемых им работ и услуг и т. д.
МЕНЕДЖМЕНТ (англ.
management - управление, организация) - термин,
трактуемый как: 1) особый вид профессионально осуществляемой деятельности,
направленной на достижение определенных целей путем рационального использования
материальных и трудовых ресурсов с применением определенных принципов, функций
и методов; 2) совокупность лиц, идентифицируемых с менеджерами, а также с
органами или аппаратом управления; 3) феномен, интегрирующий в себе
управленческую деятельность, кадровую политику, состояние всей управленческой
инфраструктуры в различных масштабах.
Модернизация - изменение, усовершенствование, отвечающее
современным требованиям, вкусам; напр. Модернизация образования
Мониторинг - комплексная система наблюдений, контроля и прогноза.
Мониторинг - в широком смысле - специально организованное,
систематическое наблюдение за состоянием объектов, явлений, процессов с целью
их оценки, контроля или прогноза. лат.Monitor -
предостерегающий
Мышление - Нейрофизиологическая основа - нейрофизиологические
механизмы, опосредующие мышление. Мышление - психический процесс получения
знания о сущностных свойствах предметов и явлений, закономерных связей между
ними. Орудием мышления являются слово, речевая деятельность, на основе которых
формируются понятия, обобщения, логические построения. В эволюции именно
появление речи привело к новой функции мозга - вербальному мышлению,
базирующемуся на кодировании информации с помощью абстрактных обобщенных
символов - слов. Мысли у человека формируются с помощью слова, вне языка могут
возникать лишь неясные побуждения.
Образование
- процесс и результат усвоения человеком навыков, умений и теоретических
знаний. Слово «образование» имеет двоякое значение. Во - первых, оно значит
«выставлять образец и устанавливать предписания», и во - вторых «формировать
уже имеющиеся задатки».
Образование:
В процессе О. происходит передача от поколения к поколению знания всех тех
духовных богатств, которые выработало человечество, усвоение результатов
общественно-исторического познания, отражённого в науках о природе, обществе, в
технике и искусстве, а также овладение трудовыми навыками и умениями. О. -
необходимое условие подготовки к жизни и труду, основное средство приобщения
человека к культуре и овладения ею; фундамент развития культуры БСЭ.
Образование
процесс и результат усвоения систематизированных знаний, умений и навыков;
необходимое условие подготовки человека к жизни и труду. Основной путь
получения - обучение в учебных заведениях, где оно тесно связано с воспитанием.
Большое значение в образовании имеют самообразование,
культурно-просветительские учреждения, участие в общественно-трудовой
деятельности. Уровень общего и специального (профессионального). Образование
обуславливается требованиями производства, общественными отношениями, состоянием
науки, техники и культуры.
Образование
- процесс развития и саморазвития личности, связанный с овладением социально
значимым опытом человечества, воплощенным в знаниях, умениях, творческой
деятельности и эмоционально - ценностном отношении к миру; необходимое условие
сохранения и развития материальной и духовной культуры. Основной путь получения
образования - обучение и самообразование.
Обучение - основной путь
получения образования, процесс овладения знаниями, умениями и навыками под
руководством педагогов, мастеров, наставников и т. д. В ходе образования
усваивается социальный опыт, формируется эмоционально - ценностное отношение к
действительности. Развитие индивидуальных особенностей, интересов учащихся
осуществляется в процессе дифференциации. Образование тесно связанно с
воспитанием. Ведется в учебных заведениях и в ходе практической деятельности.
Гуманитаризация
образования, система мер, направленных на приоритетное развитие
общекультурных компонентов в содержании образования и таким образом на формирование
личностной зрелости обучаемых.
Образовательный
процесс - целенаправленный целостный процесс воспитания и обучения,
педагогически спланированное и реализуемое единство целей, ценностей,
содержания, технологий, организационных форм, диагностических процедур и др.
Гуманизация и демократизация образования
Обычно под этим понимают следующие положения:
- Образование как процесс становления психических свойств и функций
обусловлено взаимодействием растущего человека со взрослыми и социальной
средой.
- Образование будет удовлетворять личностные запросы, если
оно ориентировано на «зону ближайшего развития».
- Развитие личности в гармонии с общечеловеческой
культурой зависит от уровня освоения базовой гуманитарной культуры.
- Чем гармоничнее будет общекультурное,
социально-нравственное и профессиональное развитие личности, тем более
свободным и творческим будет становиться человек.
- Учет культурно-исторических традиций народа, их единства
с общечеловеческой культурой — важнейшее условие конструирования новых учебных
планов и программ.
- Чем разнообразнее и продуктивнее значимая для личности
деятельность, тем эффективнее происходит овладение общечеловеческой и
профессиональной культурой.
- Процесс общего, социально-нравственного и
профессионального развития личности приобретает оптимальный характер, когда
учащийся выступает субъектом обучения.
- Принцип диалогического подхода предполагает
преобразование позиции педагога
и позиции учащегося в личностно-равноправные, в позиции сотрудничающих людей.
- Саморазвитие личности зависит от степени творческой
направленности образовательного процесса.
- Готовность участников педагогического процесса принять
на себя заботы других людей неизбежно определяется степенью сформированности
гуманистического мировоззрения.
Педагогика: педагогические теории, системы, технологии /
Под ред. С.А. Смирнова, М., 1999 г., с. 35-37.
Т.
Н. Пугиева, Современная гуманитарная академия (г.Ейск)
Стандарт
образования - официальный документ, в котором определены обязательные
результаты образования по учебному предмету.
Обычно структура стандарта включает:
цель и задачи
образования по данному предмету;
используемые
термины и закономерности;
знания, умения и
навыки учащихся;
технологию
проверки знаний,
умений и навыков учащихся.
Парадигма (греч.
paradeigma- пример, образец) - 1) понятие античной и
средневековой философии, характеризующее сферу вечных идей как первообраз,
образец, в соответствии с которым бог - демлург создает мир сущего; 2) в
современной философии науки - система теоретических, методологических и
аксиологических установок, принятых в качестве образца решения научных задач и
разделяемых всеми членами научного сообщества
Педагогическая
парадигма - устоявшаяся точка зрения, ставшая образцом в решении
образовательных и исследовательских задач
Потенциал
- (от лат. Potential - сила), источники, возможности,
средства, запасы, которые могут быть использованы для решения какой - либо
задачи, достижения определенной цели; возможности отдельного лица, общества,
государства в определенной области.(напр. Экономический потенциал).
Потенциал (от
лат. potentia - сила), в широком смысле - средства,
запасы, источники, имеющиеся в наличии и могущие быть мобилизованы, приведены в
действие, использованы для достижения определённой цели, осуществления плана,
решения какой-либо задачи; возможности отдельные лица, общества, государства в
определённой области: экономический П. (см. Экономический потенциал),
производственный П. О применении термина "П." в математике, физике,
технике, биологии и химии
Планирование- вид управленческой деятельности, связанный:
- с определением целей управляемой системы;
- c поиском наиболее эффективных методов и
средств, необходимых для достижения этих целей; и
- c формулированием системы показателей,
определяющих ход работ по достижению поставленных целей, загадать, сообразить и
предположить к исполнению" (В. Даль).
Планирование -
разработка планов экономического и социального развития, а также комплекса
практических мероприятий по их выполнению. На микроэкономическом уровне
выступает как внутрипроизводственное, внутрифирменное проектирование. На
макроэкономическом уровне - важный элемент системы управления обществом и
средство осуществления социально - экономической политики государства.
Охватывает собственно разработку планов, организацию и контроль за его
выполнением. Различают директное и индивидуальное. Директное планирование - это
центральное звено государственного руководства народным хозяйством;
индивидуальное планирование - один из элементов государственного регулирования
экономики. Истинный опыт осуществления директивного централизованного
планирования в СССР («пятилетки») и ряде других стран показал, что жесткая
система заказав, разнарядок, формирования ресурсов и т. п. лишает производителя
самостоятельности, инициативы, стимулов к развитию, ведет к замедлению темпов
экономического роста и, в конечном счете, к диспропорции и другим кризисным
явлениям в народном хозяйстве.
ПРОЕКТИРОВАНИЕ - деятельность, под которой в предельно сжатой
характеристике понимается промысливание того, что должно быть. Исходя из этого
понимания, можно сказать, что П. характеризуется двумя моментами: идеальным
характером действия и его нацеленностью на появление (образование) чего-либо в
будущем. Именно это две характеристики отличают П. как таковое от других
широких (в некотором смысле предельных) типов гуманитарных технологий,
например, от исследования. Кроме того, под П. традиционно понимается особая
деятельность, имеющая своей целью разработку проектов. "Проект (лат. -
прожект, фр. - план, предположение, предначертание) - задуманное,
предположенное дело и само изложение его на письме или в чертеже.
Прожектировать (фр.) - задумать
Проектирование
процесс создания проекта - прототипа, прообраза предполагаемого или
возможного объекта, состояния. Наряду с традиционными видами (архитектурно -
строительными, машино - строительными, технологическими и другими) начали
складываться самостоятельные направления. Проектирование человеко - машинных
систем, трудовых процессов, организаций, экологически социальные, инженерно -
психологические, генетические и другое.
Потребитель-
Гражданин, имеющий намерение заказать или приобрести либо заказывающий,
приобретающий или использующий товары (работы, услуги) исключительно для
личных, семейных, домашних и иных нужд, не связанных с осуществлением
предпринимательской деятельности; ст. 1 закона РФ от 07.02.1992 № 2300-1
"О защите прав потребителей".
Потребитель
-
лицо, использующее общественные продукты в процессе удовлетворения своих
потребностей. Потребление - заключительная фаза процесса воспроизводства.
Потребление распадается на потребление производственное и потребление
непроизводственное. В зависимости от вида потребляемых благ различается
потребление материальных благ, имеющую вещевую форму, и потребление услуг. По
способу удовлетворения потребностей потребление бывает индивидуальным или
коллективным. Потребление непосредственно связано с производством,
распределением и обменом.
ПРОФЕССИОНАЛИЗМ - высокая степень овладения какой-либо профессией,
характеризуемая мастерством и высокой компетентностью. Достижение работником
определенного уровня П. базируется на приобретении им необходимого объема
теоретических знаний и овладении трудовыми умениями и навыками в практической
деятельности. Совершенствование в профессиональном отношении предполагает
прохождение индивидом ряда этапов, включающих различные формы специального
образования, рост квалификации, специализацию.
П. является качественной характеристикой работника, он присущ
представителям социальной группы профессионалов. В социологических
исследованиях П. рассматривается в противопоставлении бюрократической
ментальности и бюрократии, как особой системы управления. П. исследуется в
рамках таких специальных социологических теорий, как социология труда, социология
организаций, социология профессий.
Во втором значении понятие П. используется для обозначения слов и
выражений, присущих представителям той или иной профессии, эмоционально
окрашенных и в силу этого зачастую переходящих из профессионального просторечия
в общелитературное употребление (в основном, в устную речь), где они становятся
просторечными эквивалентами терминов. Например, "на-гора" из речи
шахтеров; "задраить" из речи моряков; "разбор полета",
"от винта" из речи летчиков.
Профессионализм:
а) профессиональное
мастерство;
б) лингв. Слово
или речевой оборот, характерные для людей какой - либо профессии.
Психолого-педагогические
технологии - социальные технологии, косвенно воздействующие на человека
через механизмы социальной, психологической и педагогической регуляции его
социального самочувствия и поведения.
Методами психолого-педагогических технологий являются: социологические
исследования, наблюдение, социальная психологическая диагностика, внушение,
информирование, гуманизация условий труда и быта, профессиональна диагностика,
психокоррекция, привлечение к труду и расширение возможностей для проявления
творческих возможностей личности и др.
Развитие - необратимое направленное закономерное изменение
объектов, в результате которого возникает их новое качественное состояние.
Развитие - понятие,
характеризующее качественные изменения объектов, появление новых форм бытия,
существование различных систем, сопряженное с преобразованием их внутренней и
внешней связей.
Рейтинг (англ. rating):
а) индивидуальный
числовой показатель оценки спортивных достижений…;
б) степень
популярности…
Рейтинг
[англ. rating - оценка, порядок, классификация] -
термин, обозначающий субъективную оценку какого-либо явления по заданной шкале.
С помощью Р. осуществляется первичная классификация социально-психологических
объектов по степени выраженности общего для них свойства (экспертные оценки). В
социальных науках Р. служит основой для построения многообразных шкал оценок, в
частности, при оценке различных сторон трудовой деятельности, популярности
отдельных лиц, престижности профессий и др. Получаемые при этом данные обычно
имеют характер порядковых шкал.
Стандарт - типовой образец, эталон или модель, принимаемые за
исходные для сопоставления с ними других предметов.
Стандарт (от англ. standard
- норма, образец), в широком смысле слова - образец, эталон, модель,
принимаемые за исходные для сопоставления с ними и других подобных объектов.
Стандарт - как нормативно - технологический
Документ устанавливает комплекс норм, правил, требований
к объекту стандартизации. Стандарт может быть разработан как на материальные
предметы (продукцию, эталоны, образцы вещества), так и на нормы, правила,
требования в различных областях. Перен. - шаблон, трафарет, не содержащий
ничего оригинального.
Тестирование (в
психологии развития) [англ. test - испытание, проба] -
метод психологической диагностики, использующий стандартизированные вопросы и
задачи (тесты), имеющие определенную шкалу значений. Применяется для
стандартизированного измерения индивидуальных различий. Существуют три основные
сферы Т.: а) образование - в связи с увеличением продолжительности обучения и
усложнением учебных программ; б) профессиональная подготовка и отбор - в связи
с увеличением темпа роста и усложнением производства; в) психологическое
консультирование - в связи с ускорением социодинамических процессов. Т.
позволяет с известной вероятностью определить актуальный уровень развития у
индивида необходимых навыков, знаний, личностных характеристик и т. д. Процесс
Т. может быть разделен на три этапа: 1) выбор теста (определяется целью Т. и
степенью достоверности и надежности теста); 2) его проведение (определяется
инструкцией к тесту); 3) интерпретация результатов (определяется системой
теоретических допущений относительно предмета Т.). На всех трех этапах
необходимо участие квалифицированного психолога.
Тестирование
- использовать тест, проводить проверку с помощью тестов.
Технические
средства обучения- системы, комплексы, устройства и аппаратура, применяемые
для предъявления и обработки информации в процессе обучения с целью повышения
его эффективности. По функциональному назначению Т. с. о. обычно делят на три
основных класса: информационные, контролирующие и обучающие.
Управление, вид подчинительной синтаксической связи, при которой
главенствующий комитет словосочетания требует постановки зависимого компонента
в определенной грамматической форме, причем изменение формы главенствующего
слова.
Управление качеством продукции - деятельность, направленная на
достижение уровня качества, удовлетворяющего проектно-конструкторским,
контрактным и иным требованиям
Экспертные
оценки - основанные на суждениях специалистов количественные или бальные
оценки процессов или явлений, не поддающихся непосредственному измерению.
Экспертная оценка, количественные и (или) порядковые оценки
процессов или явлений, не поддающихся непосредственному измерению. Основывается
на суждениях специалистов.
|