Модуль 1 «Из истории риторики и ораторского искусства»
Тема
1.2 Из истории риторики. Персоналии
Древняя Греция
считается родиной красноречия. Родоначальниками риторики были классические
софисты 5 века до н.э., высоко ценившие слово и силу его убеждения. Теорию
риторики активно разрабатывал философ-софист Протагор из Абдер во Фракии. Он
одним из первых стал применять диалогическую форму изложения, при которой два
собеседника в споре защищают два противоположных взгляда. Протагор
классифицирует выражения на вопросы, ответы, приказания, просьбы.
Учителем красноречия, теоретиком ораторского искусства был и древнегреческий
софист Горгий из Леонтин в Сицилии, который подчеркивал силу слова и роль языка
в ораторском искусстве.
Отношение к
софистике и к софистам было двойственным и противоречивым. В начале слово софист
имело положительный смысл, оно обозначало вообще человека талантливого,
способного проявить себя в какой-либо деятельности, опытного в определенном
искусстве.
На
первых парах софисты учили правилам логического мышления, правильным приемам
доказательства и опровержения. Позже главной их заботой становится подбор и
применение различного рода словесных и логических уловок, с помощью которых
можно добиться победы над противником. Они рассматривали диалектику как
искусство, посредством которого можно доказать любое положение, каким бы
нелепым оно ни было. Например, утверждая, что сделать необразованного человека
образованным значит убить его, софист рассуждал следующим образом: «Став
образованным, он уже не будет тем, кем был». Если софиста уличали во лжи, он
выворачивался примерно так: «Кто лжет, говорит то, чего нет. Но того, чего нет,
нельзя сказать, следовательно, никто не может лгать». Поэтому слово софист
приобретает отрицательную окраску, его синонимами становятся лжемудрец,
шарлатан, фокусник.
С
софистами яростно боролся великий древнегреческий философ Сократ, в
совершенстве владевший диалектическим методом диалога.
Для Сократа диалектика
- это философское искусство вести беседу, рассуждение с целью обнаружения,
выяснения истины. Диалектик - тот, кто умеет ставить вопросы и давать
ответы. Иным был софистский метод обсуждения вопросов. Для софистов главное -
одержать победу во что бы то ни стало, активно возражать против иной точки зрения.
Значительное количество риторических трактатов, до сих пор не
систематизированных и недостаточно изученных, дала новая эпоха античной
культуры, обычно называемая эллинизмом.
Крупным
теоретиком и практиком ораторского искусства Древнего Рима был Цицерон (106-43
гг. до н.э.).
Теорию
риторики в Древнем Риме разработал и Квинтилиан ( около 35-95 гг. до н.э.).
Известен его главный труд «Двенадцать книг риторических наставлений».
Персоналии
Риторика как
систематическая дисциплина сложилась в Древней Греции в эпоху Афинской
демократии. В этот период умение выступать публично считалось необходимым
качеством каждого полноправного гражданина. Вследствие этого, афинскую
демократию можно назвать первой риторической республикой. Отдельные элементы
риторики (например, фрагменты учения о фигурах, о формах аргументации) возникли
еще раньше в Древней Индии и в Древнем Китае, но они не были сведены в единую
систему и не играли столь важной роли в обществе.
Начало риторики принято возводить к 460-м годам до н.э. и
связывать с деятельностью старших софистов Коракса, Тисия, Протагора и Горгия.
Коракс будто бы написал не дошедший до нас учебник Искусство убеждения,
а Тисий открыл одну из первых школ обучения красноречию.
Протагор (ок. 481-411 до н.э.) считается одним из первых, кто начал изучать
выведение заключения из посылок. Он также одним из первых использовал форму
диалога, в котором собеседники отстаивают противоположные точки зрения. Протагору
принадлежат не дошедшие до нас сочинения Искусство спора, О науках и др. Это он ввел в обиход формулу «Мера всех вещей - человек»
(начало его сочинения Истина).
Горгий (ок. 480-380 до н.э.) был учеником Коракса и Тисия. Он считается
основателем или, по меньшей мере, первооткрывателем фигур как одного из
основных объектов риторики. Сам он активно пользовался фигурами речи
(параллелизмом, гомеотелевтоном, т.е. единооформленными окончаниями и др.),
тропами (метафорами и сравнениями), а также ритмически построенными фразами.
Горгий сузил слишком размытый до него предмет риторики: в отличие от других
софистов, он утверждал, что обучает не добродетели и мудрости, а только
ораторскому искусству. Горгий первым стал преподавать риторику в Афинах.
Сохранились его сочинение О не сущем или о природе и речи Похвала
Елене и Оправдание Паламеда.
Лисий (ок. 415-380 до н. э.) считается создателем судебной речи как
особого вида красноречия. Его изложение отличали краткость, простота,
логичность и выразительность, симметричное построение фраз. Из приблизительно
400 его речей сохранились 34, однако авторство Лисия для некоторых из них
считается спорным.
Исократ (ок. 436-388 до н.э.) считается основателем «литературной»
риторики - первым ритором, уделявшим преимущественное внимание письменной речи.
Он одним из первых ввел понятие композиции ораторского произведения. В его
школе было принято выделение четырех композиционных блоков. Особенностями его
стиля являются сложные периоды, обладающие, однако, ясной и четкой конструкцией
и поэтому легко доступные для понимания, ритмическое членение речи и обилие
декоративных элементов. Богатая украшенность делала речи Исократа несколько
тяжеловесными для восприятия на слух. Однако как литературное чтение они
пользовались популярностью, о чем свидетельствует большое количество списков на
папирусах.
Платон (427-347 до н.э.) отверг ценностный релятивизм софистов и отметил,
что главным для ритора является не копирование чужих мыслей, а собственное
постижение истины, нахождение собственного пути в ораторском искусстве.
Основные его диалоги, посвященные вопросам риторики - это Федр и Горгий.
В них Платон отмечал, что главной задачей ораторского искусства является
убеждение, имея в виду убеждение прежде всего эмоциональное. Он подчеркивал
важность стройной композиции речи, умение оратора отделять первостепенное от
маловажного и учитывать это в речи. Переходя к анализу практики судебной
риторики, Платон отмечал, что здесь оратор должен не искать истину (которая в
судах никого не интересует), но стремиться к максимальному правдоподобию своих
доводов.
Аристотель (384-322 до н.э.) завершил превращение риторики в научную
дисциплину. Он установил неразрывную связь между риторикой, логикой и
диалектикой и среди важнейших черт риторики выделил ее «особую динамическую
выразительность и подход к действительности возможного и вероятностного»
(А.Ф.Лосев). В основных произведениях, посвященных риторике (Риторика, Топика и О софистических опровержениях), Аристотель указал место
риторики в системе наук античности и подробно охарактеризовал все то, что
составляло ядро риторического учения на протяжении последующих столетий (виды
аргументов, разряды слушателей, роды риторических речей и их коммуникативные
цели, этос, логос и пафос, требования к стилю, тропы, синонимы и омонимы,
композиционные блоки речи, способы доказательства и опровержения, правила спора
и др.). Некоторые из перечисленных вопросов после Аристотеля либо
воспринимались догматически, либо вообще были убраны из риторического учения.
Разработку их продолжили только представители новой риторики начиная с середины
20 в.
Помимо теоретиков в античности важную роль играли
ораторы-практики, которые не писали теоретических работ по риторике, но
образцовые речи которых активно использовались в обучении. Наиболее знаменитым
оратором был Демосфен (ок. 384-322 до н.э.).
В Греции сложились два стиля ораторского искусства - богато
украшенный и цветистый азианизм и возникший как реакция на злоупотребление
украшательством простой и сдержанный аттицизм.
В дохристианской латинской ораторской традиции наиболее известными
теоретиками ораторского искусства являются Цицерон и Квинтилиан.
Цицерон (106-43 до н.э.). Теория риторики Цицерона
изложена в основном в пяти его сочинениях: О нахождении, Топика -
приложение одноименного сочинения Аристотеля к римской ораторской практике, Оратор,
Брут и Об ораторе. В них Цицерон рассуждает о построении и
содержании речи, о выборе одного из стилей в соответствии с содержанием речи, о
периоде и об источниках убеждения
Квинтилиану (ок. 35-100 н.э.) принадлежит самый полный античный
учебник по красноречию Institutio oratoria или Риторические
наставления в 12 книгах. В нем Квинтилиан систематизирует все накопленные к
его времени знания по искусству оратора. Он дает определение риторики, характеризует
ее цели и задачи, пишет о коммуникативных задачах сообщения и убеждения, на
основании чего рассматривает три рода риторической организации сообщения. Затем
он рассматривает основные композиционные блоки сообщения, уделяя особое
внимание анализу аргументации и опровержения, пишет о способах возбуждения
эмоций и создания нужных настроений, касается вопросов стиля и стилистической
обработки сообщения. Одну из книг он посвящает технике произнесения и
запоминания.
Аврелий Августин (354-430), один из отцов церкви, до своего обращения в
христианство среди прочего преподавал риторику. Став христианином, он
обосновывал важность красноречия для истолкования библейских положений и для
христианского проповедничества. Его рассуждения о роли риторики для толкования
и объяснения христианского учения содержатся, в частности, в трактате De doctrina christiana
(О
христианском учении). Во многом его заслугой можно считать то, что риторика не была
отвергнута христианами и продолжала разрабатываться в христианскую эпоху.
В Средневековье риторика стала одной из «семи свободных наук» в
системе наук Варрона, преподаваемых в школах и университетах. Эти семь наук
делились на две группы: тривиум (грамматика, риторика и диалектика) и
квадривиум (арифметика, музыка, геометрия, астрономия). Преподавание наук
тривиума продолжалось в духовных и светских школах вплоть до 19 в.
Пьер Рамю (1515-1572) пытался пересмотреть античное учение о трех стилях.
Утверждал, что о любом предмете можно писать каждым из трех стилей (что отвергалось
античной традицией). Он использовал термин «риторика» для трех компонентов
коммуникации (дикция, память и действие), цель которой - убеждение. Его
последователи определяли риторику как ars ornandi, т.е. искусство украшенной
речи. Вследствие этого, после Рамю риторика стала сводиться к изучению
литературной формы и выражения. Рамю, будучи сам логиком, считал, тем не менее,
что фигуры речи являются только орнаментом и их нельзя охарактеризовать как
модели рассуждения. Распространение его точки зрения привело к окончательному
на тот период отмежеванию риторики от логики и философии.
На Западе эпоха Просвещения стала эпохой упадка риторики. Риторика
приобрела репутацию догматической дисциплины, не имеющей практического
значения, а если и применявшейся, то лишь для введения слушателей в
заблуждение. Интерес к риторике был утрачен. Ситуация изменилась лишь в первой
половине 20 в., под влиянием радикальных экономических и политических
преобразований в жизни общества, выдвинувших новые требования к речевой практике.
Возрождение риторики в 20 в. началось в США. Его связывают, прежде
всего, с деятельностью И.А.Ричардса и К.Берка. Труд И.А.Ричардса Философия
риторики (1936) показал актуальность и общественную значимость «убеждающей»
риторики, а работы К.Берка (в частности, Риторика мотивов) акцентировали
значение литературной риторики.
Проблематика новой риторики разрабатывалась в работах американских
теоретиков пропаганды Г.Лэсуэлла, У.Липпмана, П.Лазарсфельда, К.Ховланда и
основателей управленческой дисциплины «связи с общественностью» А.Ли,
Э.Бернайза, С.Блэка и Ф.Джефкинса. С самого начала риторического возрождения в
США акцент делался на риторику средств массовой коммуникации (поскольку
риторика рассматривалась как эффективный инструмент манипуляции общественным
мнением, т.е. инструмент социальной власти) и деловую риторику (ведение
переговоров, убеждение партнера и т.д.). По уровню проникновения практической
риторики в общественную жизнь США можно назвать риторической сверхдержавой.
Тем не менее, появление новой риторики связано с Европой - с
выходом в свет во Франции трактата Х.Перельмана и Л.Ольбрехт-Тытеки Новая
риторика. Трактат об аргументации (1958). В нем на современном уровне
научных знаний, прежде всего логических, получила дальнейшее критическое развитие
риторическая система Аристотеля. Х.Перельман и Л.Ольбрехт-Тытека подвергли
рассмотрению связь логики и аргументации, понятия аудитории, диалога,
неоднозначности, презумпций, топосов, нормативности, ошибок аргументации,
категоризировали аргументы и детально проанализировали их отдельные категории.
Важную роль в современной теории аргументации (также расширительно
именуемой теорией практического дискурса) занимает анализ суждений о ценностях.
Кроме Х.Перельмана и Л.Ольбрехт-Тытеки этому посвящали свои работы
Р.Л.Стивенсон, Р.Хэар, С.Тулмин, К.Байер. Эти и другие аспекты теории
аргументации разрабатывают также А.Нэсс, Ф. ван Эемерен, В.Брокриди и
др.
Авторитетом среди исследователей пользуются Пособие по
литературной риторике (1960) Г.Лаусберга и важная в методологическом
отношении работа Общая риторика (1970) льежской группы «мю» (Ж.Дюбуа с
коллегами). После выхода в свет труда льежцев новую риторику часто называют «общей
риторикой».
В России кризис
риторики оказался сдвинут по времени. Начавшись приблизительно в середине 19
в., он завершился в конце 70-х - начале 80-х годов 20 в. Несмотря на это, в
20-е годы 20 в. в России предпринимались попытки возрождения теории ораторского
искусства. Был создан первый в мире Институт живого слова с участием С.М.Бонди,
В.Э.Мейерхольда, А.В.Луначарского, Н.А.Энгельгардта, Л.В.Щербы, Л.П.Якубинского
и др., функционировала лаборатория публичной речи К.А.Сюннеберга. Риторическая
инициатива не получила поддержки официальных кругов. В официальной теории
ораторского искусства сформировалась странная оппозиция. Риторика как носитель
дурных качеств стала противопоставляться советскому ораторскому искусству как
носителю хороших качеств: «В наше время риторика - осуждающее определение
напыщенного, внешне красивого, но малосодержательного произведения, речи и
т.п.» (Словарь литературоведческих терминов. М., 1974, с. 324). При этом
объективный и детальный анализ даже советского ораторского искусства не
поощрялся.
Предвестниками выхода из «риторического кризиса» стали отдельные
важные теоретические работы по риторике в 1960-1970-е годы (С.С.Аверинцев,
Г.З.Апресян, В.П.Вомперский и др.). В современной России появляется
значительное количество трудов по дидактической и теоретической риторике, что
позволяет говорить о риторическом ренессансе. Авторов указанных работ можно
разделить на пять групп. Деление отличает некоторая доля условности, в
частности потому, что разные работы одного исследователя иногда позволяют
относить его к разным группам одновременно.
1. Сторонники возрождения традиционной риторики как
«искусства красно говорить» с учетом новых научных достижений. Это значительная
часть ученых, занимающихся преподаванием риторики (В.И.Аннушкин, С.Ф.Иванова,
Т.А.Ладыженская, А.К.Михальская и многие другие).
2. Разработчики современной
теории аргументации, когнитивной лингвиситики и теории речевого воздействия
(А.Н.Баранов, П.Б.Паршин, Н.А.Безменова, Г.Г.Почепцов, В.З.Демьянков,
Е.Ф.Тарасов и др.). 3. Разработчики отдельных риторических направлений -
теории фигур, тропов, теории экспрессивности (Н.А.Купина, Т.В.Матвеева,
А.П.Сковородников, Т.Г.Хазагеров и др.). 4. Методологи риторики (С.И.Гиндин,
Ю.В.Рождественский, Е.А.Юнина и др.). 5. Исследователи «литературной риторики»
- поэтического языка (М.Л.Гаспаров, В.П.Григорьев, С.С.Аверинцев, В.Н.Топоров и
др.).
Перспективы
риторики
В перспективе,
по-видимому, следует ожидать превращение риторики как современной семиотической
дисциплины в более «точную» науку, в той мере, в какой критерий точности
применим к гуманитарным наукам. Это должно осуществиться посредством детального
количественного и качественного описания закономерностей устройства всех
существующих типов текста и речевых жанров. Возможно создание подробных
каталогов типов преобразований плана выражения и плана содержания, описание
всех возможных структурных типов естественноязыковых аргументов. Интересно
также исследование прогностического потенциала риторики - насколько исходя из
возможностей дисциплины можно предсказывать качества появляющихся в связи с
возникновением новых сфер социальной практики новых речевых жанров и типов
текстов.
Этический аспект: риторика при правильном ее использовании
является эффективным инструментом в борьбе с языковой агрессией, демагогией,
манипулированием. Здесь важная роль принадлежит дидактической риторике. Знание
основ дисциплин риторического цикла позволит распознать демагогические и
манипулятивные пропагандистские приемы в средствах массовой информации и в
приватной коммуникации, а, следовательно, эффективно защищаться от них.
Литература по теме:
- Античные риторики. М., 1978
- Дюбуа Ж. и др. Общая риторика. М., 1986
- Перельман
Х., Ольбрехт-Тытека. Л. Из книги «Новая риторика:
трактат об аргументации». - В кн.: Язык и моделирование социального взаимодействия. М.,
1987
- Граудина
Л.К., Миськевич Г.И. Теория и практика русского красноречия. М., 1989
- Топоров
В.Н. Риторика. Тропы. Фигуры речи. - В кн.: Лингвистический энциклопедический
словарь. М., 1990
- Гаспаров
М.Л. Цицерон и античная риторика. - В кн.: Цицерон Марк Туллий. Три трактата об
ораторрском искусстве. М., 1994
- Зарецкая
Е.Н. Риторика. Теория и практика языковой коммуникации. М., 1998
- Ивин
А.А. Основы теории аргументации. М., 1997
- Аннушкин
В.И. История русской риторики: Хрестоматия. М., 1998
- Клюев
Е.В. Риторика (Инвенция. Диспозиция. Элокуция). М., 1999
- Рождественский
Ю.В. Теория риторики. М., 1999
- Лотман
Ю.М. Риторика - механизм смыслопорождения (раздел книги «Внутри мыслящих
миров»). - В кн.: Лотман Ю.М. Семиосфера. СПб, 2000
Вопросы для самостоятельной проверки усвоения темы 1.2:
- Общие сведения о риторике и характеристика деятельности одного из ораторов.
- Из истории ораторского искусства (характеристика на выбор одного из периодов - античность, средневековье, русская риторика, неориторика). Особенности стилей произношения ораторов.
- Общие сведения о культуре речи. Классики о красоте речи (А.С. Пушкин, И.С.Тургенев, Н.В. Гоголь…). Красноречие. Культура речи в процессе общения. Краснобайство. Софистика.
- Расскажите, кто такие «классические софисты».
- Что такое «общая риторика».
- В чем состоят перспективы риторики?
|