Тема 2.2 ПРАВИЛА ОРАТОРСКОГО ИСКУССТВА
Ораторское
искусство
Искусство красноречия как
способ воздействия на людей и как способ их взаимодействия в процессе познания
явлений действительности. Основные этапы развития ораторского искусства. Роль
ораторского искусства в современном мире. Цель «ораторства». Сущность
красноречия. Специфика публичного выступления. Публичное выступление в
профессиональной деятельности учителя.
Требования
к поведению говорящего
Нравственный долг оратора
Риторика и этика. Личность
говорящего (образ автора). Свойства личности оратора, обеспечивающие
эффективность речи: увлеченность, заинтересованность, искренность; дружелюбие,
обаяние и артистизм; объективность, уверенность. Способы проявления этих
свойств в речи.
Учет «фактора адресата» в
публичном выступлении. Соотношение «говорящий-слушающий» и специфика его
проявления в публичном выступлении.
Принцип «гармонизирующего
диалога» и средства его реализации. Принципы коммуникативного сотрудничества и
формы их проявления.
Индивидуальный речевой стиль
оратора. Чувство аудитории и особенности их проявления в речи оратора
(зрительный контакт, голосовой контакт, устность, импровизационность речи).
Основные приемы управления вниманием аудитории.
Три основные категории
риторики: этос, пафос, логос, их роль в создании публичного высказывания.
Этос: условия речи, «которые
получатель речи предлагает ее создателю» (время, место, сроки ведения речи;
уместность речи; этические предпосылки речи).
Пафос: источник создания смысла
высказывания; намерение, замысел создания речи; развитие определенной темы,
интересующей адресата.
Логос: словесные средства,
необходимые для реализации замысла речи («словесное воплощение пафоса на
условиях этоса»).
Способы развития ораторских
способностей. Пути овладения практической риторикой.
Структура
публичного выступления
Определение темы и замысла
высказывания. Осознание и формулировка общей и конкретной цели выступления.
Основные части речи (начало, середина,
окончание речи), их функции, содержательные особенности. Переходы между частями
речи и способы их реализации.
Риторический эскиз речи и
способы его создания.
Подготовка к публичному
выступлению. Риторический анализ публичного выступления.
Информирующая
(информативная) речь и ее особенности
Функции информирующего
(информативного) высказывания. Виды и типы информации. Принципы отбора
информации для реализации замысла высказывания. Структурирование информации,
принципы расположения материала в информирующей речи.
Структурно-смысловые части
информирующей речи, их функции. Особенности вступительной и заключительной
части информирующей речи. Требования к содержанию и структуре основной части.
Устные информативные жанры, их
специфика и разновидности. Устная научная информирующая речь. Специфика
учебно-научной информации.
Средства активизации внимания
слушателей в процессе публичного выступления информирующего характера.
Аргументирующая речь
Функции и разновидности
аргументирующей речи (убеждающая, доказательная, объяснительная, агитирующая и
др.).
Общая характеристика
аргументирующей речи. Задачи оратора, решаемые в процессе подготовки
аргументирующей речи: определение проблемы речи (спорного вопроса);
формулировка тезиса, требующего доказательства; выбор стратегии доказательства.
Доказательство в
аргументирующей речи. Структура доказательства: тезис, аргументы, демонстрация.
Виды доказательства (прямые и косвенные).
Тезис, требования к
формулировке тезиса. Тезис и антитезис. Термины тезиса и требования к их
использованию. Деление тезиса на составляющие части. Основные приемы деления
тезиса. Ошибки в формулировке тезиса. Формы отклонения от тезиса.
Аргументация как система
убеждения, доказательства, объяснения. Специфика риторической аргументации.
Логическое и риторическое в аргументации. Доказательство как совокупность
логических приемов обоснования истинности доказываемого положения. Внушение как
способ воздействия на подсознание слушателей, на чувственную и эмоциональную
сферу человека с целью «навязывания» готового мнения адресату.
Убеждение как риторическая
форма воздействующей речи (сочетание доказательства и внушения, «сила чувств» и
убедительности).
Типология аргументов.
Логические (рациональные) аргументы (факты; статистические данные; определения
как обобщение представление о предмете; аксиомы и постулаты; ссылки на законы,
постановления, документы и др.).
Психологическая сторона
убеждающей речи Аргументы «к человеку». Агументы «к аудитории». Иллюстративные
и образные аргументы.
Приемы и способы создания
системы аргументов (отбор аругментов; группировка аргументов; оценка
воздействующей и логической «силы» аргументов; правила расположения аргументов
в структуре речи, их представления аудитории). Ошибки в использовании
аргументов, уловки аргументации.
Демонстрация (доказательное
рассуждение). Связь тезиса и аргумнтов в структуре доказательного рассуждения
(умозаключения). Виды рассуждений: индуктивный, дедуктивный, рассуждение по
аналогии, причинно-следственное. Ошибки и уловки в демонстрации.
Структура аргументирующей речи.
Функции вводной, основной и заключительной частей аругментирующей речи.
Специфика подготовки к аргументирующей речи.
Устные жанры аргументирующей
речи.
Правила
Деятельность
человека, профессия которого связана с
постоянным произнесением речей, чтением лекций
и докладов, просто немыслима без основательных знаний принципов и правил ораторского искусства. К числу таких людей относятся политики, профессора,
преподаватели, прокуроры, адвокаты и др. Для
них публичная речь - главнейшее оружие. Ораторство - сильнейший рычаг культуры. Однако теоретические
вопросы ораторского искусства, являющегося одним из средств человеческого
познания, разработаны мало.
Человеческое познание проявляется в разных формах. Существуют две
разновидности человеческой способности познания: научная и художественная; есть две формы
человеческого мышления: логическая и образная.
Наука и искусство, как две формы познания,
взаимно дополняют друг друга.
Публичная речь может
рассматриваться как своеобразное произведение искусства,
которое воздействует одновременно и на чувства и на
сознание. Если речь действует только на способность логического
восприятия и оценки явлений, не затрагивая чувственность
сферы человека, она не способна производить сильное впечатление.
Мастерство публичной речи состоит в умелом использовании обеих форм
человеческого мышления: логической и обратной. Искусство
есть мышление образами - этот закон может быть применим и к ораторскому
искусству.
Голые логические построения не могут эмоционально
воздействовать на человека. Идея речи, содержание ее доходят то сознания через
эмоциональную сферу.
Задача оратора состоит в том, чтобы
воздействовать на чувства слушателей. Сильное чувство, переживания человека всегда
затрагивают и разум, оставляя неизгладимое впечатление.
Рассудочная и эмоциональная сферы
восприятия органически взаимосвязаны. Настоящая публичная речь должна волновать и возбуждать не только мысли, но и
чувства.
Важнейшим условием ораторского искусства
является умение пользоваться образами и
картинами. Без этого речь всегда бледна и
скучна, а главное - неспособна воздействовать па чувства и через них на
разум.
Речь, состоящая из одних рассуждений, не может
удержаться в голове людей,
она быстро исчезает из памяти. Но если в ней были картины и образы, этого не случится. Только
краски и образы могут создать живую речь, такую, которая способна произвести
впечатление на слушателей. Живое изображение действительности есть душа повинно
ораторского искусства.
Книга П. Сопера "Основы
искусства речи" представляет собой
систематизированное пособие для всех, изучающих вопросы
ораторского мастерства. Цель автора -
дать практические наставления и рекомендации по подготовке публичных выступлений. Он исходит из мысли, что его пособие является
лишь подготовительной ступенью для тех, кто
решил овладеть тайнами ораторского искусства, и поэтому ограничивается задачей выработки у
учащегося первичных навыков выступления и преодоления укоренившихся или укореняющихся недостатков речи.
Главное, по его мнению, - это развитие в
начинающем ораторе чувства взаимообщения со слушателями, характерного для обычной беседы. Но такое простое на
первый взгляд требование П. Сопер развивает
в стройную и связанную в неразрывное целое
систему методических правил и советов, которые облегчают задачи, стоящие перед
новичком-оратором. Внимание и интерес
аудитории к выступлению оратора, готовность воспринять, что он говорит,
желание согласиться с ним и последовать его предложениям автор
понимает не как заранее обеспеченное и неизменно сопутствующее выступлению, а как нечто такое, за что оратор с
первого до последнего слова должен бороться, непрестанно поддерживая
психологический контакт со слушателями, непрерывно возбуждая и заостряя
интерес, добиваясь их расположения, преодолевая безразличие, критические или
просто недоброжелательные установки аудитории и, в конечном счете, развлекая,
удовлетворяя любознательность, воодушевляя, убеждая и призывая к действию - в
зависимости от мотивов выступления. Цель речи является основным
конструктивным элементом, положенным в основу
деления речей на развлекательные., информационные,
воодушевляющие, убеждающие, склоняющие к действию. В связи с указанными
предпосылками автор отводит в своей работе весьма значительное место вопросам психологии
внимания и психологии слушателя вообще.
Книга содержит почти исчерпывающий свод
практических наставлений по вопросам, неизбежно возникающим на пути к овладению
доходчивым, впечатляющим и воздействующим живым
словом.
Первое ее издание вышло в 1958 году и стало библиографическою редкостью. Второе - небольшим тиражом - лишь в
1991 г.
ВНЕШНИЙ
ОБЛИК ОРАТОРА
Лектор Сэм Сэнфорд однажды
рассказал о случае, происшедшем в фойе гостиницы городка, где он должен был
выступать. Молоденькая продавщица табачного киоска, где он покупал газету,
радостно объявила ему, что вечером собирается послушать лекцию профессора Сэнфорда. Узнав, что перед ней сам Сэнфорд, девушка
внимательно окинула его взглядом и сказала: «Ну что ж… Все-таки я пойду».
К счастью для хороших ораторов (не для плохих), мнение
о них составляется по внешним данным во время выступления. Во всяком
случае, хорошая речь на добрую четверть воспринимается чисто зрительным путем.
Слушатели присматриваются к оратору: как он стоит, какое у него
выражение лица, какая походка, что он делает с руками. Слушатели хотят знать,
что он представляет сам по себе. Наивно, движимые любопытством, они хотят
сразу составить мнение об ораторе-положительное или отрицательное - и, сами того не сознавая,
хотят решить, будут ли их симпатии на стороне оратора и воспримут ли они то,
что он им скажет. Выступить публично - это значит дать слушателю возможность
познакомиться с вами, как говорится, и на радостей на горе. Если не
на радость, если внешние данные не только не помогут, а скорее навредят, то,
надо думать, вы еще не овладели всем необходимым для публичного выступления.
Но прежде всего следует подтвердить основной принцип: подлинно движущая и
направляющая сила внешних данных и приемов оратора Заключается
в его глубоком переживании взаимного общения
с аудиторией. Настоятельная внутренняя
потребность выполнить свой долг перед слушателями
даст для правильного внешнего поведения гораздо
больше, чем нарочитые технические приемы. Всякие ухищрения в осанке, манерах, жестах
никогда не создадут настоящего облика оратора, воодушевленного мощной идеей и желанием поделиться ею с аудиторией.
ВНЕШНОСТЬ
«С лица не воду пить…» С неказистой внешностью
оратору приходится только мириться. Да и вовсе не нужно быть красивым, чтобы в
своем деле оказаться на должной высоте. Мужчина только выиграет от того, что
не будет похож на картинку из последнего журнала мод. Но когда придется встать
и взять слово, вы должны быть уверены, что ваш
внешний вид отвечает требованиям слушателей и обстановки. Ваши товарищи на
вечернем собрании в клубе вряд ли ожидают, чтобы вы предстали «перед ними, разодевшись
в пух и прах. Да и преподаватель не потребует, чтобы для очередного выступления на занятиях студенты
одевались по-праздничному. Но неопрятность может дорого
обойтись. Прическа должна быть в порядке, руки и ногти - чисты, обувь -
начищена, платье или костюм - тщательно отглажены и аккуратно застегнуты. Даниэль Уэбстер, о
котором говорили, что «никто не обладает
таким величественным видом, как Уэбстер», был поборником
безукоризненной внешности. Ему и в голову не пришло бы появиться перед
аудиторией не застегнутым на все пуговицы. В наше
время требования не так строги. Но мужчинам, пожалуй, более удобно выступать
в обычном костюме, если погода не слишком жаркая.
Не допускайте эксцентричности в одежде: и без
того все взоры будут устремлены на вас. Женщины
должны снимать шляпы с широкими полями и вообще привлекающие внимание
головные уборы. Вуалетки не нужны. Перчатки и сумки будут только мешать. Ничто
у вас или при вас не должно связывать свободу движений. Не надевайте плотно
обтягивающих костюмов, стесняющих движения
плеч и рук. Мужчины должны быть чисто выбритыми, освободиться от ненужных
вещей, оттопыривающих карманы, и убрать торчащие из бокового кармана
карандаши и ручки. Женщинам рекомендуется
по крайней мере оставлять дома кричащие украшения. Скромность в одежде
предпочтительнее назойливого шика. Не вызывайте удивления
и зависти - это помешает слушать, что вы говорите.
МАНЕРЫ. Надлежащие манеры оратора имеют более существенное значение,
чем его внешность. В самом деле, если он развернется, то заставит забыть
о своей внешности. Группа слушателей - нечто большее, чем простое скопление
людей. Она подчинена законам психологии внимания. В ней каждый склонен к
такой же реакции, как и все: благоприятной или
неблагоприятной. Это прекрасно учитывают опытные ораторы. Они знают, что раз
удалось возбудить интерес аудитории, то естественная заразительность
настроений поможет его поддержать. Они понимают, что, если не захватить
внимание всей группы в целом, невозможно будет удержать кого-либо под своим
влиянием.
Психология слушателя такова, что он требует от
оратора больше, чем это возможно в ином
случае. Когда разговаривают двое или трое знакомых, их беседа протекает в
обстановке свободы и равенства каждого при обмене мыслями. Совершенно иное -
официальная обстановка, в которой произносится речь. Здесь нет свободы и
равенства. Слушатель вовсе не склонен забывать, что приходится на время вашего
выступления как бы поступиться своей индивидуальностью, пожертвовать
удобствами и временем. В силу ограничений, налагаемых правилами общественного
приличия, он отдает себя временно во власть оратора. Одни пришли на собрание
против желания, лишь подчиняясь чувству долга; другие уступили настойчивой просьбе друга, мужа или жены.
Понятно, что слушатели предъявляют к оратору особые тре6ования: они
предоставили ему главную роль - оратор должен с этим считаться. Если он будет
держать себя нерешительно, безразлично и как бы извиняясь за свою
миссию, чувство ожидания у слушателя немедленно сменится разочарованием и досадой.
Еще одна
особенность психологии слушателей: они ощущают потребность в интимной и
теплой атмосфере частной беседы. Им не по душе несколько натянутая, официальная
обстановка публичного доклада. Если оратор ничего не сделает, чтобы изменить
положение, ему поставят это в вину. Слушатели хотят, чтобы он растопил ледок и
сблизился с аудиторией, как добрый знакомый. Подумайте, какие возможности
поднять настроение упускаются оратором, когда он стоит в застывшей позе,
устремив взор в потолок или зарывшись по уши в
кипу заметок, один вид которых вызывает у слушателя содрогание. Оратор - живой
человек, а не говорящий автомат.
Нужно овладеть уменьем создать дружескую
и вместе с тем деловую атмосферу. Вы
должны быть скромны и в то же время воодушевлены своими убеждениями.
Неважно, робели ли вы перед слушателями, внушали ли им недоверие; ваше
прямое дело- наладить с ними
контакт.
КАК ТОЛЬКО ПРЕДОСТАВЯТ СЛОВО…
Перед тем как выступить, следует, конечно,
ознакомиться с условиями помещения. Отметьте, каково расстояние между вашим
местом и первым рядом слушателей. Если речь произносится не с эстрады или
нет специально отведенного места для оратора, необходимо тщательно выбрать
место, с какого говорить. Лучше всего говорить, находясь посередине, по
возможности в нескольких футах от первого ряда и поодаль от передней стены.
Если имеется какое-либо возвышение, например эстрада, станьте на переднем
крае, хотя бы даже впереди места, отведенного для оратора. Когда эстрада
слишком высока и отделена от слушателей или аудитория сравнительно невелика
(например, не более 75 человек),
рекомендуется говорить, находясь на уровне слушателей. В таких случаях необходимо предварительно договориться с
председателем собрания. Это окажет вам неоценимую услугу в создании более интимной
и располагающей обстановки.
Не суетитесь. Спокойно направляйтесь к
избранному месту. Не перебирайте на ходу ваши заметки, не застегивайте пиджак
или жакет, не приводите в порядок прическу, не поправляйте галстук. Обо всем
этом надо думать заранее. С другой стороны, не начинайте речь, пока не займете
удобное и устойчивое положение. Примите нужную позу сразу, сделав последний
шаг. Не смотрите вниз на ноги или руки и тем более не смотрите сразу в записи. Как только
займете свое место, обратитесь к президиуму и затем к слушателям. Изберите какую-либо принятую форму обращения: «Г-н председательствующий, леди и джентльмены…»
В присутствии почетного гостя можно обратиться к нему, называя его по имени.
ВЫРАЖЕНИЕ ЛИЦА
Случалось ли вам когда-нибудь заглянуть через
застекленную дверь в аудиторию и понаблюдать за лицом оратора во время речи?
Вы его не слышите, но разве нельзя правильно оценить силу его выражений? Если
слушатели действительно заинтересованы, они будут смотреть на лицо оратора.
Лицо его должно быть серьезно. Но следите за
собой. Может случиться, что благодаря
умственному напряжению вы начнете хмуриться или, мысленно витая где-то в
пространстве, примете отчужденный вид.
Практиковаться перед зеркалом крайне необходимо,
чтобы иметь представление о мимике во время
речи. Изучайте свое лицо. Что происходит с бровями, со лбом? Разглаживайте
набегающие складки, расправляйте нахмуренные
брови. А может быть, что еще хуже, лицо у вас
во время речи совершенно ничего не выражает? Если на нем «застывшее» выражение,
упражняйтесь в ослаблении и напряжении лицевой мускулатуры. Произносите фразы,
насыщенные различными эмоциями-печалью, радостью и т.д., наблюдая за тем,
чтобы мимика тоже принимала в этом участие.
КОНТАКТ СО СЛУШАТЕЛЯМИ
До обидного легко оратору потерять контакт с аудиторией.
Стоит только время от времени посматривать в окно, окидывать взглядом стены,
опускать глаза на пол и поднимать их к
потолку, рассматривать руки, уткнуться в заметки… Наконец, он может просто
закрыть глаза. Такой оратор, не умеющий
наладить общение со слушателями, зачастую прибегает ко всем приемам, не
останавливаясь ни на одном. Он нервно перескакивает с одного на другое, как
застенчивый ребенок, старающийся как-нибудь выскользнуть из комнаты, полной
гостей.
Но ничто не приводит окружающих в такое смущение,
как пустой взгляд, т. е. манера смотреть на
людей, как в пустое пространство. Слушатель сразу замечает это и всегда
несколько в обиде на оратора.
Наличие зрительного контакта с аудиторией вовсе
не означает, что нужно все время стараться смотреть на всех и каждого. Можно
создать такое впечатление, если медленно
переводить взгляд с одной части аудитории на другую. Это поможет вам
избежать смущения, которое «испытывают многие от упорного взгляда, натравляемого
на них во время беседы или публичного выступления. Выберите отрывки
различной длины и выразительности и упражняйтесь в произнесении их, переводя взгляд от одной стены к другой с каждой новой
фразой или с каждым наиболее значительным словом. В большинстве случаев вы
будете поворачивать голову, а также немного и
корпус.
Но дело не в технических приемах, имеющих целью
наладить связь с аудиторией. Факт почти необъяснимый,
но если вы действительно обращаетесь к людям, они это чувствуют. Если вы
смотрите на них и все ваше существо воодушевлено
поставленной целью, слушатели будут сознавать, что речь обращена именно к ним,
и чувствовать вашу целеустремленность как свою собственную. Речь-действительное
общение только тогда, когда в сознании
оратора сам он, слушатели и слово сольются в нераздельном единстве.
ПОЗА
Не все хорошие
ораторы держатся одинаково. Действительно, они могут говорить хорошо, невзирая
на бросающуюся в глаза оригинальность позы. Вы тоже должны уметь это делать.
Но если усвоена привычка к правильной и удобной манере стоять, затраченный вами
труд даст. многое и для позы и для чувства уверенности. Упражняйтесь в .описанной ниже манере правильно стоять, пока не
появится привычное ощущение устойчивости, равновесия, легкости и подвижности
всей позы.
Ноги расставлены на пять-шесть дюймов в зависимости от роста;
носки слегка раздвинуты; одна нога выставлена чуть вперед; упор неодинаков на
обе ноги и по крайней мере в наиболее выразительных
местах речи делается более на носок, чем на пятку: колени гибки и податливы: в
плечах и руках нет напряжения; руки не притиснуты плотно к грудной клетке;
голова и шея несколько выдвинуты вперед по отношению к грудной клетке; грудь
выставлена, живот подтянут, но не настолько,
чтобы это мешало свободе дыхания.
Если чувствуется скованность в ногах, согните
их несколько раз в колене; если напряжена шея или связаны плечи, сделайте
головой несколько свободных медленных кругообразных
движений, несколько свободных взмахов
руками и кругообразных движений плечами. Если дыхание затрудненное и
поверхностное, необходимы поясные упражнения. Как только появится ощущение
легкости и удобства позы, научитесь сразу принимать и оставлять ее. Не пытайтесь
ступить на левую ногу и сделать весь упор на нее, выставив правую вперед и наискось к левой. Наоборот, переместите
упор на правую ногу и затем выступите левой.
Обратите внимание, что при ходьбе лучше всего начать с полушага. Практикуйтесь
отступать на шаг в одну сторону, в другую, выступать вперед, назад; следите за
перемещением центра тяжести при каждом шаге. Добейтесь, чтобы упор был там,
где он желателен, а когда останавливаетесь, чтобы фигура при этом не
откидывалась в сторону.
Учтите, что для правильной координации движений
и течения мыслей движение скорее должно
предшествовать или как бы слегка предвосхищать ход мысли, а не отставать от
него. Следите за тем, чтобы более выразительные места речи подчеркивались
движением на шаг вперед или выносом ноги
вперед; паузы и передышки - подходящие моменты, чтобы отступить на короткий
шаг.
ЖЕСТЫ. СУЩНОСТЬ И НАЗНАЧЕНИЕ ЖЕСТА
Все мы жестикулируем, в большинстве случаев даже
не отдавая себе в этом отчета. Обычно считается, что жесты заключаются в движениях рук и кистей, и действительно,
это самые выразительные и бросающиеся в глаза жесты. Но и любое телодвижение
с целью подчеркнуть значение произносимых слов тоже жест. Почти невозможно
говорить с увлечением и убежденно без неуловимо сложного сочетания движений головы, шеи,
плеч, корпуса, бедер и ног. Таким образом, в жестикуляции нет ничего не
свойственного всем и каждому и присущего только одним профессиональным
ораторам.
Впрочем, для начинающего оратора, еще не привыкшего
к жестикуляции руками при публичном выступлении, правильно
пользоваться жестами - трудная задача. Сначала
ему необходимо приобрести должную осанку и умение владеть собой во время выступления. А затем почему бы не заняться
работой над жестом? Если во время учебных занятий на курсах искусства речи у
вас возникает острое желание сделать, скажем, жест руками, не подавляйте его,
дайте рукам сделать движение в соответствии с возникшим импульсом. Если таких
импульсов при выступлении нет, никогда не прибегайте к произвольной и
механической жестикуляции. Практиковаться в технике жеста можно во время подготовки или на
занятиях, когда преподаватель дает
соответствующее указание. При достаточной
тренировке и развитии подвижности мышц, возможно,
возникнет и естественный импульс к соответствующему жесту.
Секрет особой целесообразности жестикуляции руками
скорее всего заключается в том, что в
значительной части человеческая деятельность осуществляется при помощи рук, и поэтому их положение и движения стали
наиболее характерными для выражения наших переживаний. Руки, как и речь,
определили переход человека на высшую
ступень развития по сравнению с животными.
Руками человек не только держит плуг, топор
или перо; руками он приветствует друзей, угрожает врагам, ласкает любимое
существо. Восприимчивость к жестикуляции
руками глубоко заложена в сознании слушателя.
В сочетании со словами жесты тоже говорят, усиливая их эмоциональное
звучание. Когда жестами пользуются при описаниях, или с целью подражания,
или при желании указать место и движение, они помогают вносить в изложение
нужную ясность.
Жест имеет ценное значение и как физическое выражение творческих усилий оратора,
дающее нам некоторое удовлетворение. В известных пределах нам даже нравится наблюдать за
оратором в самом процессе его работы. И ему
самому при передаче своих мыслей доставляют удовлетворение физические
проявления чувств,
сопровождающих мысль и ищущих выхода. Вкрадчивая и гладкая речь оратора, у
которого слова льются без всякого видимого усилия, оставляет какой-то осадок
предубеждения и недоверия. Осмысленная и выразительная работа рук от кистей до
самых плеч создает впечатление мужественной
силы и отвечает естественной человеческой потребности а движении, которая не
находит достаточного удовлетворения в интеллектуальной деятельности. Кроме
того, жест имеет и другое достоинство: он помогает создать гармонию равновесия
в позе оратора и ощущение этого равновесия у самих слушателей. Мы балансируем
при помощи рук при ходьбе, ту же роль играют руки и в процессе речи.
ПРАВИЛА ПОЛЬЗОВАНИЯ ЖЕСТАМИ
При жестикуляции пользуйтесь следующими правилами:
а) Жесты должны быть непроизвольны. Прибегайте
к жесту по мере ощущения потребности в нем. Не подавляйте импульса наполовину.
Если начали поднимать руки, но не дали им свободного движения вверх, то получится что-то вроде жеста, которым распугивают
кур: кш-кш. Такая жестикуляция довольно
обычна у новичков.
б) Жестикуляция не должна быть непрерывной. Не жестикулируйте руками на протяжении
всей речи. Не каждая фраза нуждается в подчеркивании
жестом.
в) Управляйте жестами. Не старайтесь
походить на ветряную мельницу, придержите силы в запасе; помните, что
жестикуляция - элемент равновесия всей позы. Никогда жест не должен отставать от подкрепляемого им слова.
г) Вносите разнообразие в жестикуляцию. Не пользуйтесь без
разбора одним и тем же жестом во всех случаях, когда нужно придать словам выразительность.
д) Жесты должны отвечать своему назначению. Их количество и
интенсивность должны соответствовать характеру речи и аудитории. Например,
взрослые в противоположность детям предпочитают умеренную жестикуляцию.
Как только вы овладели жестом, необходимо
посвятить некоторое время упражнениям в его технической отделке. В общем во
время речи не следует думать о жестикуляции, «кроме случаев, когда вам начнет казаться, что она
чрезмерна и ее следует сократить.
РЕЗЮМЕ
В общении оратора с аудиторией играет роль не только голос, но и весь его
внешний облик. Хорошее общее впечатление от
внешности оратора, его манер, позы и жестов крайне необходимо для успеха речи. Но здесь есть и своя отрицательная
сторона. Внешние данные могут отвлечь
внимание слушателей от содержания речи. Это возможно, если манеры и приемы
оратора не будут 'помогать лучшему выражению
идей, которыми он делится со слушателями, и, следовательно, не станут служить
своему прямому назначению.
Лучшая черта во внешнем облике оратора - корректность.
Неотъемлемые качества хороших ораторских манер -непринужденность,
воодушевление, уверенность и дружеский тон. В правильной позе сочетаются непринужденность
осанки и легкость движений. Жесты-это любые
движения, усиливающие впечатление от высказываемых идей. Жестикуляция
руками, хотя ее можно классифицировать в соответствии с назначением (выразительная,
описательная, указующая, подражательная), на самом деле может оказаться
разнообразной до бесконечности. При надлежащем применении жесты, всегда
непроизвольно возникающие, но поддающиеся контролю, представляют собой
проявления настроений и мыслей оратора.
Как
завоевать внимание аудитории. Советы лекторам- Анатолий Федорович Кони.
§ 1 Необходимо
готовиться к лекции; собрать интересное и важное, относящееся к теме - прямо
или косвенно, составить сжатый, по возможности, полный план и пройти по нему
несколько раз. Еще лучше - написать речь и, тщательно отделав ее в
стилистическом отношении, прочитать вслух.
Письменное изложение предстоящей речи очень полезно начинающим лекторам и
не обладающим резко выраженной способностью к свободной и спокойной речи.
План должен быть подвижным, то есть таким, чтобы его можно было сокращать
без нарушения целого.
§ 2 Следует
одеться просто и прилично. В костюме не должно быть ничего вычурного и
кричащего (резкий цвет, необыкновенный фасон); грязный, неряшливый костюм
производит неприятное впечатление. Это - важно помнить, так как психическое
действие на собравшихся начинается до речи, с момента появления лектора перед
публикой.
§ 3 Перед
каждым выступлением следует мысленно пробегать план речи, так сказать, всякий
раз приводить в порядок имеющийся материал. Когда лектор сознает, что хорошо
помнит все то, о чем предстоит сказать, то это придает ему бодрость, внушает уверенность
и успокаивает.
§ 4 Лектору,
в особенности начинающему, очень мешает боязнь слушателей, страх от сознания,
что речь окажется неудачной, то тягостное состояние души, которое хорошо
знакомо каждому выступающему публично: адвокату, певцу, музыканту и т. д. Все
это, с практикой, исчезает в значительной мере, хотя некоторое волнение,
конечно, бывает всегда.
Чтобы меньше волноваться перед выступлениями, надо быть более уверенным в
себе, а это может быть только при лучшей подготовке к лекции. Чем лучше
владеешь предметом, тем меньше волнуешься. Размер волнения обратно
пропорционален затраченному на подготовку труду или, вернее, результату
подготовки. Невидимый ни для кого предварительный труд - основа уверенности
лектора. Эта уверенность тотчас же повысится во время самой речи, как только
лектор почувствует (а почувствует он непременно и вскоре же), что говорит
свободно, толково, производит впечатление и знает все, что еще осталось
сказать.
Когда спросили Ньютона, как он открыл закон тяготения, великий математик
ответил: «Я об этом много думал». Другой великий человек - Альва Томазо Эдисон
сказал, что в его изобретениях было 98 процентов «потения» и 2 процента
«вдохновения».
Многим известно, во что обходился «перл создания» нашему Гоголю: до
восьми переделок начальных редакций! Итак, страх лектора уменьшается
подготовкой и практикой, то есть тем же трудом.
В уменьшении страха перед слушателями играют большую роль и те счастливые
минуты успеха, которые, нет-нет, да и выпадают на долю не совсем плохого или
только порядочного лектора.
§ 5 Начинать
речь с обращения: «Товарищи». Можно построить начальную фразу и так, чтобы эти
слова были в середине: «Сегодня, товарищи, вам предстоит…».
§ 6 Говорить
следует громко, ясно, отчетливо (дикция), немонотонно, по возможности
выразительно и просто. В тоне должна быть уверенность, убежденность, сила. Не
должно быть учительского тона, противного и ненужного - взрослым, скучного -
молодежи.
§ 7 Тон
речи может повышаться (то, что в музыке crescendo), но следует вообще менять
тон - повышать и понижать его в связи со смыслом и значением данной фразы и
даже отдельные слова (логическое ударение). Тон подчеркивает. Иногда хорошо
«упасть» в тоне: с высокого, вдруг перейти на низкий, сделав паузу. Это
«иногда» определяется местом в речи. Говоришь о Толстом, - и первая фраза об
его «уходе» может быть сказана низким тоном; этим сразу подчеркивается величие
момента в жизни нашего великого писателя.
Точных указаний делать по этому вопросу нельзя: может подсказать чутье
лектора, вдумчивость. Следует помнить о значении пауз между отдельными частями
устной речи (то же, что абзац или красная строка в письменной). Речь не должна
произноситься одним махом; она должна быть речью, живым словом.
§ 8 Жесты
оживляют речь, но ими следует пользоваться осторожно. Выразительный жест
(поднятая рука, сжатый кулак, резкое и быстрое движение и т. п.) должны
соответствовать смыслу и значению данной фразы или отдельного слова (здесь жест
действует заодно с тоном, удваивая силу речи). Слишком частые, однообразные,
суетливые, резкие движения рук неприятны, приедаются, надоедают и раздражают.
§ 9 Не
расхаживать по сцене, не делать однообразных движений, например покачиваний с
ноги на ногу, приседать и т. п.
§ 10 Полезно
всматриваться в отдельные группы слушателей (особенно в маленьких аудиториях,
комнатах): слушатели смотрят на лектора, и им приятно, если лектор посмотрит на
них. Этим привлекается внимание и завоевывается расположение к лектору. У
лектора не должно быть одной какой-то точки, к которой привлекается во все
время речи его взор.
§ 11 Лектор
должен быть в достаточной мере освещен: лицо говорит вместе с языком.
§ 12 От
лектора требуется большая выдержка и умение владеть собою при всех
неблагоприятных обстоятельствах. Никакие отвлекающие причины не должны на него
действовать (бинокли, газеты, поворачивания, шорох, плач ребенка, лай случайно
забравшейся собаки). Лектор должен делать свое дело. Указанные мелочи (их можно
насчитать с десяток), между которыми есть и действующие на самолюбие, с практикой,
психически не будут оказывать влияния, к ним лектор привыкает.
§ 13 В
случае резкого шума - призвать к тишине и продолжать речь. Если перед началом
речи можно предположить, что будет шумно, если видно, что публика нервна, самую
речь начать с призыва к тишине, а в этот призыв полезно включить одну-две фразы
завлекающего характера.
§ 14 Избегать
шаблона речи, он особенно опасен в начале и в конце. Публика подмечает все, и
шаблон может быть поводом к какой-нибудь неожиданной выходке, например,
шаблонно начатую лектором фразу закончит кто-нибудь в рядах и опередит лектора.
Шаблон - совершенно недопустимое зло во всяком творчестве.
§ 15 Не
применять в речи одних и тех же выражений, даже одних и тех же слов на близком
расстоянии. Флобер и Мопассан советовали не ставить в тексте одинаковых слов
ближе, чем на 200 строк.
§ 16 Форма
речи - простая, понятная. Иностранный элемент допустим, но его следует тотчас
же объяснить, а объяснение должно быть кратким, начеканенным; оно не должно
задерживать надолго движение речи. Лучше не допускать трудно понимаемых ироний,
аллегорий и т. п.; все это не усваивается неразвитыми умами, пропадает зря,
хорошо действует простое наглядное сравнение, параллель, выразительный эпитет.
§ 17 Лирика
допустима, но ее должно быть мало (тем она ценнее). Лирика должна быть
искренней, как и вся речь вообще. Все же или почти все должно быть в форме и
содержании речи, - вот почему предварительная подготовка и выработка плана так
важны и необходимы.
§ 18 Элемент
трогательного, жалостливого может быть в речи, но чтобы
"трогательное" действительно "трогало" сердце, надо о
трогательном говорить спокойно, холодно, бесстрастно: ни голос не должен
дрожать, ни слеза слышаться, не должно быть никакого внешнего притока
трогательности, от этого получается контрастный фон: черные линии сливаются с
черным фоном, а на белом выступают резко. Так и с трогательным.
Например, читать сцены казни Остапа надо протокольно, сухо, холодно,
стальным крепким голосом и изменить его там, где нельзя уже не изменить: описание
страданий казаков и Остапа и возглас его: "Батько! Слышишь ли ты все
это?!".
§ 19 Чтобы
лекция имела успех, надо: завоевать внимание слушателей и удержать внимание до
конца речи.
Привлечь (завоевать) внимание слушателей - первый отвественный момент в речи
лектора - самое трудное дело. Внимание всех вообще (ребенка, невежды,
интеллигента и даже ученого) возбуждается простым интересным (интересующим) и
близким к тому, что наверно переживал или испытал каждый. Значит, первые слова
лектора должны быть чрезвычайно просты, доступны, понятны и интересны (должны
отвлечь, зацепить внимание). Этих зацепляющих "крючков" - вступлений
может быть очень много: что-нибудь из жизни, что-нибудь неожиданное,
какой-нибудь парадокс, какая-нибудь странность, как будто не идущая ни к жесту,
ни к делу (но на самом-то деле связанная со всею речью), неожиданный и неглупый
вопрос и т. п. Большинство людей занято пустой болтовней или легкими мыслями.
Своротить их внимание в свою сторону всегда можно.
Чтобы открыть (найти) такое начало, надо думать, взвесить всю речь и
сообразить, какое из указанных выше начал и однородных с ними, здесь не
помеченных, может подходить и быть в тесной связи хоть какой-нибудь стороной с
речью. Эта работа целиком творческая.
Пример первый. Надо говорить о Калигуле, римском императоре. Если лектор
начнет с того, что Калигула был сыном Германика и Агрипины, что родился в
таком-то году, унаследовал такие-то черты характера, так-то и там-то жил и
воспитывался, то… внимание вряд ли будет зацеплено. Почему? Потому что в этих
сведениях нет ничего необычного и, пожалуй интересного для того, чтобы
завоевать внимание. Давать этот материал все равно придется, но не сразу надо
давать его, а только иногда, когда привлечено уже внимание присутствующих,
когда оно из рассеянного станет сосредоточенным. Стоять можно на подготовленной
почве, а не на первой попавшейся случайной. Это - закон.
Первые слова и имеют эту цель: привести собравшихся в состояние внимания.
Первые слова должны быть совершенно простыми (полезно избегать в этом моменте
сложных предложений, хороши простые предложения). Можно начать так: «В детстве
я любил читать сказки. И из всех сказок на меня особенно сильно влияла одна
(пауза): сказка о людоеде, пожирателе детей. Мне, маленькому, было крайне жалко
тех ребят, которых великан-людоед резал, как поросят, огромным ножом и бросал в
большой дымящийся котел. Я боялся этого людоеда, и когда темнело в комнате,
думал, как бы не попасться к нему на обед. Когда же я вырос и кое-что узнал,
то…» далее следуют переходные слова (очень важные) к Калигуле и затем речь по
существу. Скажут: причем тут людоед? А при том, что людоед - в сказке и
Калигула - в жизни - братья по жестокости.
Разумеется, если лектор не выдвинет в речи о Калигуле его жестокости, то
не нужен и людоед. Тогда надо будет взять другое для завоевания внимания.
Оригинальность начала интригует, привлекает, располагает ко всему остальному;
напротив того, обыкновенное начало принимается вяло, на него нехотя (значит
неполно) реагируют, оно заранее определяет ценность всего последующего.
Пример второй. Надо говорить о Ломоносове. Во вступлении можно нарисовать
(кратко.- непременно кратко, но сильно!) картину бегства в Москву
мальчика-ребенка, а потом: прошло много лет. В Петербурге, в одном из старинных
домов времен Петра Великого, в кабинете, уставленном физическими приборами и
заваленном книгами, чертежами и рукописями, стоял у стола человек в белом
парике и придворном мундире и объяснял Екатерине II новые опыты по
электричеству. Человек этот был тот самый мальчик, который когда-то бежал из
родного дома темною ночью.
Здесь действует на внимание простое начало, как будто не относящееся к
Ломоносову, и резкий контраст двух картин.
Внимание непременно будет завоевано, а дальше можно вести речь о
Ломоносове по существу: поэт, физик, химик…
Пример третий. Надо говорить о законе всемирного тяготения. Принимая во
внимание все предшествовавшее о вступлении, о первых словах лектора для
завоевания внимания, и эту лекцию можно было бы начать так. «В Рождественскую
ночь 1642 года, в Англии, в семье фермера средней руки была большая сумятица.
Родился мальчик такой маленький, что его можно было выкупать в пивной кружке».
Дальше несколько слов о жизни и учении этого мальчика, о студенческих годах, об
избрании в члены королевского общества и, наконец, имя самого Ньютона. После
этого можно приступить к изложению сущности закона всемирного тяготения. Роль
этой «пивной кружки» - только в привлечении внимания. А откуда о ней узнать?
Надо читать, готовиться, взять биографию Ньютона…
Как привлечь внимание и через это подействовать на волю, превосходно
пояснено в рассказе А.П. Чехова «Дома» (прием тот же, что и здесь).
Начало должно быть в соответствии с аудиторией, знание ее необходимо.
Например, начало лекции о Ломоносове не подошло бы к аудитории интеллигентной,
так как с первых же слов все догадались бы, что речь идет именно о Ломоносове,
и оригинальность начала превратилась бы в жалкую искусственность.
Вторая задача лектора - удержать внимание аудитории. Раз внимание возбуждено
вступлением, надо хранить его, иначе перестанут слушать, начнется движение и,
наконец, появится та «смесь» тягостных признаков равнодушия к словам лектора,
которая убивает всякое желание продолжать речь. Удержать и даже увеличить
внимание можно:
краткостью, быстрым
движением речи, краткими освежающими отступлениями.
Краткость речи состоит не только в краткости времени, в течение которого
она произносится. Лекция может идти целый час и все-таки быть краткой; она же
при 10 минутах может казаться длинной, утомительной.
Краткость - отсутствие всего лишнего, не относящегося к содержанию, всего
того водянистого и засоряющего, чем обычно грешат речи. Надо избегать лишнего:
оно расхолаживает и ведет к потере внимания слушателей. Чтобы из мрамора
сделать лицо, надо удалить из него все то, что не есть лицо (мнение А.П.
Чехова). Так и лектор ни под каким видом не должен допускать в своей речи
ничего из того, что разжижает речь, что делает ее «предлинновенной», что
нарушает второе требование: быстрое движение речи вперед.
Речь должна быть экономной, упругой. Нельзя рассуждать так: ничего, я
оставлю это слово, это предложение, этот образ, хотя они и не особенно-то
важны. Все неважное - выбрасывать, тогда и получится краткость, о которой тот
же Чехов сказал: «Краткость - сестра таланта». Нужно делать так, чтобы слов
было относительно немного, а мыслей, чувств, эмоций - много. Тогда речь
краткая, тогда она уподобляется вкусному вину, которого достаточно рюмки, чтобы
почувствовать себя приятно опьяненным, тогда она исполнит завет Майкова: словам
тесно, а мыслям просторно.
Быстрое движение речи обязывает лектора не задерживать внимания в
подходах к новым частям (новым вопросам - моментам) речи. Например, часто
приходится слышать: «Что же касается до юмора Чехова, юмора крайне
своеобразного, то о нем можно сказать следующее…».
Вместо этих нестоящих слов надо сказать: «Юмор Чехова отличается
удивительной мягкостью и гуманностью». Потом - закрепление примерами.
Краткие освежающие отступления нужны в большой (скажем, часовой) речи,
когда есть полное основание предполагать, что внимание слушателей могло
утомиться. Утомленное внимание - невнимание. Отступления должны быть легкими,
даже комического характера, и в то же время стоять в связи с содержанием
данного места речи. В маленькой речи можно обойтись и без отступлений: внимание
может сохраниться хорошими качествами самой речи.
Конец речи должен закруглить ее, то есть связать с началом. Например, в
конце речи о Ломоносове (см. выше) можно сказать: «Итак, мы видели Ломоносова
мальчиком-рыбаком и академиком. Где причина такой чудесной судьбы? Причина -
только в жажде знаний, в богатырском труде и умноженном таланте, отпущенном ему
природой. Все это вознесло бедного сына рыбака и прославило его имя».
Разумеется, такой конец не для всех речей обязателен. Конец - разрешение
всей речи (как в музыке последний аккорд - разрешение предыдущего; кто имеет
музыкальное чутье - тот всегда может сказать, не зная пьесы, судя только по
аккорду, что пьеса кончилась); конец должен быть таким, чтобы слушатели
почувствовали (не только в тоне лектора, это обязательно), что дальше говорить
нечего.
§ 20 Для
успеха речи важно течение мысли лектора. Если мысль скачет с предмета на
предмет, перебрасывается, если главное постоянно прерывается, то такую речь
почти невозможно слушать. Надо построить план так, чтобы вторая мысль вытекала
из первой, третья из второй и т.д., или чтобы был естественный переход от
одного к другому.
Пример: черты характера Калигулы - жестокость, разврат, самомнение, расточительность.
Если в рассказ о жестокости поместить черту расточительности (мысль
перескочила!), а в рассказ о разврате - черту самомнения (мысль опять
перескочила!), то получится отсутствие логического течения мысли. Это
совершенно недопустимо. Средство против такого недостатка - обдуманный план и
его точное исполнение. Естественное течение мысли доставляет, кроме
умственного, глубокое эстетическое наслаждение. Об этом говорил и Пушкин.
Течение мысли подобно синему столбику термометра, а отступления - черточкам,
указывающим целое число градусов, но только не в такой равномерной
последовательности.
§ 21 Лучшие
речи просты, ясны, понятны и полны глубокого смысла. При недостатке собственной
«глубокой мысли» дозволительно пользоваться мудростью мудрых, соблюдая меру и в
этом, чтобы не потерять своего лица между Лермонтовыми, Толстыми, Диккенсами…
Воспроизведено по изданию:
А.Ф. Кони,
Избранные произведения, М., Изд. "Юридическая литература", 1956 г.,
стр. 107
Несколько
правил успешного публичного выступления
Предлагаем несколько
правил успешного публичного выступления. Они помогут сделать вашу речь
интересной и привлекательной.
1. Подготовка речи
Как известно, все хорошие импровизации тщательно
готовятся заранее. Выступление без предварительной подготовки, особенно
начинающего оратора, почти наверняка будет провальным. Помните афоризм Марка
Твена: «Требуется более трех недель, чтобы подготовить хорошую короткую речь
экспромтом».
Вначале сделайте «каркас» или «скелет» будущего
публичного выступления:
- Определите мотивацию слушания людьми вашего выступления. Для чего
это им нужно? Что полезного или интересного они узнают для себя?
- Выделите главную идею вашей речи.
- Выделите подзаголовки, разделив вашу идею на несколько составных
частей.
- Определите ключевые слова, которые вы повторите несколько раз, чтобы
присутствуют лучше запомнили, о чем вы им рассказываете.
- Тщательно продумайте план и структуру будущей речи. Она должна
включать введение, основную часть и выводы (окончание)
Подготовив «скелет», начинайте наращивать на нем
«мускулы».
- Найдите яркие примеры «из жизни», из истории, литературы, которые
используете в процессе выступления.
- Подготовьте необходимые схемы, иллюстрации, графики для зрительного
закрепления информации.
- Определите момент в ходе выступления, когда вы обратитесь к
аудитории с каким-то вопросом, с просьбой что-то назвать, пересчитать -
это поможет присутствующим сконцентрировать свое внимание на обсуждении
темы и значительно повысит эффективность восприятия вашего материала.
- Напишите полный текст. Особое внимание уделите его началу и
окончанию.
Особенностью введения является то, что аудитория по
нему очень быстро составит впечатление о вас, и это впечатление будет
доминировать на протяжении всего выступления. Если во вступительной части
допустить ошибки, их тяжело будет исправить. Важно с самого начала
заинтересовать публику удачностью вашего первого выстрела. Для этого во
вступительной части можно использовать какую-либо остроумную шутку, рассказать
интересный факт или вспомнить выдающееся историческое событие, обязательно
связывая их с темой выступления.
Заключительная часть публичного выступления
предусматривает подведение итогов. В окончании нужно напомнить ключевые
проблемы, затронутые в речи, обязательно повторить все основные идеи. Удачность
конструкции последних фраз, усиленная их эмоциональностью, выразительностью, не
только вызовет аплодисменты слушателей, но и превратит их в ваших приверженцев.
Главный ваш контролер - время. Внимательно слушать
и воспринимать ваши идеи публика может только ограниченный срок, обусловленный
психофизиологическими причинами (обычно не более 15-20 минут, потом внимание
аудитории начинает слабеть). От вас ожидают коротких, четких, понятных,
убедительных и доступных фраз. Следуйте чеховскому высказыванию: «Краткость -
сестра таланта». Учитывайте темпоритм вашей речи. Самая благоприятная скорость
для восприятия - приблизительно 100 слов за минуту. При планировании
выступления обязательно учитывайте время, которое нужно будет потратить для
ответов на вопросы.
Желательно узнать заранее, перед кем вам придется
выступать: численность аудитории, ее интересы, взгляды, чего она ждет от
оратора, какую реакцию необходимо получить от нее. В зависимости от этих
показателей откорректируйте отдельные моменты своего выступления. Нужно
находиться на одном культурном уровне с аудиторией, общаться на ее языке,
только в этом случае можно рассчитывать на установление психологического
контакта между оратором и слушателями. Не следует затрагивать темы, которые
выходят за рамки понимания аудитории.
Проверьте по словарям значения «умных» слов,
которые вы используете. Выясните правильность их произношения. Языковые ошибки
могут вызвать насмешки в ваш адрес и погубить все выступление, каким бы
гениальным оно ни было по содержанию.
Когда речь подготовлена, ее основные положения или
тезисы лучше записать на небольшие карточки. Расположите их последовательно.
Такими карточками очень удобно пользоваться во время выступления. Если это не
двух- трехчасовой доклад, то читать текст не рекомендуется, желательно выучить
его наизусть и произносить по памяти, лишь время от времени заглядывая в свои
заметки.
Произнесите речь несколько раз вслух (лучше перед
зеркалом), чтобы привыкнуть к тексту и хорошо прочувствовать все нюансы. Для
шлифовки фраз, интонации, мимики желательна работа с магнитофоном или
видео-камерой. Такая предварительная тренировка снизит ваше волнение, позволит
почувствовать себя уверенно и намного увеличит вероятность успеха публичного
выступления.
2. Место выступления.
Кафедра или трибуна, сцена или балкон, вообще любое
возвышение над уровнем пола всегда вызывают страх у людей, которые не имеют
достаточного опыта публичных выступлений. Э. Морен называл это «страхом сцены»,
а Марк Твен рекомендовал тем, кто боится выступления: «Успокойтесь, ведь
публика все равно от вас ничего не ожидает». Лучше настроить себя
так, будто бы вы в первую очередь сами себе хотите рассказать что-то
интересное, одновременно ознакомив с ним и всех присутствующих.
Перед выступлением очень важно изучить помещение,
чтобы установить, с какой стороны будут смотреть на вас слушатели. Выбирая
место, учитывайте свой рост. Необходимо проверить, все ли смогут вас видеть.
Если нужно говорить за трибуной, то при невысоком росте позаботьтесь о том,
чтобы под трибуну поместили крепкую подставку. «Говорящая голова» выглядит
комично и не сможет долго удерживать внимание зрителей. Необходимо следить,
чтобы оратор был виден по грудь.
Если во время публичного выступления придется
сидеть, проверьте удобство вашего места. Сидя за столом, нельзя сутулиться и
класть на него руки; сидя в кресле, нельзя опираться на подлокотники и спинку,
забрасывать ногу на ногу, сцеплять руки на коленах, старайтесь сидеть на краю
кресла, немного наклонившись вперед с отодвинутыми слегка назад ногами и
прижатыми к полу пятками; необходимо сидеть прямо, свободно, излучая открытость
и доброжелательность; смотреть людям в глаза, следить за их эмоциями, жестами и
мимикой, всем своим видом демонстрировать заботу и понимание.
3. Одежда
Выступление перед большой аудиторией напоминает
спектакль, поэтому большое значение имеет одежда докладчика. Во время
публичного выступления оратору приходится сидеть за столом, стоять на высокой
кафедре, за трибуной и т.д. Учитывая это штаны и юбки должны быть достаточно
длинными, носки - высокими, туфли - быть в полном порядке.
Одевайте те вещи, в которых вы чувствуете себя
комфортно, которые не отвлекают вас своим неудобством. У вас ни разу не должно
возникнуть мысли: «Как оно на мне сидит?». Лучше не пользуйтесь совсем новыми
вещами, которые одеваете впервые. Одежда и обувь не должны доставлять вам
внутренний дискомфорт и отвлекать ваше внимание.
Универсальное правило успешного публичного
выступления: не допускать дисбаланса между тем, что вы говорите, и тем, как вы
выглядите. В официальных случаях лучше использовать средне-темный костюм, белую
или цвета слоновьей кости неузкую рубашку и элегантный выразительный галстук.
Контрастные цвета, хороший костюм помогут сформировать положительное отношение
к вам и поспособствуют успеху публичного выступления. Галстук не должен иметь
яркого рисунка, чтобы не отвлекать внимание от лица, вместе с тем, он не должен
быть одноцветным. Лучше всего подходят галстуки из матовой ткани, темно-синего
цвета, цвета красного вина, бордо с едва заметным рисунком. Длина галстука
должны быть такой, чтобы ее конец едва прикрывал пряжку на поясном ремне.
Если ваш пиджак имеет две пуговицы, нужно
застегнуть лишь верхнюю, если три - только среднюю. Если нет очень большой
необходимости, не стоит одевать очки при публичном выступлении, ювелирные
украшения также не нужны.
Если оратор - женщина, ее одежда должна иметь
длинный рукав, длина юбки - средняя (к середине колена), она не должна быть
слишком узкой. Относительно цветов, то здесь требования значительно
либеральнее, чем у мужчин: цвет просто должен идти женщине. Женщины тоже должны
избегать ярких массивных украшений. Обувь лучше всего темных цветов с
незаметными или однотонными бантами; колготки одинакового с обувью цвета. Очки
должны иметь простой дизайн и оправу под цвет волос.
При выступлении в неформальной обстановке
(дружеские вечеринки и т.п.) требования к одежде не играют большой
роли. Можно одеваться как угодно, однако помните, что если в вашем
внешнем виде будет какая-то эклектичная деталь, бросающаяся в глаза
(яркая брошь, крикливый галстук кислотных цветов, оригинальный фасон костюма с
капризными узорами), то она будет отвлекать внимание от содержания ваших слов.
Публика запомнит именно ее и не обратит внимание на то, что вы говорили.
4. Успешное публичное выступление - несколько
секретов.
Когда вы заходите в аудиторию, двигайтесь уверенно,
не семените и не делайте суетливых движений. Идите своей обычной походкой, этим
вы убедите присутствующих, что вы не волнуетесь и никуда не спешите. Когда вас
представили, поднимитесь, обязательно подарите залу легкую улыбку и войдите в
непосредственный зрительный контакт с аудиторией.
Для того, чтобы показать свою значимость и вызвать
уважение аудитории, необходимо контролировать максимально допустимое
пространство. Не старайтесь показать себя маленьким человеком и не таитесь
где-то в углу сцены. Обязательно займите место в центре или же хотя бы
направляйте в центр свой взгляд время от времени. Расправьте плечи, поднимите
голову и немного наклонитесь вперед, демонстрируя что-то наподобие поклона
перед аудиторией, можно этот жест несколько раз потом повторить.
Когда вы поднялись на подиум, сцену, трибуну или
заняли другое место для выступления, не спешите сразу же начинать говорить.
Обязательно сделайте паузу. Можете воспользоваться любой возможностью -
попросите стакан воды, разложите бумаги, что-то передвиньте. Используйте паузу
настолько, насколько вы считаете необходимым, чтобы подготовить себя
психологически и настроить аудиторию на общение с вами. Если вы сильно
волнуетесь, сделайте несколько глубоких вдохов и выдохов перед началом речи.
Пауза также вам поможет, чтобы за несколько секунд изучить пространство вокруг
вас, прикинуть, как вы его будете использовать. Помните театральную аксиому:
чем талантливее актер, тем большую паузу он умеет держать.
Далее не просто охватите глазами, а внимательно
осмотрите зал, присмотритесь ко всей аудитории. Остановитесь взглядом на
нескольких из присутствующих, которые станут зрительными точками опоры, маяками
в вашем выступлении. Потом, в случае необходимости, вы их можете
изменить. Попробуйте подарить ваше персональное внимание как можно
большему количеству людей, но обязательно пройдитесь взглядом по всему
пространству зала - слева направо, от первого к последнему ряду. Не
задерживайтесь долго в задних рядах и снова переведите свой взгляд на передние
места. Помните, что их всегда занимают наиболее заинтересованные люди, в их
глазах вы найдете для себя поддержку. Зафиксировав для себя несколько таких
зрительных «якорей», начинайте говорить.
Ваша мимика и жесты дают человеку куда больше
впечатлений, чем все, что вы произносите. Жестами вы сконцентрируете внимание
на важности информации. При жестикулировании существует три правила: первое -
не кладите руки в карманы; второе - не прячьте их за спину; третье - не
занимайте их посторонними предметами. Руки - это помощники, которые всегда
должны быть свободными и готовыми объединиться в единое целое с вашими мыслями.
Нельзя применять «оборонительные» или «защитные»
движения тела, например, скрещивание рук на груди, закладывание их за спину.
Скрещивание рук демонстрирует неуверенность в том, что человек говорит. Лучше
всего занять открытую позу и время от времени демонстрировать улыбку. Постоянно
контролируйте свою осанку, спину держите прямой, голову поднятой, двигайтесь
естественно.
Во время публичного выступления не застывайте,
будто памятник, и не отбрасывайте голову назад, так как этим вы отталкиваете
аудиторию и задерживаете поток психологической энергии, который должен
динамично влиять на присутствующих. Обязательно двигайтесь. Нужно показать себя
живым, энергичным, динамичным. Ваши движения должны быть короткими, точными и
убедительными. Когда вы хотите что-то подчеркнуть, подайтесь телом навстречу
аудитории или воспользуйтесь жестом приближения вашего тела к присутствующим.
Если есть возможность приблизиться к аудитории, то сделайте это тогда, когда вы
хотите сообщить ей что-то важное донести и убедить присутствующих в вашей
правоте.
Постоянно удерживайте зрительный контакт с
аудиторией. Опытный оратор всегда следит за вниманием слушателей, переводя
взгляд из передних рядов на задние. Если вы пользуетесь записками, то делайте
это очень аккуратно: быстрым и коротким взглядом вниз посмотрите текст и снова
поднимите глаза, переведя все внимание обратно на аудиторию.
Учитывайте культурные, национальные, религиозные и
прочие особенности аудитории. Например, у китайцев и японцев ваш открытый
взгляд в глаза может вызвать отрицательные чувства, так как в восточных
культурах это не принято. У кавказских народов прямой твердый взгляд в глаза
мужчине воспринимается как вызов на поединок и т.д. Также с большой
осторожностью нужно использовать шутки на национальную или религиозную
тематику.
У вас не должно быть замороженного, неподвижного
выражения лица. В противном случае вы вызовете равнодушие и скуку у публики.
Основа вашей привлекательности как оратора - это легкая приятная улыбка.
Попробуйте переход к каждой ключевой теме сопровождать особым изменением на
лице: немного поднимите брови или поведите глазами, используйте медленные
повороты головы. Если сидите - включайте в дело руки: что-то переведите или
измените немного их позицию. Во время сидения все время подчеркивайте свободу
вашей позы.
Неоднократное повторение простых выразительных
фраз, ярких словосочетаний способствует успеху публичного выступления. Однако
старайтесь избегать неуместного и несвоевременного их употребления. Нельзя
допускать, чтобы содержание фраз было далеко от мыслей, которые нужно донести
до аудитории.
Не демонстрируйте превосходства или
легкомысленности при общении с аудиторией, не вещайте «свысока» менторским
тоном. Очень серьезно подходите к формулированию ответов на поставленные
вопросы - ответы дают возможность еще раз подчеркнуть основные положения вашей
речи. Избегайте раздражения, враждебности или сарказма, даже если вопросы
неприятны для вас. Куда лучше - спокойствие, доброжелательность и легкий юмор.
Воспринимайте философски любые неожиданности и
неловкости - поломку микрофона, падение на пол стакана с водой, внезапную паузу
и т.п. Нельзя выдавать своей растерянности и проявлять негативное отношение к
отрицательным моментам, которые возникли случайно или же оказались «домашними
заготовками» ваших недоброжелателей. Лучше всего реагировать на это с юмором,
обыграть в выгодном для себя ключе. Оратор должен контролировать ситуацию,
показывать, что все это не препятствует ему, а неприятности не выбивают его из
колеи.
Если речь перерывается аплодисментами, необходимо
дождаться их окончания и только потом продолжать - чтобы начало вашей следующей
фразы было всеми услышано. Также помните о том, что аплодисменты аплодисментам
рознь Речь должна закончиться до того, как утомленные и раздраженные слушатели
начнут «захлопывать» выступающего.
Завершая речь необходимо посмотреть в глаза
слушателям и сказать что-нибудь приятное, продемонстрировав свое удовлетворение
от общения с аудиторией. Такой позитивный информационный импульс в финале
останется в памяти людей, в их восприятии вашего публичного выступления.
Актёрское мастерство
Актёрское
мастерство формирует представление о специфике театрального искусства,
собственных возможностях в данной области, обеспечивает условия для воспитания
и развития художественного вкуса посредством освоения различных компонентов
человеческой культуры. Помимо подготовки в театральные ВУЗы, актёрское
мастерство преследует и более широкую цель: общее развитие личности, способной
к многоплоскостному восприятию мира и обладающей широким диапазоном
способностей.
Основным стержнем актёрского мастерства является моделирование театрального
образа через многообразные грани его живого воплощения: движение, звучание,
изображение, темпо-ритм, чувства и ощущения, действие и т.д. Таким
образом, программа включает в себя элементы:
- движения - как средства освоения пространства;
- голоса - интонации - как смысловой системы, отражающей духовное состояние
человека;
- изображения - как процесса видения мира и способности передавать это видение
через конкретные образы;
- действия - как процесса изменения, преобразования мира и себя в этом мире;
- текста - как основы интерпретации, личностного начала в прочтении -
изображении - движении - интонировании - действии - сочинении.
В
качестве текста в данном случае выступают произведения музыки разных стилей,
эпох и жанров, отобранных по принципу эмоционально-образного содержания и
рассчитанных на личностное прочтение через приведение их в пластическую
визуальную мерность; поэзия начала, середины и конца ХХ века; произведения
изобразительного искусства (в том числе графика, живопись, скульптура), общение
с которыми создаёт предпосылки для освоения культурно-исторического
пространства мира через сотворчество, соавторство и самореализацию, через
воплощение себя в другом. В этом мы видим уникальную возможность духовного
обогащения личности, развитие её универсальности.
Таким образом, ведущим принципом построения программы является педагогически
организованный процесс общения, который рассматривается нами в широком смысле
как явление культуры и способ её существования. В результате структура занятий
не только содержит в себе элементы восприятия (освоение культурно-исторического
пространства), но и апеллирует к возможности многообразных «энергетических
перемещений», связанных с процессом деятельного освоения искусства через его
форму («в форме и формой я пою, рассказываю, изображаю и т.д.) Форма, таким
образом, становится выражением активного ценностного отношения к содержанию,
заставляя личность входить творцом в видимое, слышимое, произносимое,
преодолевая тем самым материальный внетворчески-определённый характер
последней, её вещность» (Бархин М.М). Речь в данном случае идёт не только о
развитии навыка восприятия произведений того или иного вида искусства,
знакомстве со спецификой его художественного языка, но и о возможности
использования множественности, ранее даже не подозреваемой, глубинных ситуаций
человеческих миров, судеб и характеров, прожить, просуществовать и
смоделировать которые предлагается учащимся.
Постоянная трансформация образа, заключающаяся в поиске его «знака» в сфере
других искусств, способствует развитию многомерного ощущения личности, формируя
представление об искусстве как области единой человеческой культуры.
Процесс развития личности через моделирование театрального образа на основе
интеграции искусств предполагает:
- освоение индивидуального пространства (как внешнего, так и внутреннего
пространства души)
- и освоение игрового пространства (взаимодействие с партнёром в процессе
общения).
- и, наконец, выход на импровизацию, как акт свободного творческого процесса.
Основным условием существования приведённой модели является участие
воображения, являющегося ведущим компонентом внутреннего духовного проявления
личности в искусстве и важнейшей составляющей формирования культуры в широком
смысле слова.
Виды деятельности, построенные на интеграции искусств и включённые в систему
занятий, представлены ниже:
Движение - освоение индивидуального пространства (внешнего и внутреннего) через
музыкально-игровые импровизации; освоение пространства бытия, космоса, стихий
по произведениям изобразительного искусства, поэзии, музыки, моделирование
пространства в линии и цвете и т.д.
Звучание - звуковые ассоциации по произведениям изобразительного искусства;
озвучивание народных сказок; освоение пространства через посыл звука (далеко,
близко, громко, тихо и т.д.); сочинения по партитурам; кинофикация процесса
звучащей музыки и т.д.
Изображение - ассоциации; индивидуальные, парные и групповые этюды по
произведениям изобразительного искусства (освоения понятий «зерно» образа,
«тяжёлый и лёгкий вес»); перевод изображения в музыкально-пластический ряд;
создание автопортретов в объеме; работа над портретными характеристиками в
технике акварели, гуаши, карандаша; сочинения по произведениям изобразительного
искусства.
Темпо-ритм - движение под музыку (индивидуальные и коллективные импровизации);
исполнение стихотворных текстов и монологов, построенных, на смене ритма;
действие, на основе партитуры; этюды по произведениям изобразительного
искусства «вхождение в темпо-ритм» и т.д.
Взаимодействие - ассоциации по произведениям изобразительного искусства (игра
«Кто с кем дружит?»); диалоги внутри картин, диалоги с изображённой моделью;
сочинение прелюдий и внутренних монологов по картинам; моделирование
натюрмортов; музыкально-игровые импровизации на общение; танцы с партнёром;
составление фраз, четверостиший по отдельным словам; шарады; сочинения
рассказов пo заданным ощущениям, чувствам, действиям.
Вопросы для самостоятельной проверки усвоения темы 2.2:
- Советы лекторам- Анатолий Федорович Кони-Как завоевать внимание аудитории.
- Секреты и правила успешного публичного выступления.
- Актёрское мастерство оратора.
- Публичное выступление, его особенности. Публика и оратор. Внимание. Взаимопонимание. Главная мысль. Аргументы. Актерское мастерство.
- Риторика и общение. Монолог. Диалог. Собеседник. Барьеры общения. Пауза смысловая. Подтекст. Мастерство говорящего. Оттенок речи. Результат процесса общения.
|