СОДЕРЖАНИЕ
ПРАКТИЧЕСКИХ ЗАНЯТИЙ модуля 1
Программа
практических занятий включает основные вопросы, которые выделены в учебной
рабочей программе дисциплины. Место и роль практических занятий курса
«Тренинг профессионально ориентированных риторик, дискуссий, общения» определяется
тем, что содержание данного курса по выбору постоянно рефлексируется студентом
в процессе его собственной жизнедеятельности, в процессе общения и
взаимодействия с различными людьми, определенным образом «присваивается»
студентом, расширяет «культурное поле», обогащает личностный и профессиональный
опыт молодого специалиста в плане знания основ риторической культуры.
Важным
элементом практических занятий является реализация теоретических знаний в
реальной практической деятельности студента: помогает в грамотном построении
публичного выступления, проведении спора, дискуссий, делового общения;
развивает речевые умения, навыки, способности; ориентирует на умение
воспринимать и выслушивать различные спорные мнения, овладевать полемическим
мастерством.
Занятия
построены таким образом, чтобы заинтересовать студентов в ценностях культуры
речи, риторических знаниях, их практической реализации, расширяя «поле»
общегуманитарной культуры студентов.
Практические
занятия предполагают: систематическое овладение, применение и рефлексию
освоенных на лекционных занятиях знаний. Таким образом, формируются
определенные речевые качества личности.
Цели
и задачи практических занятий:
-овладение
студентами культурой речи, основами
риторической культуры; навыками публичного выступления, элементами ораторского
искусства, умение грамотно, культурно общаться, находить язык общения с каждым,
быть эрудированными культурными специалистами с грамотной развитой речью; уметь
грамотно проводить деловые переговоры, вести дискуссии, полемику; применять
знания ораторского искусства в профессиональной деятельности.
В целом способствовать повышению общего уровня риторической
культуры студента для успешной профессиональной деятельности.
Студент
должен знать: основы риторической культуры, элементы ораторского искусства,
быть компетентным в сфере речевой культуры; грамотное проведение деловых
переговоров, дискуссий, общения; этические требования, нормы, ценности
во взаимоотношениях деловых партнеров; понимать сущность процесса
речевого общения;
Студент
должен уметь: овладевать основами
риторической культуры; грамотно и культурно общаться; понимать собеседника,
умение слушать его, учиться задавать
общие и конкретные вопросы, отвечать развернуто, либо кратко, грамотно
проводить деловые переговоры; стараться достигать взаимопонимания с любым
человеком; обращать внимание на эмоциональность речи, четкую дикцию, смысловые
паузы, ритм речи, элементы актерского мастерства; налаживать и осуществлять
речевую деловую коммуникацию; вести
дискуссию-диалог;
уметь вести профессионально-ориентированное общение; применять полученные
знания в личной и профессиональной деятельности.
Особенности
проведения практических занятий. В соответствии с целями и задачами
практических занятий подбираются основные формы работы: индивидуальные и
групповые, в парах сменного и постоянного состава. Методы и приемы:
занятие-дискуссия, речевые ситуации, игры-эксперименты, импровизации, речевые
упражнения, творческие задания, тренинг-упражнение, «мозговой штурм,
самоанализ, дискуссия, и другие.
Предполагается,
что непосредственно на занятиях формы и методы работы модифицируются,
расширяются, конкретизируются и наполняются конкретным содержанием в
зависимости от проблематики. Главное назначение: практическое освоение
теоретических положений изучаемого курса. Вопросы, выносимые на практическую
работу, связаны также с рекомендациями по самостоятельной работе студентов, так
как при подготовке к таким занятиям необходимо прорабатывать дополнительный
материал, который не всегда подробно обсуждался на лекции. Кроме того,
необходимо выполнять творческие задания, отрабатывать речевые упражнения, уметь
позитивно решать спорные ситуации и выполнять другие задания, которые требуются
для организованной работы в процессе практических занятий.
Занятия имеют
важное практико-прикладное значение для обеспечения профессиональной подготовки
будущих и начинающих специалистов в сфере речевого взаимодействия, культуры
речевого общения.
ТЕМЫ ПРАКТИЧЕСКИХ ЗАНЯТИЙ модуля 1
Модуль и тема
практических занятий
|
Форма выполнения и
отчета
|
Кол-во часов
|
Модуль 1. Из истории риторики и ораторского искусства.
|
1.1. Риторика и ораторское искусство.
Практическое занятие 1.
Выступления - «Великие ораторы прошлого». |
Креативный диспут- анализ ораторских речей |
2 |
1.2. Из истории риторики. Персоналии.
Практическое занятие 2. Поиграем в знаменитостей! |
Импровизация - идет процесс публичного выступления. |
2 |
1.3.
Русская риторика.
Практическое занятие 3.
Обсуждаем риторики
Ломоносова, Рижского, Сперанского. |
Интеллектуальные штудии |
2 |
1.4 Общая и частная
риторика.
Практическое занятие 4.
Тренинг-упражнения. |
Упражнения на: полётность голоса, правильность речевого дыхания; расширяют диапазон голоса; направлены на умение подбирать нужный темп речи, интонации; предназначены улучшить артикуляцию, научить чёткому произношению окончаний слов; направлены на самопроверку в нормативности произношений. |
2 |
Рекомендуемая
литература
- Культура устной и письменной
речи делового человека. М.: Флинта. - 2001. -315с.
- Гойхман, О. Я. Речевая
коммуникация: Учебник / О. Я. Гойхман, Т. М. Надеина.- М.: Инфра - М., 2001. -
272 с.
- Граудина Л. К. Культура
русской речи. М., 2001.-560 с.
- Максимов, В.И. Русский язык и
культура речи: Практикум. - М.: Гардарики, 2004. - 304с.
- Введенская, Л.А. Русский язык и
культура речи: учеб пособ. Изд-во Феникс., 2002. - 544с.
Дополнительная
литература
- Аристотель. Этика. Политика.
Риторика. Поэтика. Категории. - Минск, 1998. - Кн. 1-ая, гл. III, VI, IX.
- Алексеев А. П.
Аргументация. Познание. Общение. - М., 1991.
- Андреев В. И. Деловая
риторика. - Казань, 1993.
- Анисимова В. Н., Гимпельсон Л.
И. Современная деловая риторика. В 2-х частях. - Волгоград, 1999.
- Аннушкин В. И. История русской
риторики: Хрестоматия. - М., 1998.
- Баранов А. Н. Что нас убеждает:
Общественное сознание и язык. - М., 1990.
- Введенская Л. А., Павлова Л. Г.
Культура и искусство речи: Современная риторика. - Ростов/нД, 1998.
- Козаржевский А. Ч. Мастерство
устной речи. - М., 1984.
- Кохтев Н. Н. Ораторская
речь: стиль и композиция. - М., 1992.
- Минеева С. А. Основы мастерства
устного выступления: Как подготовить полемиста. - Пермь, 1991.
- Михальская А. К. Основы
риторики: Мысль и слово. - М., 1996. - Главы 1, 5.
- Ножин Е. А. Мастерство устного
выступления / Изд. 3-е, перераб. - М., 1989.
- Рождественский Ю. В. Теория
риторики. - М., 1999. - Глава II.
- Риторика: Хрестоматия / Сост. В.
И. Аннушкин. - Пермь, 1994.
- Сопер П. Основы искусства
речи. - М., 1992.
Примерный
образец вопросов для активного творческого обсуждения студентами
в
форме ДИСКУССИИ ПО ЦЕННОСТЯМ
(обратить
внимание, что Проблема ценностей находится на стыке Философии, Психологии,
Педагогики)
Предполагается САМОСТОЯТЕЛЬНАЯ
подготовка по вопросам - подойти к подготовке ТВОРЧЕСКИ: (думать хотя бы 10
минут в день о своих ценностях! Приготовить разумные «вопросы на засыпку» для
аудитории - а ответ знать аргументированный).
Дискуссия
должна быть «горячей» - не участвующих и равнодушных
не
должно быть !!!!! Принимаются: любое несогласие и провокационные вопросы
-ответы в данной теме!!!!!!
Заготовьте их побольше!!!!!!
- Какие науки, какие ученые
занимались проблемой ценностей?
- Классификация, типология, виды
ценностей.
- Мир человека - мир его
ценностей.
- Выбор ценностей человеком -
влияние на развитие, самореализацию, внутренний рост, выполнение собственной
задачи в жизни.
- Человек - Мир - Общество:
соотнесение ценностей.
- Ваши ценности.
- Любые известные цитаты,
афоризмы, мудрые мысли по проблеме ценностей.
|